Гамид Агаларов стал одним из главных открытий прошедшего сезона в Российской премьер-лиге. 21-летний нападающий "Уфы" с 19 голами выиграл гонку бомбардиров, что не помогло команде сохранить прописку в элите. Теперь форвард едва ли не самый лакомый кусок на трансферном рынке – за ним охотятся буквально все ведущие клубы. Корреспондент РИА Новости Спорт поговорил о прогрессе футболиста, планах на будущее и влиянии Шамиля Газизова с его отцом – Русланом Агаларовым. Бывший полузащитник "Анжи" работает спортивным директором махачкалинского "Динамо", а также лично занимается карьерой сына.
- В позапрошлые выходные у вас были настоящие эмоциональные качели. Сначала драматичное поражение "Уфы" от "Оренбурга", а на следующий день – досрочный выход махачкалинского "Динамо" в ФНЛ.
- Да, действительно выходные получились крайне эмоциональными. Сначала очень расстроился, что "Уфа" не смогла остаться в высшей лиге, а затем сразу радость от выполненной "Динамо" задачи по выходу в ФНЛ. Но это жизнь, так бывает. Какое событие вызвало более яркие эмоции? Наверное, выход "Динамо". Все-таки в республике все очень любят футбол и хотели бы иметь команду в ФНЛ.
- С какими чувствами смотрели ответный матч "Уфы" с "Оренбургом"?
- Можно сказать, ругался с телевизором. Матч получился крайне эмоциональным, все решилось на последних секундах. Но не меньше расстроила первая игра, где был шанс все решить сразу. Нельзя было допускать, чтобы "Оренбург" отыгрался с 0:2. В Уфе тоже все развивалось по закрученному сценарию. Быстрый пропущенный гол, затем удалось сравнять счет, а в концовке потеря концентрации привела к поражению. В результате небольшой просчет стоил команде места в РПЛ.
- Почему уфимцам все-таки не удалось сохранить прописку в РПЛ?
- Команда тяжело шла с самого начала. Была группа из четырех-пяти клубов в похожем состоянии. Но после игры с "Рубином", который не использовал свой шанс, казалось, что "Уфа" должна обыгрывать "Оренбург". Но у того на сей счет было совсем другое мнение.
Игроки "Оренбурга"
"Чтобы "Уфа" осталась в РПЛ, забивать нужно было не только Гамиду"
- Как ваш сын отреагировал на вылет?
- Конечно, он сильно расстраивался, особенно переживал в первые дни. Но опять же – жизнь не стоит на месте, надо двигаться дальше.
- Сейчас эмоции уже поутихли?
- Постепенно приходит в себя. Сейчас он с братьями уехал на дачу к моим родителям, там в кругу близких восстанавливается, в том числе психологически.
- Впервые из высшей лиги вылетела команда, в составе которой выступает лучший бомбардир сезона. Чем это можно объяснить?
- Честно говоря, не знаю. Но и не вижу в этом факте ничего удивительного. Да, получилось так, что Гамид много забивал, но команда свои задачи не решила. Это футбол. Уверен, такое еще будет.
- Другая удивительная статистика, о которой все говорят: Гамид забил почти 70 процентов голов "Уфы".
- С одной стороны, приятно, что он так часто отличался. Но в то же время для решения командных задач необходимо, чтобы и другие забивали.
- Зависимость команды от одного футболиста скорее на руку ему – доверие, заточенная под него тактика, статус главной звезды.
- Смотрел все игры "Уфы". Не сказал бы, что ее тактика была заточена под Гамида. Любая команда старается довести мяч до нападающего, а его задача – забивать. Нельзя ведь выстраивать игру в атаке так, чтобы ее завершал защитник. Но, безусловно, моменты должны находить большее количество футболистов.
"Тренировать сына не сложнее, чем других футболистов"
- Хотелось бы вернуться на год назад. Перед началом сезона руководство "Уфы" даже не видело Гамида ключевым форвардом. Гаджи Гаджиев рассказывал, что вы лично убеждали Шамиля Газизова дать сыну шанс на сборах.
- Я бы не сказал, что убеждал или уговаривал его. У нас был нормальный диалог. Гамид уходил в аренду, у него действующий контракт, поэтому обсуждали его поездку на первый сбор. Все клубы перед началом сезона просматривают вернувшихся футболистов и по ходу подготовки решают, кто нужен основному составу. Поэтому Гамид получил шанс проявить себя и воспользовался им. Сначала на первом сборе, потом на втором. Появилось доверие, которое сказалось на его дальнейшем развитии.
- Перед этим Гамид прошел сборы в Махачкале под вашим руководством. Над чем там работали?
- Наше "Динамо" собралось пораньше, поэтому решили, что ему будет полезно провести это время с нами. Что ему дома делать? Тренироваться нужно, независимо от того, в какой команде будешь играть в следующем сезоне. Гамид выполнял с нами всю командную работу, плюс занимались индивидуально. Конечно, что-то корректировали – где-то снижали нагрузку по сравнению с остальной командой, где-то повышали. А в индивидуальном плане работали в основном над техникой и действиями непосредственно у чужих ворот.
Руслан Агаларов
- Сложно тренировать сына?
- Разницы по сравнению с работой с другими футболистами нет. Где-то надо построже, где-то помягче. На самом деле большая часть взаимодействия проходит в диалоге. Это он оказывается в тех или иных ситуациях и должен говорить о своих ощущениях. Но не могу сказать, что Гамид провел под моим руководством длительный период времени. Мы с ним в большей степени занимаемся индивидуально, общаемся. В командные действия я никогда не влезаю.
- Насколько понимаю, особое место в его судьбе занимает Газизов. Как так вышло, что лишь он разглядел в Гамиде потенциал?
- Когда Гамид уходил из "Анжи", был предметный интерес со стороны других клубов ФНЛ. В РПЛ тоже за ним следили, селекционеры собирали информацию, но до конкретных предложений дело не доходило. Газизов был единственным, кто всерьез захотел видеть его в команде.
"Была мечта о ЧМ-2022, но нет смысла грустить об этом"
- Вы как отец не могли не верить в талант сына, но ожидали ли, что он так раскроется по ходу сезона?
- В первую очередь хотелось, чтобы он поэтапно двигался по карьере. Очень много молодых ребят испытывают сложности с переходом на взрослый уровень. Поэтому в большей степени думал о том, чтобы Гамид прошел этот период с наименьшими проблемами и потерями.
- В какой момент поняли, что Гамид действительно вышел на новый уровень?
- По первым матчам сезона было видно, что он еще молод. Эмоции зашкаливали, было огромное желание проявить себя, что не всегда на руку. Наверное, где-то в октябре, когда Гамид забил пять-шесть голов, почувствовал, что он возмужал. Уже по разговорам было понятно, что он повзрослел.
- К тому моменту он даже вызывался в сборную России.
- Да, все развивалось очень быстро. Любому молодому парню вызов в национальную команду дает эмоциональный всплеск. Когда на тебя обращает внимание тренер сборной, понимаешь, что чего-то достиг. И мне понравилось, как Гамид реагировал на все это. Когда стоял вопрос, куда его вызовут – в главную сборную или молодежную, он легко воспринял второй вариант, без сожалений. Как-никак у Михаила Галактионова хороший состав с перспективными ребятами. Возможно, команда сыровата, но видно, что у нее огромный потенциал.
- Как Гамид воспринял отстранение сборных России от международных турниров? Так и не успел ведь дебютировать в главной команде.
- Мы можем только погрустить об этом, жизнь-то продолжается. Конечно, у Гамида были мечты о чемпионате мира, но надо идти дальше. Работать, тренироваться, играть, пока молодые.
"Звездной болезни у Гамида не замечал"
- Какой матч в его исполнении больше всего запомнился?
- Против "Динамо" в первом круге (2:2), когда вышел на замену и забил в течение 10 минут дважды. Жаль, что "Уфа" упустила победу в той встрече, но я в этот отрезок получил огромный заряд приятных эмоций.
- Чаще ругаете или хвалите?
- Сейчас уже не ругаю. Гамид – взрослый парень, это не требуется. В большей степени поправляю, советую, поддерживаю, хвалю. Безусловно, раньше мог и поругать. Иногда это требуется молодым игрокам в переходном возрасте.
Гамид Агаларов
- Слышал, что вы стараетесь оградить сына от внимания прессы, многочисленных интервью, но сами охотно общаетесь с журналистами. Принимаете огонь на себя?
- Ну, сам я корреспондентам не звоню. Но понимаю, что, если откажешь, отношения могут испортиться. С прессой лучше разговаривать. А Гамида я не то чтобы ограждаю от СМИ. Придет время, он сам будет решать, давать ли ему интервью. Просто я посчитал, что из-за быстро возросшей популярности ему нужна пауза в общении с прессой. А уже затем потихоньку можно будет становиться более открытым.
- За год Гамид превратился фактически из ноунейма в едва ли не главную восходящую звезду РПЛ. Как он психологически с этим справляется?
- Во всяком случае никакой звездной болезни я у него точно не замечал. Гамид повзрослел за этот сезон, но популярность на нем отрицательно не сказалась.
"Есть желание сменить клуб и, возможно, чемпионат"
- Очень много говорится о будущем Гамида, особенно в свете вылета "Уфы". Насколько остро стоит этот вопрос сейчас?
- Говорил об этом и раньше – есть желание поменять клуб и, возможно, чемпионат. Но сейчас у Гамида действующий контракт. Есть определенные разговоры, суть которых я раскрыть, конечно, не могу. Все эти вопросы лучше адресовать "Уфе".
- Есть мнение, что продажа Гамида помогла бы "Уфе" решить многие финансовые трудности.
- Тут мне тоже сказать особо нечего. Это дела клуба.
- Какой следующий шаг в карьере сына кажется вам оптимальным?
- Как уже говорил, хотелось, чтобы он перешел с молодежного уровня на взрослый. По ходу осенней части это произошло – Гамид возмужал, закрепился в составе. Уже по ходу весенней части понял, что он мог бы пригодиться любому клубу. Каждый футболист выполняет определенные функции. И Гамид мог бы выполнять функции нападающего где угодно.
- Попробую зайти с другого фланга. Какова вероятность, что в следующем сезоне он будет выступать за "Уфу" в ФНЛ?
- Могу лишь повторить – у него действующий контракт с клубом. А как сложится дальше – на все воля Всевышнего.