Российская гимнастка Мария Засыпкина уже начинала конкурировать с великой Светланой Хоркиной, но одна единственная неосторожность на тренировке привела к кошмарной травме, после которой люди редко встают на ноги. Обозреватель РИА Новости рассказывает о пути спортсменки, который стал бы готовым сценарием для художественной драмы, если бы не одно "но".
Сентябрь 1989 года, Марии Засыпкиной еще не исполнилось и четырех лет, а на советские экраны выходит фильм режиссера Исаака Фридберга под безобидным названием "Куколка". Но, что было свойственно кинематографу времен перестройки, лента эта была преисполнена трагизма, пропитанного тяжелейшими проблемами общества. Данная картина рассказывала о тяжелой судьбе гимнастки Тани Серебряковой, получившей травму позвоночника.
Главную роль в "Куколке" сыграла Засыпкина, но только не Мария, а Светлана. Не родственница, а по стечению каких-то абсолютно мистических совпадений однофамилица. Тоже бывшая гимнастка. Завершившая карьеру из-за повреждения спины.
Мария Засыпкина пришла в спортивную гимнастику в семь лет, что является достаточно поздним возрастом для начала профессиональной карьеры в этом виде спорта. Но тренер Марина Типкова сумела рассмотреть в девочке талант, подкрепленный самоотверженностью - качеством, просто необходимым для достижения успехов в гимнастике.
2000 год стал переломным в карьере Засыпкиной. Четыре золота юниорского первенства мира заставили обратить на нее внимание всего гимнастического мира, и мечты спортсменки о том, чтобы привезти в родную Тулу олимпийское золото, все больше походили на вполне реальную цель. Заметили Марию и в штабе основной национальной сборной, что означало переезд на базу "Озеро Круглое", где до сих пор собран весь свет российской гимнастики.
Октябрь 2001 года, первый взрослый чемпионат мира и сразу же серебро в командном многоборье. Да, она выступила в том финале только на одном снаряде - в опорном прыжке, но в 15 лет превзошла в этом виде в том числе и Хоркину. Двукратную олимпийскую чемпионку, завоевавшую на том же турнире в Генте три личных золота. В такие моменты спортсменам прочат большое будущее, успехи на Играх и навсегда вписанное в историю имя. Так было и с Засыпкиной.
После турнира в Бельгии гимнастам полагался отдых, но приглашение принять участие в показательных выступлениях во Франции внесло коррективы в график гимнастки. 9 ноября 2001 года начиналось с обычной утренней тренировки, завершившийся трагедией и разрушенным миром 15-летней спортсменки. Отработка элемента привела к падению головой в пол, переломом позвоночника, осложненным еще и повреждением спинного мозга.
Действительно ли Засыпкина осталась без тренерского контроля, никто ответить так и не смог, но факт остается фактом. Позже звучало немало версий. Одни говорили, что занятие проходило с участием тренеров, другие утверждали обратное. Прозвучала позиция, что и не было вовсе никакого падения "головой в пол", а просто обычный, но плохо исполненный прыжок "в кувырок".
"Скорая приехала не сразу, а приехала через полтора часа. Я лежала на матах, мне сделали уколы обезболивающие, со мной были тренеры, все разговаривали со мной", - рассказывала позже сама гимнастка.
До сих пор многие проводят аналогии между судьбами Засыпкиной и Елены Мухиной, но, к счастью для Марии, у нее все сложилось куда удачнее. Своевременная операция, проведенная хирургом Степаном Ветрилэ, позволила еще недавно парализованной гимнастке не только встать на ноги, но и вернуться к тренировкам.
«
"Очнулась в 12 часов ночи. Сначала не поняла, где я нахожусь. Потом объяснили все, началось лечение. Я сказала: "Я буду, я должна". Потому что впереди была Олимпиада через три года. Страшно было потом, после того, как я встала на ноги и после того, как осознала, что со мной случилось. Тогда было страшно", - призналась она в одном из интервью.
Именно тогда и стало ясно, что на соревновательный помост Засыпкиной уже не вернуться. Пропало то бесстрашие и та самоотверженность, которые и отличали ее от многих конкуренток. Как это часто бывает, о Марии Засыпкиной быстро забыли. И тот нераскрытый талант так и остался в статьях и материалах, написанных и снятых на рубеже двух тысячелетий. И в четырех строчках даже не российской, а англоязычной Википедии.