Дебютант ралли-марафона "Дакар" пилот российской команды SNAG Racing Алексей Шмотьев рассказал корреспонденту РИА Новости Сергею Астахову о том, что его экипаж морально был готов к ночевке в холодной пустыне, о борьбе с собственным багги и опасностях для жизни, которые таили в себе дюны Саудовской Аравии. "Одеяла спасли нас от замерзания в пустыне"
- Чем для вас стал дебютный "Дакар"?
- Я понял, что это такое. Увидел, что не так страшен черт, как его малюют. По сравнению с другими гонками этот старт тяжелее эмоционально, чем физически. На "Дакаре" вполне реально ехать и с очень хорошим результатом.
Пески Саудовской Аравии: триумф "КАМАЗ-мастер" на "Дакаре"Международный ралли-марафон "Дакар" 2020 года завершился в пятницу очередной, 17-й по счету, победой российской команды "КАМАЗ-мастер", а главный приз – "Золотой бедуин" - в грузовом зачете завоевал экипаж Андрея Каргинова.
1 из 20
Всего на старт вышли 342 экипажа в пяти категориях: 144 мотоцикла, 23 квадроцикла, 83 внедорожника, 46 мотовездеходов (SSV) и 46 грузовиков.
2 из 20
За 12 этапов с 5 по 17 января пилоты преодолели около 7900 километров, включая более 5000 километров спецучастков.
3 из 20
Перенос "Дакара" из Южной Америки на Ближний Восток многими гонщиками был воспринят положительно.
4 из 20
Новые маршруты и ландшафты, а также новые эмоции и впечатления должны были внести в жизнь участников многодневки разнообразие. Потому что дороги Аргентины, где в последние годы проходила большая часть ралли-марафона, были хорошо изучены и порядком поднадоели.
5 из 20
Экипаж команды "КАМАЗ-мастер" в составе пилота Дмитрия Сотникова, штурмана Руслана Ахмадеева и механика Ильгиза Ахметзянова во время девятого этапа.
6 из 20
В грузовом зачете бросить вызов команде "КАМАЗ-мастер" в медийном пространстве никто не осмелился, но наверняка мысленно пилоты надеялись на осечку россиян. Один из основных соперников Сергей Вязович (МАЗ) рассчитывал на попадание на подиум и своего добился. На большее, по словам лидера белорусской команды, его машина претендовать не могла из-за нехватки мощности, что на скоростных участках бескрайних просторов Аравийского полуострова выливалось в проигранные минуты на каждом из этапов.
7 из 20
Не получилось зарубежным спортсменам составить конкуренцию "Синей Армаде" и на трассе. Из 12 этапов экипажи из Татарстана выиграли 11, не оставив соперникам ни единого шанса на титул.
8 из 20
Семь побед одержал Каргинов, выступающий вместе с штурманом Андреем Мокеевым и механиком Игорем Леоновым. Это личный рекорд гонщика на "Дакаре". В 2014 году, когда Каргинов выиграл свой первый "Дакар", на его счету было четыре победных этапа.
9 из 20
Вторым в общем зачете стал Антон Шибалов, на прошлом "Дакаре" выполнявший роль водителя пресс-кара команды. Для победителя ралли-марафона "Шелковый путь"-2019 попадание в призы стало первым в карьере, также он добавил в копилку три выигранных этапа в Саудовской Аравии. Третий результат показал Вязович. Еще один экипаж "КАМАЗ-мастер" под управлением Дмитрия Сотникова (одна победа на спецучастке) стал четвертым.
10 из 20
"Я счастлив, что удалось одержать победу. За две недели мы преодолели непростые тысячи километров сложнейшими внедорожными маршрутами. Для нас было важно подтвердить первенство "КАМАЗ-мастер" в грузовом зачете "Дакара" и показать преимущество российской техники в новом для ралли-марафона регионе. Рад, что наша команда вновь стала первой и порадовала болельщиков в России и во всем мире", - сказал Каргинов, чьи слова РИА Новости предоставила пресс-служба команды.
11 из 20
Пятикратный победитель "Дакара" Эдуард Николаев после трех подряд победных марафонов сошел с дистанции из-за поломки машины. На пятом этапе его экипаж почти 14 часов ремонтировал двигатель и провел в пустыне всю ночь, а уже на следующем спецучастке мотор окончательно вышел из строя. Несмотря на технический сход, Николаев продолжил гонку в специальной классификации Dakar Experience: результаты таких участников учитывались на этапах, но не шли в общий зачет.
12 из 20
Одним из самых острых стало соперничество при распределении мест на пьедестале в зачете внедорожников. Сенсацию на первом этапе сотворил литовец Вайдотас Жала (Mini), после второго спецучастка рейтинг возглавил аргентинец Орландо Терранова (Mini), а дальше "быка за рога" взял испанец Карлос Сайнс (Mini). "Матадор" захватил лидерство в общем зачете по итогам третьего этапа и никому его не уступил до финиша.
13 из 20
Сергей Карякин (Can-Am) - единственный из россиян, помимо представителей "КАМАЗ-мастер", кому удавалось поднимать над головой главный приз "Дакара". После триумфа в 2017-м в классе квадроциклов гонщик из Екатеринбурга второй год подряд выступает на мотовездеходе. На Ближнем Востоке Карякин возглавлял общий зачет только раз – после пятого этапа, но из-за многочисленных поломок смог занять итоговое второе место. Победу одержал американец Кейси Карри (Can-Am).
14 из 20
Не обошелся "Дакар" и без трагедий. Во время прохождения седьмого этапа ралли-марафона остановилось сердце 40-летнего португальского мотогонщика Паулу Гонсалвеша.
15 из 20
На 11-м этапе гонки с дюны упал голландский райдер Эдвин Стравер: в течение десяти минут у 48-летнего спортсмена отсутствовало сердцебиение, также у него сломан один из шейных позвонков. После того, как врачи оказали Страверу помощь на месте аварии, он был доставлен в больницу на вертолете в критическом состоянии.
16 из 20
Экипаж команды "КАМАЗ-мастер" в составе пилота Андрея Каргинова, штурмана Андрея Мокеева, механика Игоря Леонова во время десятого этапа.
17 из 20
Следующий "Дакар" в 2021 году вновь пройдет в Саудовской Аравии, с которой у организаторов ралли-марафона подписан пятилетний контракт.
18 из 20
Антон Шибалов после финиша.
19 из 20
Дмитрий Сотников, Руслан Ахмадеев и Ильгиз Ахметзянов после финиша.
20 из 20
- Что вам перед стартом говорил Сергей Карякин? - Запугивал (смеется). Предупреждал, что это будет нелегкой прогулкой, настраивал на более сложную гонку. После финиша я сразу сказал, что точно поеду на следующий "Дакар". Этот вопрос для меня решен на 100%.
- Для многих новичков задача на "Дакар" - достигнуть финиша вне зависимости от итоговой позиции в протоколе.
- Так и есть. Минимальную цель я достиг, хотя планка ставилась выше.
- Забраться выше в таблице вам помешала поломка машины.
- Хочется проявить себя как пилот, а не как человек, который чинит багги в пустыне и готовится ночевать в дюнах.
- Было обидно, потому что ты понимаешь, что это зависит не от тебя. Хочется показать навыки вождения, а не делать вещи, которые, наверное, пилот не должен выполнять. По факту нам приходилось бороться с машиной, а не с соперниками. Что касается ночевки в пустыне, то морально мы с Андреем Рудницким (штурманом) настроились.
Карякин: проиграли команде, чей бюджет в 10 раз больше нашего - Веток для костра набрали?
- Самое смешное, что по ходу спецучастка проезжали места, где были кустарники и деревья. А встали мы посреди дюн, и чтобы хоть что-то набрать для костра, нужно было идти несколько километров, да и то это были лишь кустики сантиметров десять высотой. Спасли нас одеяла, хоть и тонкие, но они согрели в холодных условиях.
"Дакар" - это не развлечение"
- "Дакар" для вас стал гонкой или развлечением длиной в две недели?
- Точно не развлечение. Да, гонки для меня - хобби, но это тяжелый труд, который требует максимальной отдачи и погружения.
- К новичкам какое-то особое отношение у организаторов было?
- Не заметил. На бивуаке все равны, здесь нет различия в регалиях. От "одноклассников" на трассе помощи точно ждать не приходилось, они пролетали мимо. Но успели ощутить поддержку от "старшеклассников". Когда мы легли на бок, нам пытались помочь грузовики. Не с первого раз это получилось, так как несколько раз рвался трос. Когда дважды кончался бензин, до заправки нас тянули джипы.
- Место в конце генеральной классификации расстроило вас?
- Конечно. Сначала мы шли очень бодро. Первый этап проехали седьмыми, потом из-за проблем с электрикой скатились на десятое, другие поломки отбросили нас на 11-ю позицию. Несколько дней удерживались в топ-10, но в дюнах из-за проблем с "мозгами" багги упали вниз, а вернуться наверх было нереально.
- Зато на будущий год знаете, что делать с машиной.
- Составим список того, что нужно исправить. И я как пилот для себя что-то уяснил, получил шикарнейший опыт. Дюны Саудовской Аравии несравнимы с теми, что в Марокко или в пустыне Гоби в Китае. Это совершенно другой песок, эти дюны просто коварны. И количество сходов только подтверждает тяжелейшие условия.
- Организаторы обещали, что в пустыне Руб-эль-Хали могут встречаться дюны высотой до 250 метров. Встречали таких гигантов?
- Не знаю, сколько было метров, но были очень высокие. В Китае с этим проще: ты видишь огромную стену перед собой и понимаешь масштабы дюны. В Саудовской Аравии по-другому. Едешь по песку, ничего не предвещает, что впереди будет опасный участок. А потом раз, и резкий спуск на несколько десятков метров. Приходилось ехать очень аккуратно. Разговаривал с Сергеем (Карякиным) о том, что экипажи, которые ехали быстрее нас, сильно рисковали. Застрять или, чего хуже, перевернуться на "Дакаре" было проще простого.
- Как понимаю, тактику ехать аккуратно, но стабильно вы переняли у Карякина?
- Да. Ехать в своем темпе и оказаться на финише. Мы в одной команде, Серега - мой главный тренер. Мы после каждого этапа обсуждали минувший день, он давал советы. У него колоссальный опыт, и это сильно помогает мне.