В среду ряд иностранных СМИ со ссылкой на анонимные источники сообщили, что организаторы Уимблдонского турнира запретят в нынешнем сезоне выступать на нем российским и белорусским теннисистам. Почему в Лондоне решили пойти на такой шаг и к каким последствиям это может привести?
До решения Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета – если, конечно, оно уже действительно принято – теннис оставался одним из немногих видов спорта, где российские и белорусские спортсмены не были лишены возможности выступать в профессиональных соревнованиях. Пусть Международная федерация тенниса и приостановила членство Федераций тенниса России и Белоруссии, но в не имеющих к ней отношения турнирах Ассоциации теннисистов-профессионалов (АТР) и Женской теннисной ассоциации (WTA) спортсмены из этих стран продолжают участвовать.
Правда, напротив фамилий россиян и белорусов, как и из статей с их биографиями, убрали соответствующие флаги. Но на этом все: слово "Россия" на турнирах, как, например, с 2015 года в отношении легкоатлетов, писать и произносить никто не запрещает. Да и вообще к ситуации в руководстве ATP и WTA относятся относительно корректно и уважительно. Например, на главной странице сайта WTA в одном материале размещены два ролика – саммари теннисных матчей. Там, где рассказывается о матче канадки Бьянки Андрееску и немки Юле Нимайер, напротив их фамилий высвечены соответствующие флаги. А вот в видеоролике с обзором встречи Дарьи Касаткиной и Кори Гауфф в титрах нет ни российского флага, ни американского – только фамилии девушек.
Что там говорить – даже о разводе по турнирной сетке российских и украинских игроков речи не идет. И теннисисты из этих стран после начала спецоперации России на Украине друг против друга уже играли. Хотя некоторые игроки из Украины, в том числе первая ракетка этой страны Элина Свитолина, призывали к отстранению россиян, но в итоге приняли текущую ситуацию как есть. Например, на турнире в мексиканском Монтеррее в марте та же Свитолина провела матч с россиянкой Анастасией Потаповой. И после него, как бы кому-то это ни казалось странным, девушки обменялись совершенно обычным рукопожатием и словами благодарности друг другу за игру.
Но у турниров Большого шлема особый статус, ни к АТР, ни к WTA они отношения не имеют и вольны принимать собственные решения без опасений за какие-либо последствия. Как говорят в России – частная лавочка. Но частная лавочка частной лавочке рознь. Организаторы Открытого чемпионата Франции и US Open о намерении принять какие-либо дополнительные санкции в отношении россиян и белорусов не сказали ни слова, в Лондоне же еще в марте завели ту же пластинку, под которую принимались санкции в других видах спорта.
Правда, тогда шла речь о том, чтобы допустить до выступления на Уимблдоне только тех теннисистов, которые дадут гарантии, что не поддерживают политику своего государства. В частности, об этом сказал министр спорта Великобритании Найджел Хаддлстон. Но даже он в том же заявлении косвенно признал абсурдность такого требования, констатировав, что непонятно, как должны быть оформлены подобного рода документы. Что должен сделать тот же Даниил Медведев? Направить заявление с подписью и печатью? Выступить по телевидению? Смешно.
Видимо, смешно стало и организаторам Уимблдона. Но потом грустно – поскольку давление британского правительства требовало от них радикальных действий. И, по-видимому, этого давления во Всеанглийском клубе лаун-тенниса и крокета не выдержали. Опять же оговоримся, если решение о недопуске россиян и белорусов на Уимблдон уже есть. Но похоже, что да, раз на 26 апреля назначена пресс-конференция организаторов, от которой западные журналисты ждут "важных заявлений".
Уимблдон без Медведева и Соболенко
К каким последствиям может привести недопуск? В плане выступления российских и белорусских игроков на остальных профессиональных турнирах – похоже, что ни к каким. Например, глава WTA Стив Саймон в интервью Би-би-си высказал четкое убеждение, что "отдельные атлеты не должны быть наказаны за действия их правительств", и дал понять, что позиция WTA по этому вопросу останется неизменной. Аналогичная позиция и у АТР. Понятно, что в первую очередь этими организациями движет желание сохранить целостность соревнований и их финансовую привлекательность, но если уж на то пошло, что это, как не иллюстрация тезиса "спорт вне политики"? На спортивной арене соревнуются все сильнейшие, и зрителей привлекает именно этот факт.
Ну а частная лавочка под названием Уимблдон, прогнувшись под прессом британских властей, потеряет сразу несколько игроков, которые могли бы стать одними из главных действующих лиц. Россияне Даниил Медведев, Андрей Рублев, белоруска Арина Соболенко – это только те, кто входит в десятку сильнейших мирового рейтинга и кто бы мог претендовать на победу. А есть ведь и другие яркие теннисисты из двух стран – Виктория Азаренко и Анастасия Павлюченкова, Карен Хачанов и Аслан Карацев, можно перечислять и перечислять.
Да, все они, не попав на Уимблдон, недосчитаются какого-то количества рейтинговых очков. Возможно, значительного количества – ведь это игроки, которые могли бы пройти намного дальше первого круга. Но баллы в классификации – дело наживное, где-то потеряешь, где-то наверстаешь, тем более что рейтинг после такого включения британского административного ресурса, откровенно говоря, просто потеряет легитимность. А вот честь и совесть – это то, что потерять можно, а обрести снова уже нельзя. Остается только надеяться, что в оставшиеся до пресс-конференции 26 апреля дни организаторам Уимблдона придет в голову эта очевидная мысль.