Восьмикратная олимпийская чемпионка по лыжным гонкам Марит Бьорген попалась на допинге. Причём норвежка сама об этом сообщила в книге "Сердце победителя". Самая титулованная лыжница в мире не испугалась никаких санкций. Да и чего ей бояться? Простили тогда, простят и сейчас. И снова оправдают и пожалеют. Только как теперь Международная федерация лыжного спорта (FIS) будет смотреть в глаза россиянину Сергею Устюгову, которого не допустили до Олимпиады-2018 вообще без объяснения причин?
История с Бьорген произошла в 2017 году сразу после чемпионата мира в Лахти. Тогда норвежка просто уничтожила всех конкуренток, победив сразу в четырёх дисциплинах. Но как только спортсменка вернулась домой в Норвегию, её настигла паника. Марит позвонил врач команды Петтер Ольберг и сообщил, что ее допинг-проба показала положительный результат.
«
"Я сидела дома и плакала, даже не могла нормально дышать. Меня тошнило, я представляла себе заголовки в газетах и то, как мне придётся все объяснять на пресс-конференциях. И это на фоне историй с Йохауг и Сундбю", − приводит слова Бьорген издание VG.
К счастью для Бьорген и сборной Норвегии, в FIS решили не публиковать результаты пробы спортсменки, хотя там зашкаливала концентрация метаболита нандролона – анаболического стероида, который повышает мышечную массу и выносливость. Это очень серьезный препарат. Норвежцы понимали, что им надо придумать очень хорошую причину, как такое вещество попало в организм восьмикратной олимпийской чемпионки.
Бьорген быстро нашла, что ответить. Она заявила, что на самом деле использовала препарат Primolut-N для сдвига менструального цикла. Ситуация в целом довольно типичная для женского спорта. Другое дело, что надо было принять действительно большую дозу для того, чтобы лекарство осталось в организме.
Врач сборной Норвегии заявил, что впервые слышал о том, что этот препарат дает такой эффект. Но это очевидная ложь. Дело в том, что этот же препарат использовали норвежские юниорки Хелена Фоссехолм и Кристина Скистад, ставшие потом членами основной сборной. Информацию подтверждала в свое время Федерация лыжных гонок Норвегии. Совершенно невозможно поверить в то, что врачи сборной не знали об этом.
У Бьорген ушло ровно три дня на формулировку причины произошедшего. В FIS выслушали версию спортсменки и согласились с ней. Если бы не книга Марит, мир никогда и не узнал бы эту историю. А так норвежке нужен был пиар, ради которого она оказалась готова даже на такие откровения. Вообще норвежские звезды лыж умеют красиво объяснять использование допинга. Вспомним, что Тереза Йохауг попалась на губной помаде. Тогда, правда, все закончилось дисквалификацией.
Налицо двойные стандарты. На ЧМ-2017 в Лахти блистала не только Бьорген, но и российский лыжник Сергей Устюгов. К нему у FIS не было ни единой претензии по допингу, однако нашего спортсмена не пустили на Игры в Пхенчхане. Без каких-либо внятных доводов. Там просто сослались на решение WADA.
Перед той Олимпиадой вообще была показательная история порки российского спорта. На турнир не попало большое количество наших спортсменов из совершенно разных дисциплин – Антон Шипулин, Екатерина Юрлова-Перхт, Виктор Ан и многие другие. Они были чисты как до, так и после Игр в Южной Корее. Их карьеры были если не разрушены, то надломлены. Зато норвежская прима лыж Марит Бьорген свободно говорит в своей книге, что принимала допинг и ей за это ничего не было.