С-ПЕТЕРБУРГ, 25 июл — РИА Новости, Борис Ходоровский. Осенью прошлого года, собирая материал о развитии фигурного катания в Краснодарском крае, с удивлением узнал, что участник трех Олимпийских игр Станислав Морозов, выступавший с двумя будущими олимпийскими чемпионками, Аленой Савченко и Татьяной Волосожар, работает с одиночниками в скромной спортшколе Армавира. А ведь к Олимпиаде в Сочи, работая в команде Нины Мозер, он готовил будущих двукратных олимпийских чемпионов Татьяну Волосожар и Максима Транькова. В опубликованном на официальном сайте Минспорта составе сборной России по фигурному катанию на нынешний сезон Морозов числится москвичом. Естественным был первый вопрос, заданный тренеру корреспондентом РИА Новости.
— Вы вернулись в группу Мозер?
— У меня даже желания такого нет, как и желания давать какие-то комментарии по этому вопросу. Второй год работаю с юными одиночниками, а скорее — одиночницами в Армавире. Сейчас ко мне приехала спортивная пара, которая планирует выступать за Финляндию. Мальчик Михаил Акулов раньше катался за Швейцарию, а девочка — бывшая финская одиночница Милания Ваананен. В этой стране давно уже не было спортивных пар, которые выступали бы на чемпионатах мира и Европы. Инициатива создания пары принадлежала Акулову.
— Вы выступали на самых престижных соревнованиях, включая Олимпиады, с двумя будущими олимпийскими чемпионками. С кем было комфортнее?
— И Алена Савченко, и Татьяна Волосожар — великолепные партнерши. Сравнивать их не буду. У каждой были свои сильные стороны, а говорить о слабых сторонах олимпийских чемпионок даже некорректно.
— Как вы отнеслись к решению Савченко возобновить спортивную карьеру и выступать за США с Томми-Джо Найманом.?
— В том, что Алена вернется в спорт после рождения дочери, даже не сомневался. Правда, думал, что она продолжит выступать вместе с Бруно Массо. Савченко — настоящий фанат фигурного катания, и более для нее в жизни ничего не существует.
— Она ведь выиграла все, что возможно, все и всем доказала. Какая мотивация может быть у Савченко?
- Алена не только выиграла все, что возможно, но и дочку родила! Она действительно всего добилась. Только, если у человека есть желание, остановить его невозможно.
— Вместе с Татьяной Волосожар вы тренировались на одном льду с парой Алена Савченко/Робин Шолковы. Не возникало при этом каких-то проблем?
— Мы никогда не пересекались на льду. Тренировавший нас Инго Штойер всегда разводил наши пары по времени.
— Насколько сложно было вам тренировать бывшую партнершу?
— Это абсолютно нормальная практика в фигурном катании. К тому же Татьяну начал тренировать сразу же после того, как она встала в пару с Петром Харченко. Потом Харченко завершил карьеру, и Галина Кухар поставила в пару с Волосожар меня. На первых порах приходилось объяснять Татьяне, как технически правильно исполнять парные элементы. Когда стал работать с парой Волосожар/Траньков, знал о партнерше все: как она толкается, как заходит на прыжок.
— А с партнером быстро нашли общий язык?
— С Максом мы договорились о том, что он станет в пару с Таней после Ванкувера еще на чемпионате мира-2009 в Лос-Анджелесе. После этого стал внимательно смотреть, как он бросает партнершу в подкрутках и на выбросах, как заходит на поддержки. Все считают, что заслуга в создании пары Волосожар/Траньков принадлежит Мозер. Только она хотела Таню поставить в пару совсем с другим партнером, и не факт, что у России в Сочи были бы две золотые медали! А первый звонок с предложением поработать у Мозер в московской школе был от моего лучшего друга Влада Жовнирского.
— Начиная работать с этой парой, были уверены, что в Сочи они станут олимпийскими чемпионами и обыграют Савченко с Шолковы?
— Разве можно быть в чем-то уверенным, когда на кону олимпийское золото? Столько звезд должно было сойтись! Да еще и никому не дано предугадать, как претенденты на медали справятся с нервами. Помню, как в Ванкувере Макс упал с тулупа в короткой программе, хотя до этого вообще никогда не срывал этот прыжок. А в Сочи с нервами справился.
— Кого вы видите фаворитами предстоящей Олимпиады в Пекине в соревнованиях спортивных пар?
— Только российские пары. Даже то обстоятельство, что Олимпиада пройдет в столице Китая, не добавляет бонусов фигуристам из Поднебесной. Для меня номером один сейчас являются Евгения Тарасова и Владимир Морозов. Опять-таки, если сумеют справиться с нервами.
— Нынешним летом эта пара перешла в группу Этери Тутберидзе, которая до этого работала только с одиночниками.
— Мне сложно давать какие-то оценки этому переходу. Работая в Армавире с детьми, очень далек от спорта высших достижений. Да и лезть туда нет желания. Главное, чтобы российские пары были на пьедестале в Пекине, а одна из них — на высшей ступени.