Решение Международной федерации хоккея с мячом (FIB) провести в России два чемпионата мира в период санкций, наложенных решением CAS, заставило задуматься о том, как и кто контролирует отзыв чемпионатов мира, ранее уже делегированных России. Денис Косинов, разбираясь в этом вопросе, нашел немало странностей.
Невозможность переноса
Согласно вердикту CAS те чемпионаты мира, которые были отданы России и потом попали в санкционный период, то есть до 16 декабря 2022 года, следовало перенести в другие страны. Но с оговоркой - если это не является невозможным практически или юридически.
Все сразу переполошились по поводу чемпионата мира по волейболу 2022 года – отберут или нет. Прошло уже полтора месяца, а внятного ответа никто не дал. Но пока волейбольные начальники отмалчиваются и отнекиваются, совершенно неожиданно ясность в этот вопрос внесли руководители хоккея с мячом.
31 января технический комитет FIB принял решение о том, где и когда состоятся чемпионаты мира 2021 и 2022 годов. Ранее планировалось, что в 2020-м чемпионат пройдет в Иркутске, а в 2021-м в Сыктывкаре. Но из-за пандемии, разумеется, ничего этого не было, а потом CAS вынес свой судьбоносный вердикт. Так вот. 31 января технический комитет FIB решил, что оба чемпионата пройдут ровно там, где и предполагалось. В Иркутске – в октябре 2021 года, в Сыктывкаре – в марте-апреле 2022 года. Легко заметить, что все это попадает под период санкций.
Как так? Должны же были отобрать! Казалось бы – довольно громкая новость. Но как выяснилось – негромкая. Точнее – очень-очень тихая. Подавляющее большинство тех, кто вообще следит за спортивными новостями, пропустило это сообщение мимо ушей. Что, хоккей с мячом? (Зевок) Да кому он нужен? Что ж, это действительно далеко на самый популярный вид спорта. А между тем, возник важнейший прецедент.
Безответственное WADA
Дело в том, что в решении CAS не было ни слова о том, кто и как определяет критерии "практической или юридической невозможности отзыва чемпионатов мира из России". Но как-то ведь FIB приняла это решение? Официальная информация заключалась только в том, что чемпионаты пройдут в Иркутске и в Сыктывкаре. И ничего о причинах. И тем более ничего о каких-либо переговорах. Тут-то и возник вопрос – а есть ли регламент принятия подобных решений? Международная федерация сначала обращается в WADA, и лишь потом решает? Или сначала решает, а потом извещает WADA? Или просто решает, никого не извещает и ждет, что будет дальше? Спортивный юрист Юрий Зайцев прояснил вопрос. В том смысле, что ясность отсутствует.
«
"Регламента нет, и я, честно говоря, не уверен, что он в ближайшее время появится. Соответственно, как происходит взаимодействие между международными федерациями и WADA, я тоже не знаю. В данном случае каждая соответствующая сторона берет на себя риск принятия решения. А если потом WADA задаст вопрос, а почему вы не забрали, они должны будут доказать свою правоту. Разумом я понимаю, что без предварительных консультаций с WADA международная федерация вряд ли примет такое решение. Скорее всего, международная федерация сначала готовит предварительное обоснование, потом проводит консультации с WADA, и только после этого объявляет", - сказал Зайцев.
То есть, как минимум, должны были пройти переговоры между российской и международной федерациями, верно? Мы же видим, как наши лыжные, биатлонные, гандбольные, бобслейные начальники договариваются с руководителями международных структур о форме спортсменов, наименовании команд и прочих деталях участия наших в чемпионатах мира. А тут – сами эти чемпионаты! И на тебе – пройдут в России.
Правда, в хоккее с мячом переговоры между международной (FIB) и российской (ФХМР) федерациями несколько облегчаются тем, что обеими руководит один и тот же человек – Борис Скрынник. Но получить его комментарий не удалось – Борис Иванович где-то далеко за пределами связи с внешним миром. А никому другому в ФХМР комментировать не положено. В FIB тоже не ответили. Единственным, кто согласился объяснить это решение, стал руководитель дирекции оргкомитета по проведению чемпионата мира в Иркутске Владимир Матиенко.
Президент федерации хоккея с мячом России Борис Скрынник
"В решении СAS сделаны определенные сноски, что если место проведения чемпионата мира объявлено, и его организаторы, в данном случае Иркутск, потратили на подготовку серьезные деньги и, как говорится, рубикон уже пройден, и нельзя дать задний ход, то эти соревнования должны быть проведены. Руководство Международной федерации бенди и представители Швеции подтвердили, что чемпионат мира в Иркутске будет. Они все "за". В Иркутске потрачены существенные средства на проведение соревнования, а правительство Иркутской области заплатило серьезный взнос." – сказал Матиенко.
Окей. Но в WADA кто-нибудь обращался? Если представители FIB и ФХМР об этом не говорят, то надо спросить у WADA, не так ли? Спросили. Вот ответ, пришедший сутки спустя после того, как был отправлен запрос. Долго ж они там думали. Это нечто.
"WADA не несет ответственности за детали решения CAS и их реализацию на практике. WADA будет контролировать исполнение решения CAS всеми организациями, подписавшими Всемирный антидопинговый кодекс, в рамках своей программы мониторинга соблюдения Кодекса, чтобы обеспечить надлежащее исполнение. В решении CAS говорится, что Россия не может принимать у себя чемпионаты мира в течение двухлетнего периода. Если право на проведение любого такого мероприятия уже предоставлено России, то необходимо отозвать это право и переуступить мероприятие другой стране, если только это не является юридически или практически невозможным", — заявили РИА Новости в пресс-службе WADA.
Мы в курсе, спасибо. Заметьте, тоже ни полслова о каком-то общении между FIB и WADA до решения о проведении обоих чемпионатов в России. Но самое главное – в первом предложении: "WADA не несет ответственности за детали решения CAS и их реализацию на практике". А кто несет? И вот это главное! А никто.
Два года и четыре чемпионата
То есть получается, что CAS вынес вердикт – отбирать чемпионаты мира, если это не невозможно. Но в вердикте ничего не сказано о том, каков регламент принятия таких решений, каковы параметры этой самой невозможности и кто ответственен за регулирование таких вопросов.
Вот руководители хоккея с мячом решили оставить аж два чемпионата в России. Кто-нибудь возразил? WADA, МОК? Нет, тишина. WADA, понимаете ли, будет мониторить происходящее, но ответственности за это все не несет. Остальные, кому это может быть интересно, вообще молчат.
Теперь представим, что Международная федерация волейбола (FIVB) тоже решит оставить чемпионат мира-2022 в России. Тут договориться сложнее, поскольку международной и российской федерациями руководят разные люди. Но из достоверных источников известно, что эти переговоры идут и, скорее всего, закончатся для нас положительно.
Предположим, WADA сочтет, что это неправильное решение. И что дальше? Отменить его агентство не может, потому что что по вердикту CAS таких полномочий у WADA нет. Можно потребовать (попросить) у волейбольных начальников, чтобы те объяснились. Да пожалуйста, ответят те. Дороговато, знаете ли, переносить чемпионат из России. И что сможет возразить WADA? А ничего! Ведь параметры вышеупомянутой "невозможности переноса" нигде не указаны. Так что препираться по поводу "дешево-дорого" – совершенно бессмысленно. Как и по любому другому поводу.
Да и где препираться-то? На какой площадке? В CAS? Туда просто так не придешь, это суд, а не гайд-парк. Суд рассматривает иски, а не модерирует дискуссии. Получается, что обсуждать вопрос "невозможности переноса" негде и некому. У такого обсуждения нет ни регламента, ни перспектив. Иначе WADA уже отозвалось бы на прецедент хоккея с мячом.
Правда, остается возможность признать международную федерацию несоответствующей Кодексу, если WADA сочтет, что данная федерация не выполняет решение CAS. Но, во-первых, это еще надо будет доказать. То есть опять – дорого-дешево и прочее в том же духе. Во-вторых, это очень и очень небыстро. Созвать комитет по соответствию, провести расследование... На примере истории с РУСАДА видно, как долго это длится. Словом, это крайне маловероятно.
Так что вернемся к спортивным чиновникам. Честно говоря, нет ни малейших сомнений в том, что начальники FIVB тоже оставят чемпионат мира по волейболу в России. Они же знают, как круто русские проводят такие мероприятия. Какой размах, какая четкость. И какая забота о самых дорогих гостях! Бывший президент IBU Бессеберг подтвердит – в России очень гостеприимно принимают международных спортивных руководителей.
Так что уже можно констатировать почти как факт – в период двухлетних спортивных санкций в России пройдут чемпионат мира по пляжному футболу, аж два чемпионата мира по хоккею с мячом и на закуску – масштабный, с размахом на целых десять городов, чемпионат мира по волейболу. Просто потому, что почти никто не хочет и, что важнее, НЕ МОЖЕТ лишить Россию этих турниров. Могут только руководители международных федераций. Но вот они-то как раз и не хотят.
А сколько было криков о том, что нас грубо вышвыривают из спортивного процесса! Особо рьяные ревнители национального престижа предлагали даже выйти из всех этих комитетов, федераций, союзов и прочих, понимаешь, сборищ гонителей российского спорта. Эдак хлопнуть дверью. Что ж, один мудрый человек сказал: "Невозможно хлопнуть дверью, если тебя вышвыривают в окно". Но в том-то и дело, что никто нас никуда не вышвыривает. И хлопать дверью не придется. Уже хотя бы потому, что очень многие готовы и даже рады в эти двери войти.