Костюмы в фигурном катании существуют на грани сексуальности и спортивного стиля с тех самых пор, когда норвежка Соня Хени ввела моду на короткие платья. Это случилось в середине 30-х годов двадцатого века. Правда, никакого непристойного умысла в этом не было — просто на первой Олимпиаде Соне было всего 11 лет, и только из этих соображений ей позволили надеть платье длиной выше колена.
© Фото : AP Photo
Первые Зимние Олимпийские игры в Шамони
Новшество было признано удачным — такая конструкция наряда давала большие возможности для движения и не мешала исполнению обязательных фигур и прыжков. До наших дней это “исключение Хени” дошло в одном из самых разумных требований к костюмам — в первую очередь, они должны быть удобными для проката. А поскольку прыгать и крутиться в коротком платье априори легче, чем в длинном, мини для фигуристок — отчасти вынужденная мера.
Фигуристы Татьяна Волосожар и Максим Траньков
С течением десятилетий юбки фигуристок становились короче. Послевоенная мода открывала ноги еще сильнее, и тому было несколько причин: во-первых, в обществе наметилась тенденция привлекать внимание мужчин, которых из-за войны стало значительно меньше, чем женщин, а во-вторых, фабрики не успевали производить достаточное количество ткани. Если ткани мало, а платье сшить все-таки нужно, то получиться может только мини.
Тамара Москвина (слева) и Алексей Мишин (справа)
Например, у Людмилы Белоусовой, вместе с Олегом Протопоповым ставшей эталоном парного катания и высокого стиля, подол платья не перекрывал даже линию купальника. Похожая картина — в наряде Тамары Москвиной, выступавшей с Алексеем Мишиным.
По мере того, как телевидение все сильнее проникало в фигурное катание, превращая его в зависимую от рейтингов и рекламы индустрию, костюмы становились ярче, возрастало внимание к деталям. Рюши и воланы, цветы, камни, кристаллы, вышивка, шнуровка и игра цвета — на некоторых платьях можно увидеть сразу все приемы украшения. Этот тренд сохраняется по сей день, еще больше укрепляясь при распространении интернета и социальных сетей.
Платья фигуристок теперь — едва ли не более обсуждаемое явление, чем их прыжки. Всем интересен розовый короткий топ с мини-юбкой Евгении Медведевой, становящийся прозрачным в свете софитов комбинезон Александры Степановой, или бежевое “голое” платье Луны Хендрикс. Его сексуальность — в имитации цвета кожи таким образом, как будто спортсменка надела на себя нить сверкающих кристаллов и ничего больше.
Луна Хендрикс
Вообще откровенность костюмов для некоторых спортсменок стала неотьемлемой частью образа. Говорим “Катарина Витт” — вспоминаем ее голубое платье, настолько короткое, что юбочку ему заменяли редкие перья, пришитые только сзади и по бокам. Говорим “Сурия Бонали” — имеем в виду короткие разноцветные платья с декольте и обильным декором. Думаем “Елизавета Туктамышева” — сразу представляем себе ее номер “Toxic” с раздеванием до черного лифа, глубокие вырезы на груди и подчеркивающие фигуру фасоны.
Елизавета Туктамышева
В двухтысячных годах фигурное катание переживало бум на использование телесной сетки — она была основой каждого третьего костюма. Зачастую такие комбинезоны и платья казались супероткровенными, потому что цветная ткань пришивалась прямо сверху “телески” и закрывала исключительно важные места. В остальном фигуристка выглядела практически обнаженной, особенно с каких-нибудь дальних рядов на арене. Оксана Домнина в таком комбинезоне из сетки демонстрировала образ аборигена — буквально голое тело с боевым раскрасом, прикрытое несколькими листочками.
Оксана Домнина и Максим Шабалин
Следующим фактором, повлиявшим на степень сексуальности костюмов, стало пришествие на взрослые соревнования совсем юных девочек и массовый успех . Обычно их старались одевать сообразно возрасту: ткани становились менее прозрачными, а глубина вырезов уменьшалась.
Но в какой-то момент именно юность спортсменок стала обстоятельством, заставляющим тренеров предлагать своим ученицам весьма откровенные костюмы. Это было нужно, чтобы девочки выглядели старше — в парадигме ISU физическая зрелость приравнивается к высокой оценке за компоненты. Так, например, 15-летняя Алина Загитова выступала с показательным номером “Жрица огня” в облегающем тигровом комбинезоне с большими вырезами на груди, бедре и спине. У Евгении Медведевой в 17 лет было практически прозрачное платье из черной телесной сетки с гипюром на лифе. Нечто похожее — черное прозрачное — носила и Аделина Сотникова.
Евгения Медведева
Особый сорт сексуальности костюмов в фигурном катании — в танцах на льду. Там гораздо больше вариаций длины юбки и аксессуаров и широкий выбор заявленных тем. Трудно себе представить, чтобы кто-то из одиночниц вышел на лед в образе, в котором выступала французская танцорша Натали Пешала. Ее пародия на кан-кан входит во все горячие подборки такого толка - тут и белье под юбкой, и кружево, и даже подвязка.
Натали Пешала и Фабьен Бурза
Или, например, Виктория Синицина с ее костюмом к латине. Минимум ткани, максимум тела — сногсшибательный эффект.
Виктория Синицина и Никита Кацалапов
В новом олимпийском цикле мода на костюмы снова должна измениться. Учитывая официальное поднятие возраста фигуристок, допускаемых на взрослые международные соревнования, нас, кажется, ждет очередной виток “новой сексуальности”.