Два с половиной часа Станислав Черчесов общался с журналистами. Общался так, как он любит и умеет. Не уходил от ответов на сложные вопросы, но при этом ничего существенного собравшиеся так и не услышали.
А что на выходе?
Вполне вероятно, в этом повинны и сами коллеги, которых по ходу встречи как будто интересовало все, кроме футбольных аспектов, повлиявших на выступление команды на крупном турнире. Возможная отставка главного тренера. Слабый уровень РПЛ. Отсутствие того или иного игрока в заявке. Наконец, реакция президента страны на выступление футбольной и хоккейной сборных. Станислав Саламович лично решил "разжевать" присутствующим каждую фразу, произнесенную главой государства.
А что на выходе? А на выходе информационное пространство оказалось заполнено рассказом главного тренера об одном невышедшем интервью, словами про "полевого командира", а также реакцией Черчесова на комментарии его работы в "Спартаке" со стороны супруги Леонида Федуна. Нетрудно догадаться, что никакого отношения к нашей сборной и ее бесславному выступлению на ЕВРО эти темы не имеют.
Хорошее и плохое
Да с Черчесова, по сути, и спросить-то нечего. Выделил время, ответил на вопросы, которые ему задали. Как мог, держал себя в руках, и при этом всячески старался быть обходительным. На моей памяти это первый подобный случай, когда главный тренер национальной команды проявил истинное уважение и после неудачи на большом турнире мало того, что решился на обстоятельный диалог с журналистами, так еще и согласился на то, чтобы встреча транслировалась в прямом эфире на федеральных каналах.
Понятно, что на жертву такая щедрость со стороны Черчесова никак не тянет, но сказать Станиславу Саламовичу человеческое спасибо за подобный жест всем нам все же стоит. Ведь если мы замечаем что-то плохое, значит надо видеть и хорошее. Кстати, показалось, что подобный формат общения немного выбил из колеи многих коллег, которые за эти годы привыкли к тому, что после общения с Черчесовым у них есть некоторое время, чтобы все подготовить и выдать всем разом по команде.
Чего мы добиваемся?
Хорошо помню, как несколько лет назад коллега Василий Конов (который, кстати, пресс-конференцию Черчесова и модерировал), будучи гостем одной программы, в кулуарной беседе высказал непонимание, почему журналисты смешивают с грязью тогдашнего министра спорта Виталия Мутко. Логика возмущения была железной: Василий просто предложил нам всем подумать, в какой еще стране мира главному спортивному чиновнику можно позвонить и получить комментарии на интересующие вопросы. То же самое можно сказать и про Черчесова.
Непонятно, зачем журналисты призывают вышестоящие власти к его отставке. Допустим, Черчесова уберут. Со спортивной точки зрения ничего не изменится. Или вы верите в то, что придет условный Карпин и наши футболисты будут на поле рвать и метать? Ха-ха. Ну а тогда зачем менять шило на мыло? Болельщицкие эмоции никого не должны вводить в заблуждение. А уж с позиции профессионального журналиста требовать ухода Черчесова и вовсе глупо, потому что нет никакой гарантии, что его сменщик будет так же активно работать со СМИ.
Понятно, что при желании проблему можно высосать из пальца, а потом махать пером до посинения. Мы что, за последние тридцать лет много чего выиграли в международном футболе, чтобы посыпать голову пеплом в 21 году XXI века? То-то и оно. Тем более, что в большинстве случаев при поиске негатива мы обращаем внимание на околофутбольные вещи. Но за последнее время мы сами настолько заблудились в поисках хайпа, что уже просто не в состоянии понять, чего добиваемся. В том смысле, что этот тренер с нами не говорит – он плохой. А этот, наоборот, слишком общительный – но и это нас не устраивает.
Возможность попинать
Вот и возникает вопрос: зачем бить Черчесова его возможной отставкой, когда можно спокойно бичевать его игрой и результатом сборной? При том, что сам главный тренер не прячется от народа, а дает нам возможность его прилюдно попинать. Но только аккуратно и по делу. Да вот как только доходит до этого самого дела, разговор утекает совсем в другое русло. И какие претензии в таком случае мы можем предъявлять самому Черчесову, если собственные журналистские морально-идейные посылы обществу мы выбросили на помойку?
И получается перевертыш. Он сидит перед нами расстегнутый на все пуговицы, а мы разбежались по своим "норам" и ждем момента, чтобы выскочить наружу и побольнее кого-нибудь укусить. А потом одни персонажи возмущаются, почему это нашему народу стал не интересен футбол, а другие, нехило зарабатывая на этом самом футболе, и вовсе называют нашу страну нефутбольной.
Отгадка превращения
А может и правда этот футбол никому у нас уже не нужен? Выиграли — проиграли, какая разница? Хотя… какой хайп при победе? Недовольных не сыщешь днем с огнем, а главного тренера не выведешь на негативные эмоции. Когда все как по маслу, то возникают "Усы надежды", а вся страна вместе с комментатором распевает "Ты просто космос, Стас". Вот только хорошее быстро забывается… или его специально быстро забывают.
Кого сейчас проймешь сентиментальностью? Жареное каждый день подавай, да чтоб с самого утра, да прям в постель! Да еще с полной уверенностью некоторых, что мы одни такие умные, а все остальные идиоты. Вот поэтому страна из футбольной и превращается (если уже не превратилась) в нефутбольную. А рейтинговыми считаются разговор о невышедшем интервью и тема отношения к тренеру Черчесову жены босса "Спартака".
"Цирк", — определение, не вырванное из контекста. Ведь для того, чтобы обсуждать происходящее на манеже, сборной России не нужен главный тренер. Совсем. Более того, нашей команде нет никакой необходимости участвовать в крупных футбольных турнирах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.