Две сильнейшие спортивные пары из Санкт-Петербурга, Анастасия Мишина/Александр Галлямов и Александра Бойкова/Дмитрий Козловский, завершают подготовку к сезону. Тренер фигуристов Тамара Москвина рассказала РИА Новости, есть ли в этом сезоне время для экспериментов, зачем ее ученикам нужно идти на риск и стоит ли перед ними проблема поиска мотивации.
- Тамара Николаевна, для вас нынешний сезон обычный или экспериментальный?
- Пока для нас он еще не наступил, мы находимся в процессе подготовки. Что касается экспериментов, то у нас есть календарь, который нас держит в рамках. Сейчас нам надо подготовиться к соревнованиям. В олимпийском сезоне наши спортсмены исчерпали все свои возможности, теперь нам надо запастись новыми элементами, новыми идеями и новыми программами. А если появится время для экспериментов - будем экспериментировать.
- Удалось ли перезарядить спортсменов после эмоционально и физически тяжелого олимпийского сезона?
- Само собой разумеется.
- Сложности были?
- Занятия спортом высоких достижений простых путей не предполагают. Если говорить об их отношении к делу, то оно после Олимпиады у ребят не изменилось. Они все учатся, само собой, но понимают, что главное дело их жизни - это спорт. Если что и поменялось, то они стали более взрослыми и уже приближаются, я бы так сказала, к рангу коллег.
- Артур Минчук весной говорил, что ваша цель - перед нынешним сезоном представить и Мишину/Галлямова, и Бойкову/Козловского в новом стиле. Удалось это сделать?
- Поскольку мы являемся их тренерами, то нам кажется, что удалось. А кажется ли нам это или нет, станет понятно после того, как свою оценку дадут специалисты и зрители. Родители обычно говорят: "Мой ребенок самый талантливый". А я говорить, что наши программы самые лучшие, не хочу. Конечно, мы стараемся, чтобы они были интересными, но, как на самом деле получилось, покажет сезон.
Александра Бойкова и Дмитрий Козловский
- Знаю, Александра и Дмитрий учат четверные элементы.
- Обе пары учат четверные выбросы, а Дима и Саша - еще и четверную подкрутку.
- В последнее время в парном катании побеждала тенденция стремиться чисто исполнять тройные элементы, нежели рисковать на четверных. Вы решили эту тенденцию переломить?
- Сейчас очень много пар, которые делают программы с тройными чисто. Куда нам остается идти?
- Либо делать программы еще чище, либо рисковать.
- Мы ищем то, в чем мы можем выделиться. Поэтому решили делать элементы в четыре оборота. Время идет. Напомню, что Тамара Братусь (девичья фамилия Москвиной - прим. ред.) первой сделала в СССР двойной лутц. Что сейчас это такое? Спортивные пары исполняют по два разных тройных прыжка.
- Но в отношении четверных парное катание, получается, идет по спирали. Ведь их то пробуют исполнять, то отказываются от них.
- Оксана Казакова и Артур Дмитриев в 90-х делали у меня четверной выброс. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе на тренировках его исполняли. Выброс тройной аксель на тренировках еще в 80-х годах у меня исполняли Ирина Воробьева и Александр Власов. Юко Кавагути и Александр Смирнов делали два разных четверных выброса. А потом Международный союз конькобежцев решил лишить преимущества те пары, которые делали четверные, и понизил их стоимость. Но элементы-то остаются. Одиночники же учат четверные.
- Многие специалисты говорят, что это несравнимые вещи, в одиночном катании фигурист полностью контролирует исполнение четверного прыжка, а в парном партнершу отправляет в полет партнер. Поэтому риск больше.
- Учить с риском для здоровья ничего не будем. Постараемся сделать так, чтобы его не было. И в программу четверные будем вставлять только тогда, когда это будет надежный элемент. Пока мы их даже на тренировках не видели. Может, ребята попробуют и остановятся.
- Сейчас, в условиях отстранения российских спортсменов от международных турниров, много обсуждают проблему поиска мотивации. Вам приходится беседовать с учениками, чтобы помогать ее найти?
- Перед каждым сезоном мы ставим перед спортсменами задачи. Программы такие-то, элементы такие-то, хореография такая-то, соревнования такие-то, места такие-то. В нынешнем сезоне все точно так же.
- То есть то, что нет международных турниров и призовых за них, не проблема?
- А что, соревнования в России более низкого уровня? У нас есть календарь российских соревнований, к ним мы и готовимся.
- Кто-то жалуется, что денег за них получит меньше.
- Если мы говорим о мотивации, то для кого-то это деньги, а для кого-то и не деньги. Фигуристы, которые катаются в нашей группе, мотивированы достижениями в спорте.