С первыми словами конферансье в "Мегаспорте", открывающим соревнования женщин на Гран-при России, Камила Валиева вставляет в уши наушники. Ни один лишний звук не проникнет в ее голову до самого выхода на старт, ничто не должно выбить из равновесия. Еще недавно она переглядывалась и обменивалась шутками с одногруппницей Софьей Акатьевой в зоне сухой разминки, а сейчас уже сменила смешливость на покерфейс, а расслабленность - на соревновательный эгоизм. Это внешнее впечатление, когда кажется, что фигуристка не замечает в этом мире никого, кроме себя и своей скакалки, так самозабвенно она прыгает двойные, разогреваясь.
При этом почти каждый человек в "Мегаспорте" хотел бы получить свой кусочек Валиевой в виде взгляда, улыбки, фотографии или просто энергии, так что ее желание абстрагироваться от внешнего мира - жизненная необходимость. Здесь и сегодня она абсолютная звезда, причем не только для зрителей, но и для соперниц. Самый частый ответ на вопрос, с кем бы вы хотели посоревноваться, у спортсменок из Первоуральска, Нижнего Новгорода, Твери, Санкт-Петербурга и Казани - Камила Валиева. Необычно, должно быть, в 16 лет ощущать себя легендой. И тяжело, потому что у всех остальных есть планка в виде ее результатов, прыжков, вращений, находок, а у нее над головой ни одной зацепки для рук, оставленной другими. В попытках подняться выше приходится скоблить камень собственными голыми руками.
Конкуренток у нее сегодня не оказалось. За короткую программу с двойным акселем, тройным флипом и каскадом тройной лутц - тройной тулуп Валиева набрала 83,92 балла. Это на 11 баллов больше, чем оценка у промежуточного второго места - Софья Акатьева рисковала с тройным акселем и упала.
Это, конечно, не предельная оценка Камилы, потому что действующий с чемпионата Европы ее же мировой рекорд равен 90,45 баллов. Однако для короткой программы без ультра-си - цифра космическая. Для сравнения, Алена Косторная с тройным акселем на пике формы когда-то устанавливала мировой рекорд в 85,45 - всего на пару баллов выше Камилы нынешней. Елизавета Туктамышева с тройным акселем на международных стартах не набирала больше 81,53 балла. Наконец, олимпийская чемпионка Алина Загитова на победном чемпионате мира за короткую программу с каскадом лутц - риттбергер получила всего 82,08.
Все дело в том, что Валиевой удалось за 5 лет своей международной карьеры на юниорском и взрослом уровне превратить короткую программу из чисто технической истории, которая мало кому интересна как идея, в произведение искусства. В этой галерее уже четыре картины - культовая "Девочка на шаре", ласковый "Шторм", олимпийская трагичная "Бабочка на пальце" (она же In Memoriam Кирилла Рихтера) и вот теперь "Интерстеллар".
Люди в своем восприятии программ Камилы обычно делятся на две категории - одни восхищаются и обожают, другие говорят о самоповторах, несменяемости стиля и ощущении, что одна и та же короткая программа исполняется фигуристкой четыре года, просто под разную музыку. Истина, похоже, где-то посередине - глупо отрицать, что постановки Валиевой очень совпадают по настроению, по исполняемым связкам и расстановке элементов. В то же время очевидно, что макет программы одинаковый у всех, это объясняется требованиями правил, заходы на элементы переучиваются редко, потому что могут повлиять на стабильность исполнения, а у Камилы есть своя природная органика, сделавшая ее суперзвездой. И отказываться от этой органики, доказавшей свою эффективность, в пользу неведомых экспериментов - точно не то, на что пойдет тренерский штаб Тутберидзе. Особенно когда на кону стоят медали и призовые.
Но парадокс в том, что судьям и большинству зрителей Камила именно такой и нравится, и никакой другой им не нужно. Это можно попробовать объяснить магией исполнителя, как сформулировал суть таланта Валиевой постановщик Сергей Комолов в интервью РИА Новости. Любая магия необъяснима, не поддается логике, а человек, ею обладающий, кажется всемогущим. И если сравнить это с тем, что Камила уже не единожды превращала на наших глазах куски рваного асфальта в цветущее маковое поле, то сейчас ей бывает достаточно показать всего один цветок - мы охотно поверим волшебству и сами своим воображением дорисуем остальные тысячи маков. Пусть даже пока авансом.