"Зарплаты ниже минимум в два раза": наш хоккеист — честно о жизни в Швеции

Читать на сайте rsport.ria.ru
Алан Джусоев шестикратный чемпион мира по хоккею с мячом и уже не первый год играет в Швеции. Ранее он выступал за команды "Сандвикен" и "Хаммарбю", а с прошлого года представлял АИК. В интервью корреспонденту РИА Новости Спорт хоккеист рассказал об отношении к себе в клубе в связи с ситуацией на Украине, зарплате после переезда из России, привыкании к образу жизни в Европе, малой популярности бенди в стране и неоднозначном отношении шведов к знаменитому футболисту Златану Ибрагимовичу.
— Алан, у вас уже закончился контракт с клубом?
— Да.
— А предложение о новом соглашении не поступало?
— Вы знаете, руководство АИКа решило сократить бюджет, потому что клуб, можно сказать, держится на одном спонсоре. И сейчас трудно сказать, что будет дальше. На данный момент, насколько мне известно, пять или шесть хоккеистов команды уже перешли в другие клубы. Возможно, они кого-то еще будут брать, но клуб идет на уменьшение бюджета.
Алан Джусоев (на переднем плане)
— Как прошло расставание с руководством клуба, партнерами по команде, болельщиками?
— На самом деле все было отлично. Когда начались определенные события, меня все поддерживали. Какого-то негатива по отношению ко мне не было. Как и в первом сезоне, и во втором, болельщики очень тепло меня встречали. Так же все только с позитивной стороны было и в отношениях с партнерами по команде, и с руководством клуба.
— Давления не было? Все-таки вы человек из России, а отношение в западных странах к ситуации на Украине особое.
— Нет, ни в коем случае. Наоборот, нас с также выступающим в АИКе Артемом Савельевым все поддержали. Сказали, что у нас одна команда. Все было отлично, мы не чувствовали себя в изоляции. И ведь с тем же Эриком Петтерссоном мы играли вместе с 2016 года. И никаких косых взглядов в свой адрес мы не испытывали, какой-то агрессии по отношению к нам и давления вообще не ощущалось.
— Где продолжите карьеру?
— Если бы знал, я бы вам ответил (с улыбкой).
"История с русским — безумие": первое интервью канадца из "Ак Барса"

С меня спрос был выше

— Алан, когда в шведский хоккей с мячом приходит легионер, то он должен быть сильнее местного игрока. А когда к вам пришло понимание того, что руководство клуба вас ценит?
— На самом деле неважно, какой ты национальности. В спорте к тебе относятся с уважением в том случае, если ты приносишь результат. Это нормальная ситуация что для российского хоккея, что для шведского. Поэтому я к этому отношусь спокойно. Конечно, я понимаю, что с меня спрос выше, чем с местных ребят.
— Это не создает конфликта, они на вас искоса не смотрят?
— Нет. И мне нравится наш коллектив. Я бы, наверное, не остался на второй сезон, если бы ощущал какие-то взгляды в свою сторону.
— В Швеции любят и ценят бенди. Болельщики ваше имя не скандируют?
— Я впервые это ощутил в 2017 году, потому что отношения между клубами "Хаммарбю" и АИК такие же, как, к примеру, в России между "Спартаком" и ЦСКА. И когда у нас играли Иван Лебедев, Илья Грачев, а тренером был Михаил Пашкин, болельщики придумали кричалку "давай-давай" (с улыбкой). И приятно было видеть, что на трибунах вывешивают российский флаг. Тут, знаете, есть еще такой момент. Российским игрокам кажется, что в Швеции все идеально, но есть свои плюсы и минусы.
Алан Джусоев
— Насколько быстро вы освоились со шведским образом жизни? Или, может быть, до сих пор не привыкли?
— Почти везде разговаривают на английском языке, поэтому я чувствую себя комфортно. Для меня более проблематично было в 2016 году в "Сандвикене", потому что тогда я даже не так хорошо знал английский. А теперь я с местными корреспондентами общаюсь на английском. Не могу сказать, что я им владею идеально, но понимаю, о чем идет речь. И могу объяснить то, что мне нужно.
— На ваш взгляд, жизнь в Швеции действительно так дорога?
— Тяжело сказать по ценам. Меня все и в России устраивало. Я объясню, потому что мне было грех жаловаться, достаток у меня был хороший. И его было достаточно, чтобы прокормить себя и свою семью. В Швеции я смотрел на все с позитивом. Хотя у меня здесь зарплата была не такая, как в России, а гораздо меньше.
— Даже так?
— Да, конечно, я уехал из Хабаровска ("СКА-Нефтяника") на понижение. Минимум в два раза.
— Вы могли бы назвать себя лидером команды?
— Да, почему нет (с улыбкой)? Одним из двух-трех. И хорошо, что у нас есть два-три игрока, которые могут на себя взять инициативу.
— Вашу команду можно отнести к лидерам чемпионата Швеции?
— Сейчас есть одна команда, которая выступает стабильно. Её можно отнести к лидерам — "Вилла Лидчёпинг". А нас и еще несколько клубов можно было бы назвать вторым эшелоном претендентов на победу.
"Добила реакция на посещение "Крымской весны": Рылов — о санкциях и Украине
— Если говорить о быте, что для вас было самым сложным?
— Чтобы хорошо ориентироваться в стране, надо знать язык. А у меня в первое время с английским было сложно. Тем более, что я приехал один. И ведь все футболисты говорят, что для хорошей адаптации надо знать хотя бы язык страны, в которой ты работаешь. И я это подтверждаю (с улыбкой).
— А шведский уже освоили?
— К своему стыду, нет. Но я понимаю хоккейные термины и то, что говорит тренер. Но отвечал ему на английском.
- Как вам шведская еда? Воспринимаете ли вы ее? Или, может быть, наоборот?
— Понимаете, я шучу на эту тему с ребятами, которые играли в России. Здесь практически все подается с соусом к каждому блюду. А так-то я вообще я всеяден.
— Вас узнавали на улицах или бендисты в Швеции не очень популярны?
— Однажды я зашел в спортивный магазин и там меня спросили: "Ты хоккеист из АИКа?" А вообще в Стокгольме особо не знают про бенди. Это не самый популярный здесь вид спорта, он скорее пользуется популярностью в других городах. Но я не думаю, что в Москве многие знают про наш вид спорта, когда есть футбол, хоккей с шайбой, баскетбол и другие виды спорта.
Алан Джусоев
— А я считал, что это один из национальных видов спорта.
— Люди в России думают, что бенди очень популярный вид спорта в Швеции. Но флорбол, как мне сказали, в этой стране популярнее, чем хоккей с мячом. Да, в маленьких городах про хоккей с мячом знают, но он все же не столько популярен, как об этом думают в России.

Ибрагимович — король

— Златан Ибрагимович действительно считается в Швеции иконой спорта?
— Конечно, Ибрагимович для них король (с улыбкой). Но он ведь еще и так себя позиционирует. Он не всем нравится, кто-то его ненавидит, но его знают все. Он же босниец. На протяжении всей своей карьеры он доказывал свое право на признание. Конечно же, шведы им гордятся. Но кто-то и ненавидит, особенно в связи с последними событиями: он не так давно стал одним из акционеров "Хаммарбю". Хотя начинал играть в "Мальмё". И болельщикам из Мальмё не нравится, что он не помогает родному клубу. На то они и болельщики, они переживают за свой клуб и считали его своим игроком.
— Что вам больше всего нравится в Швеции? Чего не хватает из того, что есть в России?
— Не хватало родителей. Того, что они находятся далековато. А в остальном меня вообще все устраивало. И даже очень нравилось. Поэтому я здесь и остался, хотя были предложения. И очень заманчивые. Но мне и в России очень нравится (с улыбкой).
— Какое у вас самое любимое шведское блюдо? Научились ли вы готовить?
— Знаете, да я особенно готовить не люблю, потому что мне терпения не хватает. А блюдо... Есть такие мясные шарики, они подаются со сладким соусом. Чем-то они похожи на наши тефтели. И еще кебаб с курицей — как у нас шаурма (смеется). Эта тема здесь популярна.
— Некоторые наши ребята, поигравшие в Швеции, связывают свои дальнейшие планы с этой страной. Исходя из того, что так будет лучше для детей. А каковы ваши планы?
— Поскольку я начинал играть в Абакане, то мне хотелось бы в будущем что-то сделать для этого города.
"Из Дзюбы вышел бы отличный бразилец": Клаудиньо — о России, морозах и Пеле
Обсудить
Рекомендуем