Волейболист катарского "Аль-Ахли" чемпион Европы Алексей Спиридонов в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Астахову рассказал о долгах в его бывшем клубе уфимском "Урале", нежелании доводить историю до суда и обещаниях президента команды Валерия Багметова выплатить деньги.
- Алексей, обычно об интервью просят журналисты, а здесь вы сами захотели высказаться. Что случилось?
- Хочу высказаться по ситуации с долгами в моем бывшем клубе "Урал". Зла не хватает, что в который раз там кормят завтраками, а ждать заработанных денег я уже устал. Контракты у всех закончились в конце апреля, а сегодня уже середина сентября, и лично я денег не увидел до сих пор. Прекрасно понимаю, что те, кто остался в клубе, молчат, потому что боятся. Мне же бояться нечего – я всегда говорил то, что думаю, и не стесняюсь в выражениях.
У меня двое детей, и их надо чем-то кормить. А президент клуба (Валерий) Багметов в свое время развалил команду в Салавате, потом возвращался в Уфу и вылетал с ней из Суперлиги, из-за чего турнир расширяли, чтобы клуб остался в элите. Он мне напоминает Андрея Бельмача, который нагло врал, что всё хорошо, что деньги есть, а по факту никто их не видел, одинцовская "Искра" развалилась и до сих пор не может вернуться в Суперлигу.
Багметов в середине апреля в интервью заявил, что клуб закрыл все контракты, что всё хорошо. Только это вранье - денег не дали. Потом он клялся и божился, что до 1 сентября всё отдадут, а денег по-прежнему нет. И теперь я хочу донести до общественности, как относится к игрокам волейбольного клуба "Урал" лично Багметов. Просто накипело уже, держать в себе очень тяжело. Пусть он прочитает это интервью, а он его прочитает, я уверен.
- За какой срок вам должны?
- За последние два месяца контракта.
- Что включают в себя долги?
- Только заработная плата. Премиальной системы в минувшем сезоне в Уфе не было.
- Вы лично общались с президентом клуба?
- Нет. Я не люблю говорить с людьми, которые врут в глаза. Раньше у клуба был генеральный директор Антон Леднев. Это был человек слова. Если были трудности с финансами, он подходил и говорил каждому лично, чтобы потерпели, что деньги обязательно будут, но чуть позже. Он честно общался с нами, не врал. А что при Багметове? Какой результат при нем у команды? Никогда и нигде этого результата не было.
Федерация должна разобраться с долгами в "Урале"
- По ходу сезона проблемы с финансами были?
- Нет. Я и сейчас бы промолчал, если бы он сказал честно. Спокойно воспринял бы, ждал. А врать на всю страну, говорить, что задолженностей перед игроками нет… Как это назвать?
- С другими игроками обсуждаете ситуацию?
- Их тоже кормят завтраками. Но завтраком сыт не будешь, хочется и поужинать.
- Есть те, кому выплатили все деньги?
- Только двум легионерам. Потому что они могут обратиться в Международную федерацию волейбола (FIVB) и клубу закроют трансферы на иностранцев.
- Российские игроки не могут так же пожаловаться?
- К нам руководитель клуба относится как к собакам. Я не понимаю такого разного подхода, ведь все мы имеем право получить то, что заработали честным трудом. Вот пример: я подписал контракт с "Аль-Ахли" из Катара, и здесь совершенно другое отношение к игрокам – все улыбаются, все на позитиве, солнышко светит. А у себя дома к своим же спортсменам относятся как ко второму сорту, думают, что мы будем терпеть.
- Хорошо, но я так и не понял, что мешает вам направить письмо в FIVB с претензиями к "Уралу" по задолженности.
- Не знаю. Мне кажется, что здесь в первую очередь Всероссийская федерация волейбола должна разрешить вопрос, выяснить, почему российский клуб допускает задержки по зарплате.
- Перед переходом в "Урал" наводили справки?
- Не слышал ничего, что могло бы насторожить. Я приходил в команду, рассчитывая попасть в "Урал", за который играл в 2012 году. К сожалению, при нынешнем руководстве это совершенно другой клуб. Поэтому я с теплотой вспоминаю прежнего главу "Урала" Леднева.
- Багметов скажет, что сейчас трудная ситуация из-за коронавируса, игроки должны понимать, что деньги уходят на другие нужды…
- А детей как я кормить буду? Буду говорить, что надо потерпеть, потому что пандемия? Почему хоккейный "Салават Юлаев" и футбольная "Уфа" не имеют задолженностей, а вот у Багметова они есть? Почему он говорил, что все контракты закрыты? Вот пусть теперь думает над тем, что сделал, как поступил. Я общаюсь с хоккеистами и футболистами, у них всё в порядке. А бюджет-то везде один.
- Для российского волейбола такие истории не редкость?
- На текущий момент ни от одного клуба не слышал, что у них существуют долги за прошлый сезон перед игроками. Даже в "Нижнем Новгороде" и "Самотлоре", которые не могут похвастать средним бюджетом, всё в порядке. А "Урал" умудрился отличиться.
Пять месяцев я терпел, пора требовать свои деньги
- Алексей, так почему не поговорите с руководителем клуба? Все же это ваши деньги.
- А зачем? У меня есть агент, который с ним общается. И слышит стандартную фразу: мы ждем деньги, подождите до такого-то числа. Не уверен, что я услышу что-то кардинально другое.
- От кого ждут деньги?
- Наверное, от правительства Башкортостана. Я согласен, что денег и правда может не быть. Но почему эти проблемы появились с приходом Багметова (он возглавил "Урал" в январе 2019 года – прим.)? Я готов ждать, если существуют реальные трудности, но для этого ему нужно сказать правду.
Моя позиция простая – я всегда выступаю за честность, я не люблю вранье. За свою правду и честность иногда страдаю. Понимаю, что живут хорошо те, кто поддакивает, льстит и бегает на побегушках. Но я не такой, у меня есть своя точка зрения, которую я не боюсь высказывать.
- Болельщики уфимского клуба на вас сейчас обозлятся. Скажут, что спортсмены совсем зажрались, с доходами в несколько раз выше среднего не могут подождать, когда рядовым людям кушать нечего.
- Так и я терплю. У меня контракт закончился почти пять месяцев назад. Ну и? Я всё лето потерпел, а теперь пора требовать свои деньги. Я же не кричал на всю страну в середине мая, что мне зарплату задерживают на две недели - караул, помогите! Люди должны понимать, что каждый работник - будь это волейболист, футболист-миллионер или простой слесарь - если на протяжении нескольких месяцев сидишь без денег, то ты обязан требовать погасить долги.
Также болельщики должны знать, что происходит в их любимом "Урале". Я не осуждаю сам клуб, отношусь с уважением к этой команде, ко всем, кто там работает, мне нравятся люди, которые поддерживают и переживают за команду. Но есть отдельные личности, которые не должны там работать.
- Заявление в прокуратуру и трудовую инспекцию обычно сильно помогает. Не каждый захочет, чтобы на него заводили уголовное дело. Пробовали писать в эти инстанции?
- Конечно, есть и такие рычаги. Клуб не имеет права задерживать официальную зарплату на столько месяцев. Но я не хочу доводить дело до суда. Надеюсь, это интервью дойдет до нужных людей, и они зашевелятся, погасят долги. Пусть знают, что я не кровожадный, а выступаю за справедливость.
- У вас же есть профсоюз?
- Нет. В волейболе не так, как в футболе или хоккее, когда игрок может пожаловаться в свою федерацию и на клуб могут быть наложены санкции. Хотя, считаю, такое пора ввести давно. Если ты не платишь зарплату, то должен нести наказание, вплоть до запрета выступать в чемпионате.
Катар
- Как проходят ваши первые тренировочные дни в новой команде?
- Всё нормально. Коллектив хороший, ребята все веселые. Тренер дает втянуться после длинного отдыха. Во вторник провели первую товарищескую игру. Честно, думал, что будет тяжело выходить на площадку, тем более играли против одного из лидеров катарского волейбола. Сыграли 2:2, продолжать дальше не стали, так как все ребята подустали. Мне показалось, что я отыграл нормально, справился с нагрузками.
- Как строится общение с партнерами?
- На английском. Ребята, кстати, быстро учатся русскому языку. Вместо good говорят то самое слово, которое произносится в России, когда тебе очень хорошо (смеется).
- С вашим образом жизни недельный карантин был сравним с заточением в башне?
- Не то слово! Было непросто сидеть в номере отеля без возможности куда-то выйти. Хорошо, что клуб помог – привезли спортивный инвентарь, постоянно были на связи и поддерживали, пытались выбить разрешение на посещение спортзала и бассейна. Теперь же я сосредоточен на подготовке к сезону. Будет интересно, для меня это совершенно новый опыт.