В субботу и воскресенье в Сочи прошел командный чемпионат России по легкой атлетике – этап серии, которой дали амбициозное название "Королева российского спорта" и негласно окрестили аналогом Бриллиантовой лиги. Корреспондент РИА Новости побывал на этом мероприятии и пришел к выводу, что от слов к делу путь еще далек – что в плане результатов, что с точки зрения его организации.
Вместо хита — выхлоп в пустоту
В выходные на стадионе имени Славы Метревели в Сочи в диктофон попало слово "говно". Извините за грубость, но из песни слова не выкинуть. Этой "песней" был комментарий чемпиона мира 2015 года в беге на 110 метров с барьерами Сергея Шубенкова, который стартовал впервые после почти годичного перерыва, связанного с травмой, и сделал это не очень здорово. Как сам он рассказал – практически остановился после второго или третьего барьера и начал бег заново. В итоге хоть и выиграл, но с результатом, который и был назван этим самым словом.
О Шубенкове и его результате чуть позже. Пока же на другую тему, к которой очень хочется прилепить ту же характеристику. Представьте: вы хотите прийти на турнир с громким названием "Этап серии "Королева российского спорта". Предложенной российским легкоатлетам взамен Бриллиантовой лиги, куда их не допускают. А вас, в свою очередь, не пускают уже на этот самый турнир. Какое бы другое слово вы произнесли? Боюсь, только такое, которое уже никак, даже в виде исключения, не напечатать.
Сразу стоит пояснить: Всероссийская федерация легкой атлетики здесь ни при чем. Ответственность за недопуск зрителей на командный чемпионат России лежит на базе "Юг Спорт", частью которой является стадион имени Славы Метревели. Причина якобы в том, что до сих пор не отменен приказ, по которому база закрыта для посторонних. Но, уверен, сделать исключение и пропустить болельщиков было можно. Просто у руководства базы не возникло такого желания, несмотря на уговоры Всероссийской федерации легкой атлетики, которые, по моей информации, были.
И в итоге потенциальный хит, каким мог стать командный чемпионат России, прошел при пустых трибунах. Упущен шанс делом подтвердить слова о желании популяризировать спорт, и это никакими федеральными приказами и словами "коронавирус", "режим" не оправдать. Даже на Олимпиаде в повернутом на теме коронавируса Китае на трибуны закрытых арен допускали зрителей из-за пределов "пузыря". Организовать коридор для болельщиков из-за периметра базы и здесь, на открытом воздухе, было возможно. Просто этим надо было заняться – но кому-то проще было обойтись без лишних хлопот. Соревнования провели, галочку в плане поставили, а были зрители или нет – ну так этот вопрос к отчетности отношения не имеет.
А потенциальные зрители, к слову, на моих глазах подходили к КПП "Юг Спорта" – и сильно удивлялись тому, что пройти на трибуны нельзя. Не умер интерес к легкой атлетике в России, как многие почему-то считают, даже при полном отсутствии рекламы чемпионата в городе. Хватило информации с профильных сайтов и фамилий участников, главной звездой среди которых, конечно, была олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту Мария Ласицкене. И она наиболее громко из всех участников возмутилась тем, что выступала не перед людьми, а перед пустым местом.
«
"Мне это непонятно и неприятно, – призналась она. – Все задачи в спорте в России направлены на то, чтобы его развивать, а мы опять при пустых трибунах. Мне это неприятно. Надеюсь, федерация легкой атлетики будет больше работать над привлечением зрителей, медиа, рекламы. Кто-то придумал назвать это аналогом Бриллиантовой лиги, а на деле одни мемориалы, те же пустые стадионы. У нас столько арен, столько талантливых людей, которые умеют и хотят делать соревнования. В очередной раз это проходит мимо нас, хочу обратиться: мы все-таки должны не на похоронах прыгать, а на празднике".
Стоит, правда, отметить, что с командного чемпионата России была организована трансляция на федеральном телеканале – но и здесь не все получилось гладко. Чтобы уложиться в отведенные рамки, барьеристов-спринтеров пришлось подгонять на старт. Что тоже в своем комментарии как фактор, повлиявший на результат, не преминул отметить Шубенков. Но уже без сильного эпитета – все-таки здесь хоть ради благого дела неудобство.
В заключение организационной темы стоит отметить, что метатели в рамках командного чемпионата России соревновались не на стадионе имени Метревели вместе со всеми, а в нескольких десятков километров от него, в Адлере, на территории спорткомплекса "Юность". И тут уже не только у зрителей, но и у журналистов не было никакой возможности увидеть их старты. Ибо проходили они одновременно с прыжками Ласицкене и бегом Шубенкова. И в чью пользу делать выбор, вопроса, как вы понимаете, даже не стояло.
"Сезон будет томный, но "прошмонать" его нельзя"
Говоря о спортивной части чемпионата – к сожалению, ожидать высоких результатов не приходилось как от Ласицкене, так и от других элитных участников. И дело тут не только в том, что командный чемпионат России по традиции знаменует собой начало летнего сезона, когда все еще не "разбежались", не "распрыгались" и не "разметались". Проблема есть и в мотивации, чего практически никто из топов не скрывал.
«
"Не слежу за международными турнирами. Почему – вопрос простой, но для меня очень сложный, – призналась Ласицкене, отвечая на вопрос о том, как ей живется в ситуации отстранения от стартов за границей даже в нейтральном статусе (и, как показалось, голос ее в этот момент дрогнул). – Сейчас не то время, чтобы говорить об обиде. К сожалению, за столько времени я не раз уже была наказана за то, что родилась в России. Я понимаю, что происходит, и я должна что-то делать, чтобы не потерять форму. Я это делаю, стараюсь, не отчаиваюсь, хотя это очень сложно. Такого состояния, как у меня сейчас, никогда не было".
К слову, говоря все на ту же тему об отсутствии зрителей – очень жаль, что им не удалось вживую увидеть женские прыжки в высоту в Сочи, потому что там была драма. Как и на Олимпиаде, Ласицкене была в одном прыжке от поражения – на высоте 1,91 метра внезапно со второй попытки выстрелила Татьяна Ермаченкова, а у олимпийской чемпионки что-то не заладилось. Но третий прыжок Марии оказался идеальным – а на высоте 1,94, которую она взяла, а соперница – нет, все закончилось. Ласицкене еще трижды попробовала взять 2,01, чтобы выйти в лидеры мирового сезона, но пока не получилось.
«
"Это был не тактический старт, а технический, – прокомментировал выступление Ласицкене ее тренер Геннадий Габрилян, возможно, самый невозмутимый человек в российской легкой атлетике, который любую драму переносит стоически. – На этом старте была задача сделать как можно больше прыжков. Каждый прыжок здесь был на вес золота. И то, что надо было решать проблему на промежуточной высоте, тоже работа. Психологическая адаптация спортсмена к соревнованиям. Я доволен, как Маша ее выполнила".
Сергей Клевцов, тренер еще одного топового участника командного чемпионата России Сергея Шубенкова, в разговоре с РИА Новости относительно мотивации ученика был более эмоционален. "Перед этим сезоном у нас с ним был разговор, – рассказал Клевцов. – Ситуация какая: мы в той жизни, которая есть. Другой нет и не будет. У нас есть такой сезон, и надо находить для себя позитив. Мы надеемся на следующие международные сезоны, но перед ним будет сезон-2022. Если его "прошмонать", ни черта не делая, не пытаясь топить, долечивать травмы, "функцию" приподнимать, то с чем выходить в последующие годы?".
В отличие от Ласицкене, для Шубенкова Олимпиада в Токио стала не триумфом, а катастрофой: он получил на разминке травму и снялся. С тех пор Сергей на соревнованиях не выступал, но сейчас восстановился и впервые почти за год вышел на старт.
«
"Когда человек возвращается, у него нет уверенности, и ему трудно собираться, – отметил Клевцов. – Эта травма была пожестче, чем предыдущая, до костылей дело дошло, перерыв большой, и практики не было, что означает: сколько ни тренируйся – в отстающие попадешь. Не скрою, волновался я, волновался он. Но вернулись с 13,59. А что будет дальше – покажут последующие старты. Сезон ожидается томный, но мы планируем выступать во всех турнирах российского календаря. Вообще, не исключено, это и к лучшему, что после такой травмы у нас будет такой переходный год. Который, возможно, нужен для обретения самого себя".
Не блеснули и те остальные участники командного чемпионата России, от кого чисто теоретически можно было бы ждать высоких результатов. Серебряная медалистка чемпионата мира-2013 Екатерина Конева, когда-то прыгавшая тройным на 15,04, здесь остановилась на отметке 14 метров ровно. Победитель того же чемпионата мира Александр Меньков, улетавший в длине девять лет назад на 8,56, в Сочи сделал один прыжок на 7,70 и пять заступов, а потом признался, что сам не понимает, откуда у него мотивация продолжать карьеру. Предположил, что в детях. То же самое в прошлом году говорила на эту тему и Конева – что выступает ради дочки.
Разве что бегуны показали неплохие секунды. Особенно хочется отметить молодого Савелия Савлукова, в первом же старте сезона выбежавшего на 400-метровке из 46 секунд. Но и то, конечно, это не мировой уровень, а максимум европейский. Легкой атлетике нужны звезды. Савлуков, очень яркий и неординарный парень, звездой может стать, но для этого ему надо еще прогрессировать. Сам он уверен, что способен на это.
«
"Если сейчас 45,74 и будет все, как тренер говорит, то за сезон я скидываю секунду с первого старта, если посчитать, будет где-то 44,80. К рекорду России совсем близко, да", – отметил он.
Но рекорд России (44,60), принадлежащий Виктору Маркину, держится еще с московской Олимпиады-1980, а скидывал Савлуков, как уточнил его тренер Сергей Клевцов, не секунду, а 0,8: "Как просто все у них, – развел руками он. – Две десятых туда, две десятых сюда. Люди на дорожке "умирают" за эти две десятых. Что ж, раз сказал, что секунду скидывает – я возражать не буду".
При этом Клевцов, как показалось, верит, что побить почти уже полувековой рекорд ученик способен, но старается его заранее не хвалить.
«
"Я Савелию сказал так: 400 метров у нас в стране за 46 секунд пробегал миллион человек, за 45 – полмиллиона, а за 44 – один. Если не хочешь ощущать себя кучкой не очень приятной субстанции, если у тебя есть претензии быть эксклюзивным спортсменом – должен понимать, какие секунды в итоге меня интересуют. Способен он побить рекорд России или нет? Хочется верить, что способен. И мы работаем над этим", – отметил тренер.
Ну вот и опять заговорили о том же самом, с чего начали. Значит, пора заканчивать, и сделать это хочется такой мыслью. Да, пусть пока результат – и на дорожке, и за ее пределами – г...о. Но это означает только то, что надо оттолкнуться, чтобы в нем не увязнуть. Впереди целый сезон, чтобы это сделать – и возможностей будет масса.