"Кошмар, буду позориться": эволюция купальников гимнасток привела к раздору

Читать на сайте rsport.ria.ru
На сегодняшний день дисциплины гимнастики являются одними из самых популярных в мире спорта благодаря своей зрелищности и грациозности. Не менее интересна история происхождения спортивных костюмов гимнастов, ведь к экипировке выдвигаются серьезные требования. Например, если она не соответствует снаряду, то за это могут снять баллы, а в условиях современной конкуренции каждая десятая на вес золота.
Как в художественной гимнастике перешли от однотонных трико к блестящим откровенным купальникам со стразами Сваровски? Чем отличается экипировка женщин в художественной и спортивной гимнастике? Как гимнастику изменила борьба девушек против сексуализации тела? И почему гимнастам-мужчинам нужно менять костюмы в зависимости от снаряда? На все вопросы отвечаем в фотогалерее РИА Новости Спорт.

Слово "гимнастика" происходит от двух других греческих слов — "гимнос" (обнаженный) и "гимназо" (тренирую). Как вы уже успели догадаться, первые греческие гимнасты выступали обнаженными. В России же развитие современной спортивной гимнастики началось еще в конце XIX века, когда этот вид спорта официально включили в олимпийскую программу.

Женская гимнастика смогла развиться лишь в первой половине XX века. В СССР гимнастическая художественная экипировка отличалась простотой и практичностью. Это были обыкновенные однотонные темные трико из обычного хлопка.

1 из 15

В послевоенное время сетовать на качество купальников было бессмысленно. Все понимали, что состояние трико и его внешний вид являлись далеко не самыми главными атрибутами в представлениях гимнасток. Считалось, что спортсменки должны радовать публику своим выступлением, а не костюмом. Как олимпийский вид спорта художественная гимнастика сформировалась лишь в 1984 году.

2 из 15

Через небольшой промежуток времени купальники "художниц" все-таки разрешили делать двухцветными, а цвета могли быть яркими и светлыми. Впрочем, какие-либо рисунки или украшения на костюмах по-прежнему были запрещены. Как и за одежду в спортивной гимнастике, за несоответствие формы общепринятым стандартам могли снизить итоговую оценку.

3 из 15

С начала 70-х годов почувствовались послабления в художественной гимнастической моде. Ткань в костюме стала более эластичной, что подчеркивало фигуру гимнастки, а разнообразие цветов увеличивалось. Например, приобрели популярность белые купальники. К тому же можно было нанести легкий узор вокруг ворота.

4 из 15

В 80-х купальники становились все ярче и разнообразнее. Как правило, художественная гимнастика имела в большей степени женскую аудиторию, но со временем за красивыми спортсменками стали наблюдать и мужчины. В тон к купальникам стали подбирать и предметы. Мячи, ленты, обручи и булавы в том числе.

5 из 15

Революционный сдвиг в гимнастической моде произошел в 1993 году, когда исламские страны хотели приобщить к художественной гимнастике. Были созданы комбинезоны, покрывающие и руки, и ноги. Такое новшество понравилось не только мусульманкам, но и всем остальным спортсменкам, а выступление в комбинезоне стало массовым явлением. Впрочем, в исламском обществе облегающая одежда все равно не приветствовалась.

6 из 15

Даже с появлением комбинезонов традиционные купальники не потеряли своей популярности, а их дизайн стал еще свободнее. Например, Алина Кабаева выступала в костюмах с новыми дизайнерскими элементами на международных соревнованиях уже в конце 90-х. Традиционные купальники помогали выделить все достоинства пышной фигуры по меркам художественной гимнастики. Комбинезоны же часто использовались худыми и длинноногими дамами, чтобы подчеркнуть изящность своего выступления.

7 из 15

Новым переломным моментом в экипировке стал период после Олимпиады 2000 года, когда в "художке" решили изменить и правила, и костюмы. В дизайн разрешалось добавлять юбку или делать из купальника коротенькое платье. Однако был нюанс: ассиметричные фасоны на тот момент не разрешались. Поскольку не все гимнастки поняли правила, данное изменение стало причиной для большого количества переделок костюмов прямо накануне соревнований.

8 из 15

Занимательный факт: именно Ирина Винер-Усманова в России ввела моду на мини-юбки в гимнастике. Особенно эффектно смотрелись юбки на Алине Кабаевой.

9 из 15

На сегодняшний день гимнастические купальники отличаются разнообразием и красотой. На крупных стартах почти нет шансов увидеть костюмы без блестящих страз Сваровски или интересных дизайнерских новшеств. Купальники снова возвращаются к "безъюбочным" решениям, что изначально не совсем понравилось Дине Авериной.

"Какой кошмар, буду позориться", — подумала гимнастка в тот момент, когда ей предлагали выйти в новом костюме без юбки. Впрочем, сестры Аверины стараются следить за модными трендами и выбирают оригинальные дизайны для своих выступлений.

10 из 15

Несмотря на серьезные изменения в концепции купальников, все еще существуют стандарты, которые гимнастки обязаны соблюдать. Так, в женской спортивной гимнастике тоже используют купальники со стразами, но без дополнительных дизайнерских элементов, поскольку часто они мешают выполнению того или иного упражнения.

Некоторые спортсменки делают производство купальников не только хобби, но и бизнесом. Например, олимпийская чемпионка Ангелина Мельникова развивает собственную линию экипировки.

11 из 15

В эволюции купальников не обошлось без скандалов. Совсем недавно немецкая гимнастическая федерация заявила, что женщины не должны испытывать дискомфорт в одежде, в которой они выступают. Сара Восс, одна из гимнасток сборной Германии, решила первой использовать комбинезон, закрывающий ноги, а сама спортсменка выступила против излишней сексуализации женщин.

Ранее на турниры спортсменки надевали комбинезоны лишь по религиозным причинам.

Сару поддержали другие немецкие гимнастки — Ким Буй и Элизабет Зайц, которые также решили выступать в традиционных гимнастических трико.

"Мы надеемся, что гимнастки, которые чувствуют себя некомфортно в обычных костюмах, наберутся смелости последовать нашему примеру", — сообщила Восс в своих соцсетях.

12 из 15

А что у нас с мужской модой? Если вы следите за спортивной гимнастикой, то часто могли наблюдать, как меняется форма атлетов в зависимости от типа снарядов. В мужской спортивной гимнастике все довольно строго и органично. Обилие разнообразия и стразовых украшений — не про нее. Оно и понятно, визуально мужской спорт — дело более грубое, тут не до переодеваний в гимнастические боди.

13 из 15

При опорном прыжке и на вольных упражнениях спортсмены надевают короткие шорты и купальник (да, мужчины тоже носят спортивные купальники — леотарды). В остальных дисциплинах мужчины используют трико и купальник. Все это делается ради того, чтобы подчеркнуть изящность человеческого тела на фоне снаряда.

Допускается нанесение на костюмы спортсменов печати или рисунка (например, герб или флаг). Мода на мужскую экипировку не меняется практически сотню лет. Сейчас мужчинам можно выступать в ярких цветах, хотя раньше допускались только сдержанные тона.

14 из 15

Большое значение имеет даже обувь. В зависимости от снаряда гимнасты и гимнастки могут надевать чешки, носки или вовсе выступать босиком. Главное — чтобы ноги не скользили при выполнении элементов.

В художественной гимнастике используются получешки (полупальцы). Они обеспечивают трение и скольжение, необходимые для большего количества прыжков, вращений и пируэтов на ковре. Также и в художественной, и в спортивной гимнастике часто используются бинтовые накладки для укрепления мышц и связок.

15 из 15
Обсудить
Рекомендуем