Принесший России первую в истории золотую медаль Олимпийских игр в тхэквондо Максим Храмцов в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Олегу Богатову рассказал, что выиграл турнир ради памяти ушедшей из жизни мамы, о будничности своего пути к цели, отсутствии эйфории после ее достижения и ситуации с травмированной рукой.
Храмцов на Олимпиаде в Токио победил в весовой категории до 80 килограммов.
Эйфории нет, просто добился цели
- Максим, после победы в Токио прошло больше двух недель. Вы уже полностью прочувствовали, что стали олимпийским чемпионом, или какое-то неверие в случившееся все же осталось?
- Нет, никакого неверия и не было, я осознаю, что стал олимпийским чемпионом. Просто нет такой эйфории, которая есть у некоторых или какая должна быть. Я просто добился своей цели.
- Со стороны все выглядит довольно буднично: ставили задачу выиграть, приехали на Олимпиаду, всех победили, цель выполнили. Но ведь внутри вас на пути к этому наверняка было много разных событий, которые заставили не раз понервничать?
- Конечно, это и перелом руки в мае, и подготовка с гипсом на сборах. Много, много всего было - это и перенос Олимпиады, и нехватка соревновательного опыта, потому что не было турниров. Но у меня это получилось, как вы вы говорите, обыденно - выиграл и все.
- Когда в первом поединке в Токио у вас произошел жесткий удар кулаком травмированной руки в кулак соперника, не закралась тревожная мысль - черт возьми, я столько прошел на пути к к Олимпиаде и все может сейчас рухнуть?
- Нет, ни в коем случае. Я понимал, что рука, в принципе, находится в рабочем состоянии, но лишний раз ей лучше не бить. Но в тхэквондо мы часто бьем кулаком и сбиваем соперника этой рукой. И было важно, что кулак у меня был целый, поскольку я часто бил им до этой травмы. А в итоге оказался без кулака, но ничего, справился.
Волнение направляю в правильное русло
- Перед финальной схваткой не было повышенного волнения, ведь остался один шаг до золота, к которому шли много лет?
- Конечно, было. Но оно спортивного характера, которое у меня всегда присутствует. И я умею с ним справляться и если даже начинаю сильно волноваться, то направляю его в правильное русло. В разминку, в то, чтобы разогреть себя, в поединок. Да, я понимал, что это финал Олимпийских игр, но старался об этом не думать. А уже перед самым выходом я обо всем забыл - ты с холодной головой идешь делать свое дело.
- Какие впечатления остались после чествования спортсменов на Красной площади?
- Все было очень здорово, и мне все понравилось - и когда мы спели гимн России, и праздничный концерт. И все люди, которые приходили на площадь, искренне нам радовались и поздравляли от души.
- После победы вам наверняка многие звонили и писали. А было ли поздравление, которое стало неожиданным и совершенно удивительным?
- Честно говоря, нет. Поздравили все те, от кого я этого ждал, все, кто за меня болели и поддерживали. Но были, конечно, и люди вообще не из спорта, которых я не видел тысячу лет. С которыми дружили в детстве или в молодости, но потом наши дороги разошлись, и было очень приятно, что они обо мне до сих пор помнят и следят за моими выступлениями.
- А те ребята, с которыми вы много лет назад вместе начинали заниматься в секции в Нижневартовске, поздравляли?
- Конечно, я с ними постоянно нахожусь на связи. И они приезжали меня встречать, когда я прилетел в Нижневартовск.
- И как прошло чествование олимпийского чемпиона?
- Все вообще было очень здорово. Меня еще никогда так не встречали, собралось так много людей - родные, друзья, журналисты, просто болельщики, которые следят за мной. И мне было очень приятно.
- Удалось уже пообщаться с боксером Альбертом Батыргазиевым, с которым вы принесли стране и своему городу два таких важных золота Токио?
- Конечно. Вживую мы еще пока не виделись, но в Instagram я его поздравил после победы в Токио. Спустя пару дней, потому что понимал - сразу писать нет смысла (с улыбкой). По себе помню, как у меня разрывался Instagram и все социальные сети. И только сейчас я все разгреб и всем ответил, кому мог (с улыбкой).
- Что вам сказал личный тренер Александр Лашпанов после победы?
- Мы общались, и мне кажется, что у него такое же восприятие успеха, как и у меня. Я ему говорю: "Александр Вениаминович, у меня нет такого ощущения, что это Олимпийские игры". И он отвечает: "Я тоже как-то по-другому это себе представлял".
На самом деле это такие же соревнования, но кто-то ломается психологически, приходит и думает, что это главный или последний старт в его жизни. Нет, по важности они чуть-чуть покруче (чем чемпионат мира или Финал Гран-при), но тебе не нужно на этом зацикливаться. Надо так же делать свое дело, как и на других соревнованиях. У меня вот так все было, и у моего тренера аналогично.
Успех сборной России закономерен
- Выступление команды в Токио стало для нас приятным сюрпризом, все четыре участника завоевали награды и досрочно выиграли медальный зачет Игр. С чем вы связываете такой прорыв российского тхэквондо?
- Мы с Владиславом Лариным (выступавшим в весовой категории свыше 80 кг) взяли золото, но ведь уже на протяжении двух-трех лет мы находимся на первом месте олимпийского рейтинга и не уходим с этих позиций. И логично, что мы стали олимпийскими чемпионами. Но в весовой категории до 58 и до 68 килограммов лидеры этого рейтинга проиграли в Японии. Два корейца не смогли показать высокие результаты и до нашего выступления все фавориты, в основном, проигрывали. А побеждали те, на кого не ставили.
А Миша Артамонов (в весе до 58 кг) реально заслужил бронзу. Потому что у него было столько трудностей, он прошел очень сложный путь. И в последние годы он почти на каждом соревновании проигрывал, но его труд теперь окупился сполна. (Серебряная медалистка Игр) Танюша Минина тоже молодец, она очень старалась и много тренировалась на всех сборах. Она самая маленькая в своей весовой категории до 57 килограммов, но очень здорово выступила и пробилась в финал. Я считаю, что это закономерный результат нашего выступления.
- Вы успели как-то отметить с ребятами и тренерами успехи на Олимпиаде или это пока откладывается?
- Мы все вместе еще и не виделись, можно сказать. Сначала в олимпийскую деревню заехали Миша с Таней, а мы заселились в день выступления Тани, когда Миша уже завершил турнир. И мы с ними виделись лишь по паре часов, а потом они улетели в Россию.
- То, что команда две недели до Игр жила и тренировалась отдельно от всех, в городе Анамидзу, помогло сохранить и аккумулировать энергию для турнира?
- Возможно, да. Но лично для меня лучше прилететь на соревнования, на следующий день взвеситься и выступить. И все. Я не люблю обычно приезжать заранее и какое-то время адаптироваться. Но в итоге все прошло гладко и замечательно, хотя у каждого спортсмена все обычно обстоит по разному.
Например, мы в конце года обычно летаем на турнир Grand slam. Я трижды его выигрывал и каждый раз все делаем по привычной схеме - прилетели, на следующий день взвесились и выступили. И я думал, что такой вариант предварительной адаптации мне не подойдет. Потому что в 2019 году на Гран-при в Японии мы так же приехали заранее, но я выступил неудачно, завоевав серебро. И тогда мне это не очень понравилось. Но для кого-то, возможно, такой вариант лучше.
- Как бы вы обрисовали свои главные впечатления об Олимпийских играх?
- Я считаю, что это совершенно другие соревнования, чем обычные. Собраны все спортсмены мира, представлены все страны, по деревне гуляют атлеты, в столовой представлены различные кухни мира и все очень вкусно. Многие жалуются на условия в комнатах, на (неудобные) кровати, но я этого не замечал. В деревне было красиво и мне все очень понравилось.
Операцию сделаю в России
- Что говорят медики о травмированной руке, нужна ли операция?
- Да, я буду ее делать в одной из клиник Москвы, и потом полтора-два месяца уйдет на реабилитацию. И лишь после этого смогу приступить к тренировкам.
- То есть с учетом такого длительного срока участие в декабрьском финале Гран-при исключено? Или надеетесь успеть восстановиться?
- Нет, я думаю, что в любом случае буду выступать в финале Гран-при. Стопроцентно.
- После победы вы рассказали журналистам, что за полгода до Олимпиады у вас умерла мама. Насколько тяжело было готовиться и сейчас есть ли внутреннее ощущение, что ваша мама довольна вами, всем, что вы сделали?
- Готовиться к Олимпиаде мне было не трудно, наоборот, я знал, ради кого я это делаю. Ради своей мамы, которая всю жизнь поддерживала меня. И я еще больше был этим мотивирован - что я должен в Токио взять золото. Потому что моя мама очень сильно этого хотела.
- Максим, а где сейчас ваш знаменитый хоккейный свитер "Красной машины"?
- Я надеваю его всегда только на награждение на различных турнирах, а в Токио это было сделать нельзя. Но я брал его с собой в Японию. Может быть, он и приносит мне удачу (с улыбкой).
- Приятные процедуры чествования вас еще продолжаются?
- Да, я сейчас нахожусь в Нижневартовске, а 13 августа мы летим в Ханты-Мансийск на встречу с губернатором нашего края. А 14-го по плану, но это еще не совсем точно, у нас встреча с министром обороны Российской Федерации. Потому что я служу в ЦСКА.
- Максим, поздравляю вас с награждении Орденом Дружбы (интервью проводилось в среду и вечером был обнародован указ президента РФ)!
- Спасибо большое. Это неожиданно, я узнал о награде от вас. Я горд, что страна оценивает мои заслуги, мне очень приятно. Буду и дальше радовать нашу страну своими победами.