Хоккей

Владимир Юрзинов. Барин с душою на застежках

Читать на сайте rsport.ria.ru
20 февраля исполняется 80 лет Владимиру Юрзинову. Замечательный хоккеист и впоследствии великолепный тренер, чьи воспитанники составляют золотой фонд мирового хоккея. Его тактичность и радушие притягивают собеседников. Многие попадают в эту ловушку, а потом сильно обижаются, когда понимают, что грань дозволенного в общении с ним переступить никак не получится. Некоторые потом недоумевают: "Как же так, такой добродушный мужчина, и вдруг – категоричное нет". Именно к такому резкому изменению настроения Владимира Владимировича многие и оказываются не готовы.
Но именно в этом и есть весь Юрзинов – человек, который в любой ситуации умеет принять верное решение и отделить нужное от лишнего. Настоящий профессионал.
Знаю людей, которые относятся к нему с иронией. Некоторые даже ставят под сомнение значимость его трудовой деятельности и полученных в ее результате достижений. Вот только когда начинаешь анализировать вехи его карьеры, все равно приходишь к выводу, что Юрзинов, в отечественном хоккее – фигура культовая.
Зинэтула Билялетдинов (слева) и Владимир Юрзинов

Категоричное "нет"

Юбилей заслуженного человека. Обычно в таких случаях говорят о том, что в это невозможно поверить и как же быстро летит время. А для меня, когда я вижу Юрзинова, это самое время как будто остановилось. Вполне вероятно, это связано с тем, что познакомились мы с ним, когда он был уже человеком в возрасте. А прошло с той поры уже шестнадцать лет. То, что внешне изменился я, даже не обсуждается. А вот он… каким был, таким и остался. Владимиром Владимировичем для всех нас и дядей Володей для всех своих учеников.
Тогда, осенью 2004-го, я впервые столкнулся с противоречивостью его характера.
Дело было в Хельсинки. За день до старта "Кубка Карьяла" сборная России, которую в связи с занятостью в клубе Зинэтулы Билялетдинова Владимир Юрзинов и привез в Финляндию в качестве основного тренера, прибыла на "Хартвалл арену". Хоккеисты готовились к тренировке, а мы с оператором старались по максимуму этот процесс зафиксировать. Иногда переходили грань дозволенного, и тогда нам крепко доставалось от администраторов национальной команды. Но так как напугать, а уж тем более обидеть нас было практически невозможно, мы, не обращая внимания на порой обидные колкости в свой адрес, продолжали работать. Но когда представитель штаба сборной отпустил в наш с оператором адрес крепкое словцо, в дело вмешался уже Юрзинов. Он здорово осадил нерадивого администратора. Потом подошел ко мне и сказал, что как только хоккеисты выйдут на лед, мы с оператором сможем зайти в раздевалку и подкрепиться бутербродами и фруктами, которыми организаторы турнира обеспечили нашу сборную в очень большом количестве.
Владимир Юрзинов (слева), Евгений Кетов (в центре)
После такого радушия я, наивный мальчишка, подумал, что теперь-то мы с мэтром на короткой ноге, и, уличив момент, попросил Владимира Владимировича разрешить нам сесть в автобус вместе с командой, дабы добраться до гостиницы. И в ответ услышал легендарное категоричное "Нет". Наверное, так и пришлось бы нам с оператором с аппаратурой в руках под проливным дождем топать пешком до гостиницы. Но не успели мы и на двести метров отойти от арены, как рядом с нами остановился автобус сборной. Открылась передняя дверь, Владимир Владимирович пригласил нас войти внутрь и мы с комфортом добрались до места проживания.
Эта история наглядно объясняет, каким противоречивым человеком является наш герой. С другой стороны – невозможно предъявить претензии ни к одному из его решений. Журналистов накормил – а почему нет? В автобус изначально не посадил – так ведь и не положено. В итоге поменял свое решение из-за того, что на улице шел сильный дождь и мы бы промокли насквозь – чисто человеческое решение.
И так на протяжении всей жизни.

Юрзинов – Тихонов

В ходе одной из наших бесед Владимир Владимирович вспоминал, как Виктор Тихонов, который только закончил игровую карьеру и стал помогать в "Динамо" Аркадию Чернышеву, начал внедрять в тренировочный процесс команды свои наработки. Так, по признанию самого Юрзинова, он был в числе главных "нытиков", которые выражали свое недовольство идеями Тихонова. А уже сам будучи главным тренером родной команды, неоднократно получал нагоняй от собственного отца за чересчур эмоциональное и жесткое общение со своими хоккеистами.
Виктор Тихонов (слева) и Владимир Юрзинов
Про историю взаимоотношений между друзьями-противниками Виктором Тихоновым и Владимиром Юрзиновым можно писать отдельную книгу. Они вылетели из одного гнезда. И являются плоть от плоти прямыми наследниками своего учителя Аркадия Чернышева. Но при некой схожести во взглядах на хоккей они были разными тренерами по определению.
Первый – настоящий фанатик хоккея. Тогда как Владимир Владимирович – истинный профессионал тренерского дела. У Тихонова в ходе рабочего процесса все было подчинено игре и результату. Его, по большому счету, не интересовало, чем помимо хоккея живут игроки. Юрзинов же, по рассказам людей, проработавших с ним определенное время, в отличии от своего друга, старался собрать о каждом из своих хоккеистов максимальную информацию.
Делалось это для того, чтобы в нужный момент надавить на правильные точки для достижения результата. Возможно, такой стиль руководства командой помешал в итоге Юрзинову как тренеру добиться крупной победы на уровне сборных. Но этот стиль на долгие годы связал одной жизненной нитью тренера и большинство его подопечных, которые уже будучи совсем взрослыми мужиками продолжают не просто общаться, но и советоваться по различным вопросам со своим тренером. У Виктора Васильевича такой связи с хоккеистами не было никогда.
Владимир Юрзинов (слева) и Зинэтула Билялетдинов
А сколько классных тренеров появилось в нашем хоккее благодаря старанию Владимира Владимировича! Причем к новой работе он подталкивал возрастных хоккеистов не только своим собственным примером. Однажды Владимир Крикунов рассказал мне, как Юрзинов буквально определил его жизненный путь после окончания спортивной карьеры.
Дело было в Риге. Однажды Юрзинов, который тогда тренировал местное "Динамо", спросил у Крикунова, чем он собирается заниматься после того, как повесит коньки на гвоздь. А когда связного ответа не услышал, посоветовал хорошо подумать над тем, чтобы стать тренером.
Все мы прекрасно знаем, что из этого получилось.
А еще вспоминается, как Харис Витолиньш после серебра с ХК МВД рассказывал нам о том, что после первого сезона работы с командой, по итогам которого плей-офф не случилось, они с Олегом Знарком решили прекратить играть в демократию и быстро вспомнили то, чем занимались на сборах в рижском "Динамо", когда командой руководил Владимир Юрзинов.
Олег Знарок (слева) и Владимир Юрзинов

Юрзинов и Финляндия

И если закончить рассказ про историю отношений и сравнений Тихонова и Юрзинова, то хочется вспомнить одно интервью Виктора Васильевича, которое он дал одному из коллег в конце девяностых.
Когда Тихонова спросили, почему он не уехал работать за границу, тот сказал, что не мог в такое тяжелое время оставить ЦСКА.
А вот Владимир Владимирович, как мне кажется, в момент принятия решения отправиться работать за границу вообще не думал о том, что кого-то бросает и в связи с этим что-то кому-то должен. Он в очередной раз поступил как истинный профессионал: поступило интересное предложение, он его принял. Кого в нашем мире удивишь тренерским переходом?
Да и не мог он отказаться от возможности поработать в другой стране. Себя показать, и что самое важное – на других посмотреть. Плюс, будучи представителем отечественной тренерской школы, он, принимая новый вызов, отчетливо понимал, что не имеет права ударить в грязь лицом.
Владислав Третьяк, Виктор Тихонов и Владимир Юрзинов (слева направо)
Он и не ударил. При этом получил в Турку все, что ему было нужно для работы. Как однажды рассказывал хоккеист, а ныне тренер "Динамо" Андрей Скопинцев, который играл в Финляндии под руководством нашего героя, в ТПС Юрзинову предоставили "станок" для производства высококлассных хоккеистов. Как только Владимир Владимирович приступил к работе – дело пошло.
Этот "станок" включался в начале июля, и не выключался до конца мая. Была проделана колоссальная работа, в результате которой большая группа финских хоккеистов заиграла на самом высоком уровне. Но не менее ценным для хоккея страны Суоми является то, что после себя Юрзинов оставил целую когорту классных тренеров, которые работали и продолжают работать на благо местного хоккея.

Юрзинов и популярность

Работая на телевидении мы с коллегами сделали несколько документальных фильмов о хоккее. В четырех проектах принимал участие Владимир Юрзинов. Для нас он был человеком, чье участие в проекте позволяло рассчитывать на его успех. Практически как Олег Басилашвили для Эльдара Рязанова. Рассказчик Владимир Владимирович первоклассный. Сказывается журналистское образование. Так, в ходе одного из интервью Юрзинов, сам того не ведая, помог мне найти ответы на два важных вопроса: "Как хоккей появился в СССР". И "Почему он сходу стал популярным среди народа".
По версии Юрзинова, хоккей присмотрел Всеволод Бобров во время турне футбольного "Динамо" по Англии в 45-м году. Они гуляли в Лондоне и наткнулись на необычную площадку с бортиками. Увиденное так поразило Всеволода Михайловича, что по возвращении в СССР он поделился своими впечатлениями с Василием Сталиным. Сын вождя народов идеей загорелся, быстро снарядил в Ригу гонцов, чтобы они собрали всю информацию относительно правил новой игры. Приказ был выполнен в срок и ровно через год состоялся первый чемпионат Советского Союза по хоккею с шайбой.
Что же касается народной популярности нового вида спорта, то Владимир Владимирович сначала удивился, почему я сам не могу догадаться, но потом смилостивился и отметил, что в хоккей стали играть звезды футбола, которых боготворила вся страна. А для подкрепления довода добавил, что если бы эти небожители решили заняться плаванием, то тогда яблоку бы негде было упасть на трибунах бассейна.
Спасибо за все, Владимир Владимирович! И здоровья вам.
Обсудить
Рекомендуем