ПЕКИН, 11 фев - РИА Новости, Олег Богатов. Спортивный юрист Артем Пацев заявил РИА Новости, что обнаруженная в допинг-тесте российской фигуристки Камилы Валиевой малая концентрация запрещенного вещества триметазидин говорит о том, что спортсменка не принимала его сознательно, оно попало в организм вместе с каким-то другим загрязненным средством.
Международное агентство допинг-тестирования (ITA) в пятницу сообщило, что допинг-проба Валиевой от 25 декабря 2021 года дала положительный результат на триметазидин. Результат теста передала антидопинговая лаборатория в Стокгольме 8 февраля. Российское антидопинговое агентство наложило на Валиеву временное отстранение, после апелляции спортсменки 9 февраля оно было снято. На данный момент ей разрешено продолжить участие в Олимпийских играх в Пекине. ITA сообщило, что Международный олимпийский комитет (МОК) опротестует это решение, дело рассмотрит Спортивный арбитражный суд (CAS).
«
"Я думаю, что, исходя из того, что говорилось о концентрации препарата у Валиевой, механизм прямо такой же, как в случае с (бобслеисткой) Надеждой Сергеевой, - сказал Пацев. - Это какое-то загрязнение. Потому что понятно, что самой Валиевой этот препарат, мягко говоря, не очень нужен и ничего ей не даст. Да и вообще ни один здравомыслящий доктор никогда в жизни даже не возьмет его с собой и не даст спортсмену. Потому что есть огромное количество замен, которые не запрещены".
"Какие проблемы с сердцем могут быть у 15-летнего ребенка? К тому же у этого препарата вообще нет клинически доказанной эффективности. И все врачи об этом прекрасно знают. Поэтому вероятность того, что Камиле его дали, крайне мала. А гораздо более вероятно то, что было что-то подобное ситуации с Сергеевой", - добавил собеседник агентства.
Пацев ранее защищал в международном арбитраже Сергееву, в пробе которой на Играх-2018 было обнаружено данное вещество. Специалист нашел аргументы, которые привели к положительному решению CAS в отношении ранее наказанной спортсменки.
МОК не компетентен в пробах вне Игр
Специалист подчеркнул, что МОК не вправе оценивать события, связанные с допингом, произошедшие не во время Олимпиад.
«
"МОК не компетентен в отношении проб, взятых не на Олимпийских играх, и не может по ним принимать решение, - отметил Пацев. - По пробам, взятым за пределами Олимпийских игр, компетентна та организация, которая отобрала пробу. Сейчас выяснилось, что это было РУСАДА. Какое-то решение по делу выносится после того, как все стороны представили свои доказательства. И от решения по делу будет зависеть санкция и, соответственно, вердикт по медали Валиевой".
"Потому что триметазидин - это вещество, за применение которого разовая санкция составляет 4 года дисквалификации, - добавил эксперт. - Она, как правило, отсчитывается с момента взятия пробы. Поэтому, грубо говоря, если в итоге срок санкции будет не больше месяца, если она закончится 25 января или ее вообще не будет, то это здорово. Будет доказано, что вина спортсменки отсутствует, что была допущена халатность и так далее. Но для этого нужно, чтобы по делу было принято решение. А если будет принято решение, что санкция будет больше месяца, то тогда, конечно, все результаты Валиевой аннулируются. И это, естественно, повлияет и на результаты команды на Олимпиаде".
Срочно нужны веские аргументы
Специалист уверен, что российская сторона в кратчайшие сроки должна представить в CAS убедительные доводы, подтверждающие невиновность фигуристки.
«
"Сейчас, как я понимаю, они (стороны) договорились, что все пройдет в ускоренном порядке будет передано на рассмотрение в CAS, - продолжил Пацев. - С одной стороны, это хорошо, с другой - боязно. Потому что по правилам именно спортсмен должен доказывать, что он не виноват и предоставлять доказательства, а не наоборот. Ведь презумпции невиновности нет. Поэтому нашей стороне за очень короткое время придется добыть большое количество разных доказательств. Причем достаточно убедительных".
Эксперт в качестве примера привел случай с Сергеевой. "Это было не в таком стрессовом режиме, но на таком же веществе и примерно с такой же небольшой концентрацией, - добавил юрист. - Мы с ней провели расследование, но сбором доказательств в свою пользу, который в итоге привел к положительному для нее результату, занимались 7,5 месяца. Поэтому в первую очередь надо найти источник, из которого препарат попал в организм Валиевой. Это большой процесс, и хорошо, что он пройдет в ускоренном режиме и решение будет вынесено очень быстро. С другой стороны, задача стоит нетривиальная - быстро и в очень большом объеме собрать доказательства".
Тренеры Даниил Глейхенгауз, Этери Тутберидзе, Сергей Дудаков и российская фигуристка Камила Валиева
"Объем концентрации вещества в организме не влияет на степень наказания, он влияет на определение степени вины или халатности, - отметил Пацев. - Потому что по концентрации можно примерно хотя бы что-то оценить, если есть какие-то другие доказательства - например, чистая проба, взятая за два дня до этого".