Корреспондент РИА Новости на правах теннисного журналиста и болельщика делится своими мыслями о карьере великого Роджера Федерера, завершающейся у нас на глазах.
Вспоминаю одну историю 20-летней давности. Москва, Кубок Кремля — 2001. Общаюсь со знакомой, которая волонтерствовала на стойке размещения игроков в отеле.
«
"Вчера заехал один, — рассказывала она. — Капризный такой, нервный. Номер ему не понравился, кричать начал, потребовал переселить. Какой-то..."
В этой цитате не хватает одного слова. Но о нем потом. Сначала о главном, как теперь уже понятно, событии нынешнего теннисного года.
Безупречный
Казалось, что Роджер Федерер будет в теннисе вечно, как Елизавета Вторая на троне. Но вот на прошлой неделе закончился земной путь британской королевы, а на теперь стало известно, что подходит к концу теннисная дорога швейцарского короля. И последний его выход на арену, что, наверное, символично, состоится в Лондоне. Там он выиграл свои рекордные восемь Уимблдонов.
Первая характеристика, которая приходит на ум при слове "Федерер" - безупречный. Безупречный теннисист. Безупречный человек. Безупречный муж. Других эпитетов, кажется, искать не стоит. Подтверждения можно приводить одно за другим.
Федерер - это безупречно отточенная игра. Разумеется, в те моменты, когда он не страдал от травм, которые в итоге и стали причиной того, что в 41 год Роджер все-таки решил уйти. Умение в выгодной ситуации из нескольких решений выбрать наилучшее, а в сложном положении - единственно верное. Вот то качество, благодаря которому Федерер добился всех своих успехов.
Еще это можно назвать высочайшим теннисным интеллектом. Быстрота мышления на корте не подводила Федерера даже тогда, когда начало подводить здоровье. Вкупе с опытом этот интеллект позволил Роджеру возвращаться и побеждать. Даже когда эксперты всех мастей его в очередной раз отправляли на пенсию.
Федерер — это безупречное поведение на корте. Разумеется, если постараться, в интернете можно найти видео, на котором швейцарец ломает ракетку или ругается. Но эти казусы относятся к категории "И на Солнце бывают пятна". В теннисном поединке равных соперников, как известно, судьбу матча определяют несколько ключевых розыгрышей. Так вот, именно умение сохранять убийственное хладнокровие в решающие моменты помогало Роджеру выходить в них победителем.
Когда он позволял себе выплеснуть эмоции, они не были демонстративно негативными или, как сейчас принято говорить, токсичными. Наоборот, это только подчеркивало, что не от робота его безупречность, а от человечного человека. Мало какому теннисисту хочется подражать так же, как Федереру.
Федерер — это безупречный стиль. "Он всегда опережает на шаг моду — как на корте, так и за его пределами", — формулировка журнала GQ, который в 2016 году присудил ему титул "Самый стильный человек среди всех живущих на свете". На всякий случай: здесь не пропущено слово "теннисистов" или "спортсменов". Действительно, мало таких людей, глядя на которых, думаешь: хотел бы я одеваться так же. После того, как Федерер открыл свою линию одежды, стало можно, были бы деньги.
Федерер — это безупречный семьянин. Все те, считающие, что счастья не существует — посмотрите на Роджера и его жену. Они с момента знакомства на Олимпиаде в Сиднее вместе уже 22 года, у них четверо детей. Ради мужа перспективная теннисистка Мирослава Вавринец закончила карьеру, превратилась в домохозяйку и менеджера. Он ради нее завоевывал свои титулы. Правда, миллионы тоже в дом приносил, что для крепкого брака немаловажно.
Карьера Федерера тоже безупречна, как и он сам. 310 недель в ранге первой ракетки мира. 103 чемпионских титула, 20 - на турнирах Большого шлема. Олимпийское золото. Кубок Дэвиса. Нет, конечно, можно в любом послужном списке найти что-то недостающее, если постараться. Но в случае с Роджером придется включить режим самоиронии. И тогда можно сказать, что Федерер не выиграл...
Не какой-то, а великий!
Кубок Кремля! Да, швейцарец дважды приезжал на главный российский теннисный турнир. Об этом, конечно, помнят только те болельщики, которые воспитали внутри себя статистического фрика — но Роджер был в Москве в 2001 и 2002 годах. В первый визит проиграл сразу же на старте турнира, во второй - дошел до четвертьфинала, где уступил Марату Сафину. В целом — совершенно не оставил тогда никакой о себе памяти.
Но если кто-то все-таки помнит, какой Федерер тогда был, то, конечно, подскажет автору этих строк, что, во-первых, Кубок Кремля Роджер все-таки выиграл, пусть и не в одиночке, а в паре с белорусом Максимом Мирным. Во-вторых, напомнит непреложную истину: идеалом не рождаются, идеалом становятся. Потому что молодому Роджеру до безупречности было как до 20 побед на турнирах Большого шлема. В игре - дисциплины ноль, суета. В поведении - сплошные нервы. В стиле - сомнительные патлы до плеч.
И теперь, конечно же, понятно, какое слово пропущено в той истории, с которой я начал этот материал. Федерер. "Какой-то Федерер".
Очень скоро он перестанет быть "каким-то". И в итоге стал великим. Каким мы его и запомним. Ведь запоминается, как известно, последнее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
© Darren Whiteside