Итоги встречи федерации фигурного катания России с ведущими спортивными СМИ — прямая речь и грандиозные планы.
Российское фигурное катание в какой-то степени продолжает существовать в режиме пандемии коронавируса, только без коронавируса — наши спортсмены с февраля 2022 года изолированы от остального мира и не могут участвовать в международных турнирах. Если не предпринимать никаких активных действий по поддержанию жизни в виде спорта, за пару сезонов подобной изоляции эта самая жизнь может угаснуть. Понятно, что это только фигура речи, но ясно одно: восстанавливать утраченный зрительский и спонсорский интерес и возвращаться на высокий уровень спортсменам пришлось бы еще много лет.
Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР), конечно, такого сценария бы не хотела. Те, кто интересуется "фигуркой" дольше пары сезонов, еще помнят, как когда-то давно на чемпионате России собирался десяток зрителей, преимущественно состоящий из бабушек выступающих спортсменов, а спонсоры не выстраивались в очередь за право упоминания своего бренда на бортах катка. Сейчас же билеты даже на контрольные прокаты сборной раскупаются как новые айфоны, а призовые на сезон исчисляются миллионами рублей. Фигурное катание любимо и мегапопулярно в России, от чего в конечном счете выигрывают все — и сами фигуристы, и тренеры, и федерация, и правообладатели, и пишущие журналисты, и болельщики.
Болельщики российских фигуристок
При всем этом интересе накопилось немало взаимных претензий у сторон. Болельщики недовольны тем, как показывают фигурное катание и что о нем пишут. Федерация негодует от того, что новости подконтрольного им вида спорта живут своей жизнью, становясь достоянием общественности в самый, на взгляд федерации, неподходящий момент. Журналисты пеняют на отсутствие обратной связи и свое как бы ущемленное положение, затрудняющее нормальную работу. Первый канал, являющийся эксклюзивным правообладателем и фактически титульным спонсором федерации, хотел бы получать больше позитивного отклика на большую просветительскую работу, которую ведет уже несколько лет.
Поэтому было так интересно, что придумает федерация совместно с Первым каналом для спортсменов и зрителей в новом сезоне. Сделав важный шаг навстречу пишущей прессе, генеральный директор Александр Коган в понедельник, 19 сентября, пригласил на завтрак представителей ведущих спортивных изданий. Помимо Когана, от принимающей стороны на встрече присутствовали Ольга Черносвитова (руководитель спортивной дирекции вещания Первого канала), Ольга Ермолина (пресс-атташе ФФККР) и Николай Долгополов (глава комиссии по работе с прессой, учрежденной в исполкоме ФФККР).
Мы сформулировали главные претензии в форме вопросов и привели ответы, озвученные Александром Коганом и Ольгой Черносвитовой на первой предсезонной встрече.
— "Что же будет с Родиной и с нами" в отсутствие международных стартов? Где брать мотивацию и зарабатывать деньги спортсменам, которые претендовали бы на звание лучших в мире, если они могут выступать только в России?
Александр Коган: "Мы пытаемся сделать так, чтобы наши фигуристы в отсутствие международных соревнований имели высокую конкуренцию на внутренних соревнованиях. Имели мотивацию для своего дальнейшего развития. В такой же степени, как взрослые, нам интересны и юные спортсмены — то наше будущее, которое мы ожидаем на следующих Олимпийских играх. Мы не можем не учитывать, что их тоже нужно мотивировать.
Есть некоторые формализованные вещи, которые мы не можем преодолеть. В календаре министерства спорта существуют определенные названия, которые мы сами поменять не можем, хотя и предлагаем назвать по-другому некоторые турниры, и иногда это принимается. Гран-при России, например. Мы увеличили количество этапов Гран-при до шести. Это, конечно, не аналог и не подобие Гран-при ISU, но у нас достаточно квалифицированные спортсмены, чтобы на каждом этапе было интересно на них смотреть. Мало того, к этапам Гран-при России мы привязали еще всероссийские соревнования среди юниоров, которые будут проходить прямо перед этими турнирами, где также будет очень интересно.
Одно из наших основных нововведений — большой призовой фонд. Больше 100 миллионов рублей на все турниры сезона, и он будет на каждом турнире. Это должно поддержать и спортсменов, и тренеров, и интерес к фигурному катанию с точки зрения отсутствия финансовых потерь из-за неучастия в международных стартах".
Александр Коган
— Призовой фонд становится обременением бюджета?
Александр Коган: "Я бы отдельно хотел поблагодарить наших партнеров. В призовом фонде нет ни одной копейки бюджетных денег, они полностью выделены нашими партнерами для этого сезона, чтобы мы поддержали высокий интерес к нашему виду спорта".
Ольга Черносвитова: "Все эти спонсоры являются не только спонсорами федерации, но и спонсорами наших трансляций. Мы долго шли к этой конструкции, она уникальна в том плане, что нет каких-то конкурирующих отношений внутри. В итоге все выливается в то, что у спортсменов есть возможность получать достойные гонорары, а у нас — возможность проводить турниры, потому что это тоже стоит денег. Наши партнеры — коммерческие компании, и несмотря на то, что у них тоже непростое время, у всех свои проблемы, спасибо им. Они верят в фигурное катание настолько, что по коммерческим сборам это даже перекрывает наши предыдущие годы.
Если раньше мы тратили большой объем спонсорских средств на покупку международных прав, то сейчас все эти деньги идут на развитие собственного фигурного катания и его показа. Все, что недополучает ISU, теперь будут получать российские спортсмены".
— Первый канал несколько лет назад получил эксклюзивное право на показ фигурного катания, но у болельщиков возникает много вопросов к его работе. Акцент все время на женском одиночном, остальные виды недополучают внимания. Недостаточно освещаются технические нюансы, какие-то моменты слишком упрощаются, так, что "настоящим" любителям фигурного катания это режет глаза и слух. Почему все так, можно ли это исправить?
Ольга Черносвитова: "Уже на прокатах будет видно, что мы будем чуть больше вкладываться в продакшен мероприятий. Не только в телевизионную картинку, но и во все элементы шоу — свет, звук, какие-то дополнительные вещи в съемке, презентации и так далее. Это наши спортсмены, поэтому забота об их презентации лежит на нас. Все трансляции будут доступны на наших цифровых ресурсах. Добавится еще один из онлайн-кинотеатров, мы завтра-послезавтра объявим, кто это будет. Это эксперимент, который дает дополнительный доход и дополнительную площадку для показа. Интересный опыт посмотреть, как все работает в третьей среде, пока мы знаем это на примере сайта и телевизионного эфира.
Что касается иностранных болельщиков, мы будем стараться удовлетворять и их потребности тоже, потому что в прошлые годы 50% просмотров на YouTube было из-за рубежа. Причем говоря "из-за рубежа", мы имеем в виду не СНГ, а дальнее зарубежье, Западную Европу, Японию, Америку и Канаду. Нам есть что показать, и хотя это совсем не коммерческое мероприятие, почему бы не показать любителям. Все решается посредством VPN.
Камила Валиева
Что касается телевизионного эфира, это будет выборочно — где-то показ в прямом эфире, где-то в записи. Каждую неделю и каждый турнир мы будем принимать решение исходя из наших эфирных планов. Безусловно, в начале сезона будем концентрироваться на показе девочек-одиночниц, как всегда это делали, — не будем себе врагами. Девочки привлекают самую большую часть спонсорских денег, которые потом распределяются между всеми спортсменами, и это надо тоже уважать. Но при этом есть турниры, где мы будем показывать всех. Задачи по популяризации других видов у нас тоже есть. Мне лично как болельщику интереснее всего смотреть на мальчиков — на мой взгляд, там самая большая конкуренция. У кого-то может быть и другое мнение.
Что касается трансляций в записи. Не забывайте, что страна у нас большая, разница во времени есть. Показ контрольных прокатов в записи с двухчасовой разницей означает, что еще два региона могут увидеть соревнования в удобное время. Эти соображения тоже нельзя игнорировать. Ну и мы просто не можем себе позволить целый день показывать по телевизору соревнования на Гран-при, их просто не будет смотреть та аудитория, на которую мы рассчитываем. Вообще удерживать внимание зрителя довольно сложно, для них проблема даже 15 минут перерыва на заливку льда, когда ничего не происходит".
Александр Коган: "Трансляции Первого канала помогают привлечению детей по всей стране в фигурное катание. Для нас как для федерации это тоже одна из важнейших задач. В каждом регионе, где мы проводим соревнования, каждый сезон потом идет дополнительный приток детей в школы. У нас сейчас и в сборной есть ребята из регионов, так что система прекрасно работает.
Международные соревнования стали смотреть меньше из-за отсутствия наших спортсменов. Вы сами видите, что есть результаты, которые действительно интересны, мы с удовольствием бы соревновались со многими, но основная масса выступающих — спортсмены не очень высокого уровня. С точки зрения международного сообщества все равно сохраняется большой интерес к фигуристам в России. Много в личных письмах у меня спрашивают, где могут посмотреть наши взрослые прокаты. Многие уже смотрели наши юниорские прокаты. Мы уверены, что будет огромное количество просмотров и из-за рубежа".
— Федерация не готова комментировать ряд вопросов и слухов, которые периодически возникают в информпространстве. Говорит ли это о некомпетентности федерации, а если нет, то о чем тогда говорит?
Александр Коган: "Есть вещи, на которые мы просто не можем отвечать, есть вещи, на которые не считаем нужным говорить. Что-то преждевременно, что-то слишком личное.
Вы же не рассказываете о каких-то личных вещах. Вопросы от большинства представителей прессы касаются именно личных моментов: расскажите о характере травмы, расскажите что и почему. Большинство спортсменов расскажут об этом сами, если захотят. Как пример, если Синицина и Кацалапов захотят рассказать о своей свадьбе, ради бога, они расскажут".
Ольга Ермолина: "Тем более сейчас вся журналистика построена по-другому — все выкладывается в соцсетях. Хотелось бы, чтобы новости не высасывались из пальца".
Виктория Синицина и Никита Кацалапов
— Что принципиально нового будет в грядущем сезоне?
Александр Коган: "18-19 марта 2023 года планируется провести открытый турнир по шоу-программам. Уникальный турнир, на котором будут оцениваться творческая составляющая программ. Его формат будет существовать обособленно от ISU. На нем могут соревноваться все во всех видах независимо от статуса, хоть условный Евгений Плющенко с условной Камилой Валиевой. Обязательное условие - показать абсолютно новую программу, которую раньше нигде не представляли. Призовой фонд составит 10 миллионов рублей.
"Самыйлучшийтурнирназемле" — что-то вроде слогана или хэштега Гран-при России. Что дают наши Гран-при России? Возможность попадания на чемпионат страны, Финал Кубка России и финал Гран-при. Они будут давать и возможность попасть в сборную России на следующий сезон. Всероссийские соревнования среди юниоров будут так же проецироваться на юниорский уровень — первенство, Финал Кубка России среди юниоров и попадание в сборную страны.
Есть некоторые нововведения в расписании. То, что на обычных этапах ISU бывает растянуто на три дня, мы уложили в два. Короткая программа в субботу, произвольная в воскресенье. Чтобы зрителям было удобно в свободное от работы время прийти и посмотреть.
Показательных на Гран-при не будет. Мы посмотрим на них в несколько другом ракурсе. Показательные выступления будут на чемпионате России в Красноярске. И мы рассматриваем возможность провести показательные на юниорском первенстве — это будет в первый раз.
Мы также планируем провести турнир под условным пока названием "чемпионат России по прыжкам". В прыжковом турнире будут участвовать не только одиночники, но и спортсмены парного катания. Они будут исполнять подкрутки, выбросы и параллельные прыжки.
По результатам сезона, зависящим от участия в основных и дополнительных турнирах, мы решили сделать рейтинг наших сильнейших фигуристов. Он будет формироваться в соответствии с определенными очками за место на каждом турнире. Разрабатывается примерно так, как было у нас с отбором на чемпионат страны по результатам этапа Кубка России. Как только он будет окончательно готов, мы сообщим подробности. Он будет касаться всех видов, кроме синхронного катания. По окончании сезона будут финансово награждены лучшие спортсмены рейтинга во всех видах. Призы: в размере пяти миллионов за первое место, двух с половиной миллионов за второе и миллиона за третье. Есть за что побороться, это как дополнительный бонус к сезону".
Александра Трусова
Ольга Черносвитова: "Нам важно, чтобы спортсмены принимали участие в максимально возможном количестве соревнований, не пропускали их по необъективным причинам. Плюс это понятная система для всех для определения, кто в каком турнире участвует, кто в следующем сезоне на что претендует. Я бы сравнила это с теннисной системой ATP. В зависимости от турнира будет начисляться разное количество баллов".
— Зачем пытаться поддерживать интерес к виду спорта в условиях международной изоляции?
Ольга Черносвитова: "Я часто слышу и читаю о том, что у нас все плохо. Что ж, давайте закроемся, разойдемся, спортсмены пойдут в школу наконец-то, а мы с вами будем заниматься каким-то другим делом. Вам будет не о чем писать, нам будет нечего показывать, им негде будет кататься. У меня к вам просьба — попробовать немного поднять всем настроение, улучшить общий эмоциональный фон.
У нас есть старты, есть спортсмены, порой это буквально лучшие спортсмены в мире. И говорить о том, что если они не участвуют в каком-то турнире, значит все у нас пропало — немного неправильно.
Анастасия Мишина и Александр Галлямов
Наша общая задача — моя, федерации, каждого тренера и спортсмена — чтобы было интересно, чтобы было где выступать, с кем соревноваться, что показывать и о чем писать. Чтобы те зрители, которые раньше смотрели в 6 утра японские этапы, сейчас покупали билеты на соревнования в Сочи, Москве или еще где-то".
Послесловие
Выводы о том, как все эти прекрасные планы будут воплощены в жизнь, мы сможем сделать только по итогам сезона. Одно можно сказать уже сейчас — потенциал у всего, что придумано, огромный. Пожалуй, ни у одного другого вида спорта в России сейчас нет столько ресурсов и возможностей, чтобы сохранять и даже приумножать интерес к нему в условиях международной изоляции, как у фигурного катания. Чья именно это заслуга — юных чемпионок, опытных тренеров, чиновников, телевизионщиков или пишущих журналистов, понять сложно. Но общими усилиями мы точно можем попытаться не потерять то, что с таким трудом выращивали последние годы.