Призер Олимпийских игр-2016 в водном поло Евгения Соболева рассказывает о том, как прошли эти пять лет после Рио-де-Жанейро, о драматичных матчах, грубых соперницах и играх при пустых трибунах.
– Женя, пять лет прошло с бронзы в Рио. Какие воспоминания остались о первых днях после того сумасшедшего матча?
– Ощущения от той бронзы были невероятные. Как только прозвучал финальный свисток, мы и ревели, и смеялись.... Сумасшедшие были эмоции. И когда эти эмоции прорвались, когда уже "отпустило", появилось ощущение опустошения. На награждении было радостно, но уже спокойно. Потом мы поехали в Русский дом, танцевали, президент Федерации водного поло пригласил нас на ужин в ресторан. Но то, что мы завоевали медаль, осознала уже в Киришах. Когда нас встретили, когда родные и близкие стали поздравлять.
После Олимпиады мы разъехались в отпуск и потом начался клубный сезон. За сборную я не выступала до 2018 года, у меня был перерыв. Был небольшой конфликт с главным тренером, но потом мы встретились, спокойно поговорили, все обсудили и пришли к мнению, что я возвращаюсь.
– Скажите, а вот эта драма в важных матчах вашей команды – это элемент стиля?
– Нам многие люди об этом говорят (смеется). "Вы вроде нормально начинаете и потом опять вот это все и сердце колоть начинает". Естественно, мы эти нервные концовки не планируем (смеется). Но это же спорт, водное поло, кстати, вообще очень динамично и непредсказуемо. Вот такой уж накал страстей!
– В женском или мужском водном поло больше непредсказуемых результатов?
– Думаю, в женском все же побольше, но и в мужском в последнее время это случается все чаще. В олимпийском отборе у нашей мужской команды сумасшедший был матч с хорватами. На том турнире вообще было очень приятно смотреть на наших ребят, они так выросли в плане игры, боролись на равных с сильным соперником. Я орала, прыгала, ужасно переживала.
– На Олимпиаде матчи пройдут при пустых трибунах. В игровых видах это, как мне кажется, особенно чувствуется.
– Это очень странные ощущение – играть при пустых трибунах. Мы чемпионат России начали с пустыми трибунами, Евролигу... Ты играешь и мертвая тишина вокруг. Непонятно, ты на тренировке или у тебя ответственные игры. Но потом уже перестроились. А когда зрители вернулись на трибуны я резко почувствовала разницу. Когда тебя поддерживают, это дает больше стимула и сил.
– Про нервные концовки. Они бывают с пенальти. Смотрите на то, как бьют другие девчонки?
– Никогда. Не могу. Либо отворачиваю голову, либо упираюсь в плечо кому-то. Лишь бы не видеть. В других видах спорта смотрю, а у нас – нет.
– Лотерея?
– Абсолютно. Здесь важна психология. Тут и усталость, и нервное напряжение дают о себе знать. Да, можно тренировать пенальти, но тут многое определяет ситуация, которая была в матче.
– Как оказались в этом виде спорта?
– Мне было семь лет, мы поехали на море с родителями и я увидела, что в море кто-то плывет. И так красиво! Мне так понравилось, что я маму попросила отвести меня на плавание. Я походила туда немного, но мне стало скучно просто плавать от бортика до бортика. Тренеры сказали, что из меня вряд ли выйдет великая пловчиха, посоветовали попробовать поиграть в водное поло. И мне понравилось!
Евгения Соболева
– Потому что движухи больше?
– Конечно! (смеется) И мячик дали! Нужно было его ловить, бросать, тут тебе и прыжки, и перемещения. Плюс я общительный человек, поэтому игровой вид, где ты постоянно взаимодействуешь в команде, мне больше понравился.
– Что нужно делать, чтобы оно стало популярным?
– Нужны спонсоры, как в хоккее, например. Трансляции в прайм-тайм. Но я не жалею, что связала жизнь именно с водным поло. Да, наш вид спорта не такой популярный, но есть люди, которые следят за твоими выступлениями, гордятся. У нас есть свой круг болельщиков.
– Часто слышишь, что в водном поло очень много запрещенных приемов в борьбе за позицию, за мяч. Кто главные грубиянки в водном поло?
– У нас грубо играет сборная Венгрии. Итальянки тоже довольно наглые – щипаются, кусаются.
Чемпионат мира FINA 2019. Водное поло. Женщины. Россия - Австралия
– Что с этим делать? Учат противостоять этому с детских лет?
– Этому не то чтобы учат, но говорят: "Опустишь голову, нарвешься на локоть. Голову не опускай". И тут ты как бы понимаешь, что и сам так можешь делать (смеется). Некоторые, я знаю привлекают тренеров по борьбе, по боксу, учат захватам... У нас такого нет.
– Чем занимались во время локдауна? Многие спортсмены кайфанули от того, что столько времени пробыли дома.
– Я тоже кайфанула. Конечно, это все очень плохо – пандемия, болезнь. Но сам факт того, что удалось передохнуть, это было круто – у нас редко так получается. К тому же было лето хорошее. Ездила на природу. Продолжала там тоже поддерживать форму. На море даже отдохнула. Я смирилась с тем, что все перенесли. Мы вернулись к тренировкам, по которым успела соскучиться, соскучилась по девчонкам, по тренерам. Поэтому не было ощущения "как же долго все это тянется до Олимпиады".
– Останетесь в спорте после Токио?
– Нет. Я выступаю на Олимпиаде, два кубка за клуб и все, вешаю купальник на гвоздь.
– Какие моменты больше всего беспокоят перед Токио – тестирование, питание, акклиматизация?
– Вообще стараюсь заранее не настраивать себя отрицательным образом. Если постоянно переживать, как оно там будет, то можно просто измотать себя этим. То, что условия будут другие – ну они для всех равные. Что в Японии пища непривычная – на моей памяти на Олимпиадах от голода еще никто не умирал. В Японии я не была до этого, а вот в Китае много раз. Обычно первые два дня акклиматизации даются тяжело, организм "спит" на тренировках, а потом адаптируюсь. Все спокойно проходит.
– Расклад сил в мировом водном поло поменялся за последние пять лет?
– Особых изменений нет. Американки доминируют, они физически сильнее всех команд.
– Есть неприятные соперники, встречи с которыми хочется избегать до последнего момента?
– К неприятным соперникам я отношу для себя венгерок и испанок. Последние матчи с испанками не всегда были в нашу пользу. И Китай тоже неприятный соперник, любят подраться. Нам еще предстоит играть с японками, вот о них вообще мало что известно.