Судейское безумие разъярило толпу: 17 лет назад Немов влюбил в себя Афины

Читать на сайте rsport.ria.ru
Вовсе не победа, а народное признание главная награда для чемпиона. Эпохальный скандал на греческой Олимпиаде еще раз это доказал.

Перед бурей

«

"Огромный труд. Ты работаешь десять-пятнадцать лет, чтобы выступить на Олимпиаде, взять золото. И такого на Играх быть не должно: спортсмены рассчитывают на достойное судейство — на кону стоит их дальнейшая карьера. Ведь победа на Олимпиаде хоть и накладывает дополнительную ответственность, но все же открывает перед вами многие двери", — скажет Алексей Немов РИА Новости.

Двадцать третье августа, 2004 год. Самый сложный и вместе с тем самый удивительный день в карьере нашего гимнаста — так сам спортсмен отзывается о резонансных событиях на греческой Олимпиаде.
Пятое золото Игр было очень близко: в Афины четырехкратный олимпийский чемпион привез тяжелейшую программу, с шестью перелетами на перекладине. Впрочем, эта программа из-за изменения оценивания некоторых элементов не могла считаться самой сложной на турнире, да и соскок в финале выступления дал возможность судьям "срубить" звезду отечественного спорта.
Однако выступление все равно стало уникальным. Никто не вспомнит аплодисменты чемпиону из Италии Игорю Кассине, отточенные элементы в исполнении серебряного и бронзового призеров Пола Хэмма (США) и Исао Йонеды (Япония) — все внимание было приковано к пятой строчке, на которой и расположился Алексей Немов.
Ему же досталась и вся слава.

Народный чемпион

Участник под номером семь, один из главных фаворитов турнира. Затихшая арена стала свидетелем шикарного перформанса с безупречной комбинацией трех перелетов Ткачева + перелет Гингера и кульминационного приземления с небольшим шагом вперед левой ногой… Казалось бы, минус одна десятая вряд ли оставит Немова без афинской медали.
Вот только судьи будто позавидовали популярности представителя России среди болельщиков и решили перевести внимание на себя. Немыслимая оценка 9,725 и промежуточное третье место шокировали нашего спортсмена, трибуны же будто пришли в бешенство. Поднялся недовольный гул, который не прекращался более десяти минут: 12 тысяч зрителей показывали жест "большой палец вниз", свистели и даже не думали о следующих выступлениях. Еще немного, и турнир действительно мог быть сорван.
Дальше вмешался Алексей. Россиянин вышел к болельщикам и жестами поблагодарил фанатов за поддержку, также попросив снизить накал на арене. Судьи же, попавшие под небывалое давление, сдали назад и изменили оценки: 9,725 превратилось в 9,762, что никак не повлияло на итоговое место нашего гимнаста.
«

"Мне сразу вспоминается человеческое отношение к проделанной нами работе, — признается Немов. — Ту сложную программу мы готовили четыре года, чтобы стать лучшими. И благодарность болельщиков была настолько велика, что я до сих пор с теплом отзываюсь о той реакции Афин. Не будь я четырехкратным олимпийским чемпионом, то, возможно, было бы тяжелее все это пережить… Однако уход из большого спорта получился достойным. Роковой соскок? Сложнейшая комбинация, встать было крайне нелегко. Кстати, в личном многоборье на Играх в Сиднее соскок тоже был, но судьи были благосклонны. В Афинах все получилось иначе".

Малайзийский "подарок"

Ненадолго отвлечемся от непонимания происходящего и беспрецедентности скандала в Афинах — обратим внимание на судей, для которых августовский день 2004-го стал не меньшим испытанием, чем для Немова. Как же арбитры оценивали выступление Алексея? И кто они вообще?
Рассказываем:
  • француз Жан Франсуа Бланкино — 9,80;
  • малайзиец Кин Кин Тен — 9,60 (!);
  • румын Мирча Аполсан — 9,75;
  • исландец Бьорн Магнус Томассон — 9,85;
  • канадец Крис Грабовецки — 9,65;
  • кубинец Жозе Менендес Эчезарета — 9,75.
Разброс оценок удивительный. Судьи будто смотрели выступление разных атлетов. Жесткий удар по репутации спортивной гимнастики не мог не сказаться на арбитрах: впоследствии многих из них отстранили от работы. В правила же добавили оценку за сложность, учитывавшую каждый элемент и связки между ними.
Жаль только, что протест российской стороны даже не стали рассматривать. Все ограничилось лишь официальными извинениями перед завершающей карьеру легендой.
«

"Судьи все видят с одних ракурсов, все знают наши комбинации. Задача спортсмена — сделать минимум помарок, чтобы ничего не снизили. Остальная же задача у тех, кто находится на помосте: вовремя все зафиксировать юридически, вовремя подать протест... Перемены? Для перемен нужен комплексный подход: судейство, понятные всем правила оценивания. Это не хоккей, не футбол — тут субъективные виды спорта. И когда сидят семь судей, разрыв ну никак не должен быть большим — вот тогда можно говорить о профессионализме", — объясняет Алексей.

"Я этого не понимаю": Немов поддержал Аверину после скандала на Играх-2020

Обмен флюидами

Скандал в Афинах не просто вошел в историю. Он сам стал настоящей историей. О том, что важнее цифр на табло и места на пьедестале.
Что важнее пятого олимпийского золота:
«

"Очередная медаль не принесла бы такой популярности? Безусловно. Ну был бы еще один пятикратный олимпийский чемпион… Однако благодарность людей, она дорогого стоит. Я всегда был честен по отношению к болельщикам, и они тоже честно благодарили меня — в тот день мы, можно сказать, обменялись флюидами. Люди не поняли оценок действующему олимпийскому чемпиону, тем более что всю комбинацию я сделал практически от начала до конца… Снять можно было две десятых максимум. Что-то не совпало с судейским решением, зато совпало с тем, как поняли мое выступление болельщики".

Обсудить
Рекомендуем