Футбол

"Людей жгли, а он хохотал": как звездный футболист стал фашистским палачом

Читать на сайте rsport.ria.ru
Париж окончательно освободили от немецких войск в августе 1944 года. Лидер французского гестапо Анри Лафон предстал перед судом вместе со своими подельниками. На одной скамье с ним находился и Александр Виллаплан. Бывший футболист отличался особой жестокостью во время фашистской оккупации, за что получил прозвище "СС Мохаммед". Путь от капитана сборной Франции и кумира до военного преступника и предателя — в материале РИА Новости.

Самый счастливый день в жизни

Сегодня тяжело представить состав сборной Франции без выходцев из Африки. Зинедина Зидана и Карима Бензема вообще можно назвать одними из лучших футболистов в истории национальной команды. Оба, кстати, имеют алжирские корни. Именно там в 1905 году родился Виллаплан. В будущем он станет первым североафриканцем во французской сборной.
Виллаплан рос в семье рабочих. Денег не было, присутствовали только попытки выжить в предлагаемых условиях. Это явно способствовало стремлению к богатству в более позднем возрасте. В 16 лет Александр переехал к дяде на южное побережье Франции. У Виллаплана туго обстояли дела с образованием, но хорошо получалось пинать мяч.
Юноша попал в клуб "Сет". Тренером команды был шотландец Виктор Гибсон. Именно он перевел талантливого подростка в основной состав. К сожалению, уже тогда главную роль в карьере полузащитника играли деньги. Поэтому Виллаплана легко переманил к себе "Ним", положив в его карман чуть больше франков.
К слову, молодой Александр еще на футбол не забил. Он стал звездой "Нима", болельщики бились в экстазе. В 21 год Виллаплан дебютировал за сборную Франции, которая победила команду Бельгии. Популярность продолжила расти, а голова неистово кружилась от успеха.
Через пару лет полузащитник присоединился к парижскому "Расингу". Там надеялись собрать аналог нынешнего "ПСЖ". Стоить отметить, что профессиональный статус футбол во Франции получил только в 1932 году. Однако, даже будучи аматором, Виллаплан хорошо зарабатывал. На эти деньги он прекрасно проводил время в барах, кабаре и казино или делал ставки на скачки. Там же Александр тесно познакомился с преступным миром Парижа, где стал своим. Все меньше юноша думал о футболе.
В 1930 году Виллаплан стал капитаном сборной Франции. Он назвал этот день самым счастливым в жизни. Полузащитник с капитанской повязкой выводил команду на дебютный матч первого чемпионата мира в Уругвае. Национальный герой, самый популярный футболист в стране пересек экватор своей истории.

Скользкая дорожка

Французы провалили чемпионат мира, победив в группе только сборную Мексики. Сразу после окончания турнира Виллаплан завершил карьеру в национальной команде. Еще через два года он присоединился к "Антибу". С этого момента футбол в его жизни отошел на задний план.
Клуб обвинили в договорных матчах. Виллаплан оказался в эпицентре событий. Его и еще двух футболистов обвинили в заговоре. Чемпионат Франции тогда был разделен на Север и Юг. В каждой группе играли по 10 команд.
"Антиб" победил в южной секции и готовился встретиться с "Лиллем". Однако еще до матча началось расследование. Вскрылись факты договорных встреч. Тренер "Антиба" получил пожизненную дисквалификацию, а Виллаплана уволили из клуба.
Несмотря на скандал, карьера полузащитника продолжилась. Не отличавшиеся высокими принципами владельцы "Ниццы" подписали с ним контракт, о чем быстро пожалели. Дисциплина окончательно пропала. Виллаплан пропускал тренировки, матчи, поэтому клуб с радостью отправил его на рынок свободных агентов.
Последним шансом воскресить заруиненную карьеру стала команда второго дивизиона "Бастидьен де Бордо". Ей руководил знакомый футболисту по "Сету" Гибсон. Тренер хотел помочь некогда талантливому подопечному. Добрый жест шотландца Виллаплан серьезно не воспринял. Снова начались "прогулы", которые привели к ожидаемому итогу. Это был позорный конец его футбольной карьеры.
Трудолюбия Виллаплану определенно не хватало, но страсть к деньгам не ушла. Бывший футболист полностью погрузился в преступный мир. В 1935 году он отбыл свой первый срок в тюрьме за фальсификацию результатов скачек в Париже и на Лазурном берегу. До 1939 года Виллаплан регулярно попадал в поле зрения полиции. Это привело к еще одному тюремному сроку за мошенничество. Как оказалось, худшее было впереди. В июне 1940 года нацисты вторглись во Францию.

"Мохаммед СС"

Немецкие войска действовали жестоко и беспощадно. Тысячи французов пострадали от вторжения, но для Виллаплана это была возможность. Французские преступники сотрудничали с немцами. К ним относились хорошо и щедро вознаграждали. Лидером гестапо в Париже был Анри Лафон — неграмотный сирота, зарекомендовавший себя как законченный преступник после начала войны.
Он вербовал других для выполнения приказов немцев. От них требовалось выслеживать бойцов сопротивления и евреев. Виллаплан в тот момент занялся контрабандой золота и с удовольствием присоединился к Лафону. Штаб банды находился в доме 93 по улице Лоринстон. Они целыми днями пытали диссидентов в темном парижском подвале. Виллаплана совесть не грызла. В приоритете стояли собственное благополучие и финансовая выгода.
Ломал ворота и объедал команду: чумовая история самого толстого вратаря
К 1943 году французское сопротивление стало сильнее. Обеспокоенный Гитлер приказал истребить всех повстанцев. Лафон предложил сформировать отряд, состоящий из иммигрантов. Бригаду Nord Africain создали в феврале 1944 года, Виллаплан ей руководил. За свою жестокость он получил у горожан прозвище "Мохаммед СС", а от немцев — звание младшего лейтенанта.
В июне 1944 года Виллаплан и его люди захватили 11 бойцов сопротивления. Мужчин и женщин в возрасте от 17 до 26 лет свели в канаву и расстреляли. Приказ отдал Виллаплан, который и сам не упустил возможность нажать на курок. В книге Филиппа Азиза бывший капитан сборной Франции изображен садистом, которому нравилось причинять боль своим жертвам.
«

"Получив наводку, банда французского гестапо во главе с Виллапланом ворвалась в один из домов, где укрывали еврея. Они перевернули все. Алекс схватил за волосы мать шестерых детей и заорал: "Где этот еврей?" Женщина отказалась отвечать. Разозленный Виллаплан схватил ее и вытолкал из дома, избивая прикладом винтовки. Во дворе он заставил женщину наблюдать за жуткой картиной — боевики схватили двух фермеров и бросили на землю. Они долго избивали мужчин, после чего заживо сожгли их. Виллаплан хохотал", — писал Азиз.

Зловещая улыбка

Погруженный в свои дела Виллаплан особо не следил за ходом войны. Вскоре ему начало казаться, что Германия может потерпеть поражение. Пришло время подумать над тем, как обезопасить себя. Он стал проявлять милосердие и позволял уйти некоторым членам сопротивления. Однако это не было жалостью.
«
"Его психология отличалась от психологии других членов банды, — говорил прокурор. — Он прирожденный аферист. Виллаплан шантажировал жертв надеждой. Приехав в одну из деревень на немецком автомобиль, подсудимый сказал: "О, в какое время мы живем! О, наша страшная эпоха! До каких суровых крайностей доведен я, француз, вынужденный носить немецкий мундир?! Какие ужасные злодеяния совершили эти дикари?! Я не могу нести за них ответственность. Они собираются убить вас. Но я попытаюсь спасти всех, рискуя собственной жизнью. Я уже многих спас. Пятьдесят четыре, если быть точным. Вы можете стать очередными, если дадите мне 400 тысяч франков".
Виллаплан делал это только для того, чтобы обелить свою репутацию и избежать судебного преследования после окончания войны. Не сработало. В августе 1944 года, когда Париж был окончательно освобожден, перед судом предстали все руководители французского гестапо.
«
"Они грабили, насиловали, убивали, — сказал прокурор. — Они оставили после себя огонь и разруху. Свидетель рассказал нам, как эти сволочи снимали драгоценности с еще дергающихся и окровавленных тел жертв. Виллаплан оставался спокойным и улыбался. Он был веселым, бодрым".
Зловещая улыбка исчезла с лица только после того, как 26 декабря 1944 года его расстреляли в форте Монруж на окраине Парижа. Бывший капитан сборной Франции остался бездыханным, изрешеченным пулями, а чемпионат мира 1930 года был давно забыт.
Обсудить
Рекомендуем