Защитник "Торнадо" и сборной России Нина Пирогова в интервью РИА Новости Спорт рассказала, в чем разница между мужчинами и женщинами в хоккее, развенчала несколько стереотипов, а также поделилась мнением об отстранении российских спортсменов.
- В декабре прошел Матч звезд ЖХЛ, где на трибунах присутствовало более трех тысяч зрителей. А на матчи "регулярки" приходит обычно не больше 400 человек. Насколько обидно играть почти без зрителей?
- Ну вообще много факторов, по которым так происходит. Не столько обидно, сколько… Вообще было очень приятно, что на нас пришло посмотреть столько болельщиков. Нереальная поддержка, атмосфера в Челябинске была супер. И, если бы, конечно, на женский хоккей ходило больше болельщиков, думаю, мы бы и играли лучше. Так что это нужно исправлять.
- Обычно же говорят наоборот: надо играть лучше, чтобы ходило больше болельщиков.
- Одно от другого зависит, в принципе. Когда на трибунах аншлаги, всегда приятнее играть, больше эмоций. Так что тут одно от другого отталкивается. Но, конечно, начинать надо с себя.
- А нет такого, что обидно от того, что к мужчинам приковано больше внимания?
- Да нет, все по делу, по игре (улыбается).
© Фото : из личного архива
Нина Пирогова
- Часто ли вообще вы, хоккеистки, сравниваете себя с мужчинами в спортивном плане?
- Если говорить о физиологии, то, конечно, это определяющий фактор. Все быстрее, начиная от тела и заканчивая мыслью, поэтому и зарплаты, и внимание со стороны зрителей и спонсоров вполне оправдано. Раньше это задевало. Но с возрастом понимаешь, почему так. Мужской спорт гораздо зрелищнее, у него больше выхода и в интернет, и на телевидение. Берут большим охватом и спонсорами. Да чего тут говорить – я уже вообще не сравниваю мужской и женский хоккей. Для меня это два разных вида спорта.
- Был случай, что женщина-вратарь Манон Реом сыграла несколько матчей за команду НХЛ "Тампа". Возможно ли в России такое, чтобы женщины играли за мужские команды хотя бы в выставочных матчах?
- Интересно, в каком году она сыграла?
- В 1992-м.
- Поэтому так давно это и было. Почему сейчас те же канадские и американские женщины-вратари в НХЛ не играют? Потому что, наверное, мужчины нормально бросают. Думаю, им может быть больно и неприятно. Но это опять же о том, что мужской и женский хоккей – два разных вида спорта. Это вопрос физических данных, физиологии.
- Но при этом по школе девочкам часто приходится играть с мальчиками.
- Ну тут мы говорим про детей. В детстве это нормальная практика, когда девочки за мальчиков играют. И это нормальная практика ну край до 17 лет. И то, это было лет пять назад, когда там Люда Белякова играла. Я вот в 14 ушла. Это просто невозможно – это физиология. Ну не может девочка играть с мальчиками на профессиональном уровне.
- Но все-таки в чем женский хоккей превосходит мужской?
- По эмоциям – женский хоккей эмоциональнее. Из-за отсутствия силовых приемов можно разгуляться, что-нибудь на льду нарисовать, какие-то комбинации на льду проводить. Если у мужчин так делать, тебя сразу там "разбудят" каким-нибудь силовым (улыбается).
- Кстати, о силовых, не добавили бы они зрелищности?
- Я согласна, прибавили бы.
- Стоит их разрешить?
- Почему бы и нет. Уже не первый год это обсуждается, но все так и остается на уровне разговоров. В принципе, важнее даже не разрешить силовые, а просто давать играть в хоккей. У нас бывает такое, что плечиком заденешь, человек упадет – сразу удаление. Стоит дать немножко свободы.
- Ты играешь в ЖХЛ с момента основания. За восемь сезонов как изменилась лига?
- Я помню, что был сезон, когда играло всего семь команд. Лига прогрессирует в том плане, что появляются новые команды. Думаю, что в следующем году еще откроют – все это большой плюс. В ЖХЛ подключают медиа всеми силами, что тоже положительный момент. Если сравнивать с мужским хоккеем – у них в этом плане все супер.
Нина Пирогова
- В разговоре про новые команды можно вспомнить прошлогоднюю историю "Ледяных крыльев" из Ярославля, которые даже не доиграли сезон из-за проблем с финансированием.
- Тут не стоит обобщать, проблемы только на уровне этой команды. Просто не получилось, но это не повод останавливаться, ведь есть другие города. Та же самая Москва. Почему бы не сделать женскую команду в столице?
- В последнее время многие клубы КХЛ включают женские команды в свои системы – например, "Торпедо" и "Трактор". Насколько это помогает развитию женского хоккея?
- Я уже говорила ранее, что для нашего развития было бы очень круто сделать хотя бы несколько команд в системах платежеспособных клубов КХЛ с хорошими бюджетами. Это был бы отличный старт, толчок. Это бы действительно поспособствовало развитию женского хоккея в России.
- Если продолжать разговор про финансы, сколько в среднем зарабатывают хоккеистки в ЖХЛ?
- Эту информацию я не могу разглашать, но по сравнению с мужчинами это вообще копейки, если честно (улыбается).
- Как относитесь к такой огромной разнице в зарплатах?
- Я играю за любовь к хоккею. Для меня это второстепенные вопросы. Я хочу прогрессировать, расти на уровне команды, на уровне сборной и показывать свой лучший хоккей. Это то, чего я хочу. А деньги сегодня есть, завтра – нет. Это обсуждение, знаете, такой выстрел в пустоту. Даже не хочу об этом говорить.
- Хорошо, тогда вернемся непосредственно к хоккею. В КХЛ снизили лимит на легионеров, одним из аргументов в пользу этого решения является развитие молодежи. При этом в женском хоккее девушки начинают играть на взрослом уровне лет в 16-17, если не раньше.
- Играя с мальчиками, ты растешь лучше, скажем так, потому что уровень выше, мысль быстрее. Все быстрее, поэтому ты активнее развиваешься как игрок. До 14 лет, до 12 ты играешь с мальчиками спокойно, а потом они вырастают и ты просто не можешь играть с ними, потому что правила игры включают в себя силовые. У них появляется больше сил – они сильнее щелкают, быстрее бегают. Не потому, что ты плохо занимаешься, а просто потому, что ты в силу своих способностей - в силу того, что ты женщина - не можешь с ними конкурировать.
- И поэтому девочки идут во взрослый хоккей?
- Да, в 14 лет перед тобой встает вопрос: либо ты продолжаешь тренироваться с девочками, либо едешь на просмотр в клуб. Если ты сильный игрок, то в 14-16 лет тебя обязательно возьмут и ты, соответственно, не будешь по СДЮШОР играть, а тебя возьмут на зарплату. Ты будешь чаще появляться перед глазами тренеров сборной, то есть это тоже какой-то престиж, намного лучше, чем по школе играть.
- Кстати, в женском футболе есть юниорские лиги.
- В хоккее чуть-чуть по-другому. Честно говоря, я не сильно слежу, но знаю, что есть первенство России, различные этапы, Спартакиады. Я не сильно в этом разбираюсь.
- А если бы появилась женская лига вроде МХЛ?
- Почему бы нет. Думаю, это абсолютно точно способствовало бы развитию.
- Насколько тяжело переносится резкий переход во взрослую женскую команду?
- Я вообще поначалу себя очень некомфортно чувствовала, потому что я пришла в команду, где были взрослые женщины. У всех какая-то личная жизнь, свои интересы. А нас, молодых, было очень мало. Трое – я, Аля Штарева и Аня Шохина. А остальные девчонки все были старше нас. Но потом я влилась в коллектив, смогла подружиться. Даже сейчас со многими поддерживаю общение. Но было сложно, потому что все мои друзья остались в других городах, в других командах.
- Часто говорят, что женский коллектив – змеиное гнездо.
- Честно, я бы не сказала, что змеиное гнездо. И в мужских коллективах есть такие гнезда, что мама не горюй! Они еще фору дадут. Тут все зависит от людей. Если люди порядочные, если они могут не скрыто конфликтовать, а в лицо все друг другу высказывать, то никаких недомолвок не будет, коллектив будет жить. Споры какие-то, ситуации, которые нужно разрешить, – это нормально. Нужно просто разговаривать и решать все моменты, тогда все будет хорошо. У нас, слава богу, все нормально.
- При этом есть мнение, что раннее взросление девушек в хоккее связано с тем, что они заводят семью и после рождения детей не возвращаются.
- Знаете, я тут не соглашусь. У меня есть множество примеров. Со мной в этом сезоне играют Лена Дергачева, у которой сыну три года, и Алевтина Штарева – ее сыну два с половиной года. Они смогли вернуться в хоккей. Та же Люда Белякова, которая в прошлом сезоне за "Торнадо" выступала, у нее вообще двое детей. То есть она дважды уходила и возвращалась. Еще есть куча примеров до создания ЖХЛ – Катя Смоленцева, Катя Смолина. Можно много девочек перечислять. Я считаю, что при желании все возможно. Хотя есть примеры девчонок, которые уходят, создают семью и не возвращаются. Все индивидуально.
© Фото : социальные сети
Нина Пирогова. Архивное фото
- У тебя, получается, были примеры перед глазами. Насколько им сложно было возвращаться после рождения детей?
- Все по-разному. Во-первых, роды у всех по-разному проходят. Если без осложнений, то есть пример Ангелины Гончаренко, которая через три месяца начала тренироваться и через шесть-восемь месяцев уже в чемпионате играла. Все возможно. Та же самая Валерия Павлова смогла родить и подготовиться к Олимпиаде 2018 года. У нее на это было примерно полгода, может, чуть больше. Одинаковых примеров нет, у всех по-разному.
- Если продолжать говорить про стереотипы, с какими тебе приходилось сталкиваться за свою карьеру?
- Да много с какими. В принципе, и сейчас сталкиваюсь, просто отношение к этому поменялось. Если раньше с пеной у рта доказывала, что все не так, то сейчас я максимально равнодушна и спокойна. Мне мое спокойствие важнее, чем кому-то что-то доказать.
- А какие задевали?
- Ну все стандартные. "Иди вари борщи", "это мужской вид спорта, вы же девочки", "почему не гимнастика или фигурное катание". Тем, кто рожал, говорили: "А с кем ребенок, как же ты так улетаешь?" Ну классика.
- К слову, один из частых стереотипов - что в "мужских" видах спорта девушки по большей части нетрадиционной ориентации.
- Я к этому никак не отношусь. Меня чужая личная жизнь не интересует. Хотите – не мое дело. Главное - хорошо играйте со мной в команде (смеется).
- А как относишься к людям, которые так думают обо всех хоккеистках?
- Это зависит от людей. Честно, вообще не хочется с ними спорить и что-то доказывать. Если для человека это своя правда - да ради бога, пусть он с ней и остается.
- "Да зачем тебе этот хоккей?" Часто приходилось слышать подобное?
- Конечно. Я и сейчас слышу (улыбается).
- От кого?
- Да ото всех - начиная со школы, от учителей. Мне говорили, что я такой "перспективный человек", я иду на красный диплом, зачем все эти разъезды! "Не успеешь догнать, а у тебя все будущее впереди. Бросай этот хоккей!" Классика вообще.
- Красный диплом?
- Который я не получила, потому что только до девятого класса была отличницей (смеется).
Нина Пирогова во время подготовки к Олимпиаде-2018
- А потом карьера помешала?
- Я бы не сказала, что помешала. Просто все свободное время, которое у меня было, я посвящала хоккею, дополнительным занятиям. Я могла бы оставаться отличницей, но это было трудно, и приоритет бы сместился в сторону учебы, а это было не в моих планах и не в моих интересах на тот момент. Но я вообще не жалею.
- А вот есть еще один очень классический стереотип о том, что все спортсмены не блещут умом.
- Я думаю, что спортсмены этот стереотип разбивают. Как мужчины, так и женщины. Потому что я встречаю в своей жизни много начитанных людей, с широким кругозором, с которыми есть о чем поговорить. И не только хоккеистов и хоккеисток. Это такой стереотипный стереотип, хотя бы в мире хоккея. То есть если раньше даже сами хоккеисты над этим угорали, то сейчас то ли поколение другое, то ли просто журналисты как-то стали больше освещать спортсменов, больше общаться с ними и показывать, что они такие же люди – умные, вежливые и с чувством юмора.
- В семье поддерживали занятия хоккеем или советовали больше времени уделять учебе?
- Ну у меня родители приняли позицию "будешь плохо учиться – с хоккеем закончишь" (смеется). Поэтому у меня была мотивация: чтобы хоккей остался в моей жизни, мне было нужно учиться. Так что, скажем так, для себя я расставила приоритеты с детства.
- Что в хоккее заставило полюбить этот вид спорта?
- Сначала вообще все было очень весело, у меня появились куча друзей. Особенно мальчишки. Все было супер. И сейчас у меня друзья в основном хоккеисты, много общаюсь с теми, с кем раньше играла. Любовь к хоккею, конечно, из-за друзей. Еще всегда хотелось доказывать, становиться лучше, постоянно какие-то смены локаций, опять веселье. Не знаю. Было круто, и сейчас тоже круто. Мне очень нравится этот спорт.
- Ты проводишь всю взрослую карьеру в "Торнадо". Недавно разошлась цитата вратаря Ким Мартин Хассон.
- Да, я читала. Про водку (улыбается).
- Как ты отреагировала на ее слова?
- С улыбкой. Я знаю, что "Торнадо" до нашего прихода, до ЖХЛ, еще в чемпионате России жило на широкую ногу. Были и сборы в Мексике, и в Доминикане, на Кубе. Так что я не удивлюсь, если это окажется правдой. Но не думаю, что у нас могли кого-то заставлять пить водку, наверное, немного она навоображала. В тренировочном процессе такое не допускается.
- Ты сказала, что раньше жили на широкую ногу. Сейчас уже не так все?
- Тогда спонсор был другой.
- Россиян на неопределенное время отстранили от международных соревнований. Как отнеслась к этому решению и как отреагировала, когда это произошло?
- Нас предупреждали, что такое может быть, поэтому я не сильно удивилась. Потому что последние, скажем так, года три нас везде… Но если по вопросу, то не удивилась. Конечно, была маленькая надежда, что все будет нормально, но к этому шло. Поэтому каким-то большим сюрпризом это не стало.
- Может быть, ожидала, что разрешат продолжать выступать без флага и гимна, а не совсем "отрежут" от мирового спорта?
- Насчет этого даже не знаю. Мы в подвешенном состоянии. Плюс последние три года ограничения были из-за ковида. Ты всегда на какой-то нервотрепке – поедем, не поедем. В какой-то степени, честно, я, конечно, расстроилась, но отношусь к этому спокойно. Это жизнь, она у нас непредсказуемая, вообще не знаешь, что будет завтра. Так что даже не хочется загадывать, когда мы вернемся или не вернемся.
- Недавно как раз был сбор в Новогорске с национальной командой. Считаешь ли, что необходимо проводить сборы национальной команды в условиях, когда нет никаких значимых турниров?
- Конечно, потому что, опять же, жизнь – непредсказуемая шутка. Вдруг завтра передумают и нас опять вернут. Мы должны быть всегда в форме, так что думаю, что в какой-то степени это необходимо.
- А еще вы не так давно провели серию матчей против мужских молодежных и юниорских сборных. Насколько это помогает сейчас поддерживать уровень?
- Я понимаю, что мальчишкам было тяжело, они были вынуждены играть с нами без силовых. Думаю, им было очень непривычно. А для нас это очень важные матчи. Мы не говорим про счет, речь именно про уровень, про то, что они быстрее мыслят, быстрее катаются, они техничнее, в каких-то моментах проворнее, резче. Конечно, от игры к игре ты у них учишься, стараешься тоже мыслить и принимать решения быстрее. Это все идет нам на пользу.
- Если сравнивать с лидерами женского хоккея – сборными США, Канады, Финляндии, - то с кем сложнее играть? С ними или с мальчишками?
- Я бы сказала, что уровень похож.
- Как считаешь, в чем секрет североамериканских сборных и той же Финляндии?
- Не думаю, что есть какой-то секрет. Все в открытом доступе – люди тренируются, занимаются. У них те же две руки, две ноги, голова. Просто где-то сам тренировочный процесс, сборы чуть другие. Они до 17 лет играют со сборными мальчиков уже не первый год. Плюс дело в поколениях. У них возрастные игроки, которые лет по 10 играют в сборных. Та же Мари-Филип Пулен, Хилари Найт, другие девчонки. Они долгожительницы. Та же Йенни Хиирикоски из Финляндии. Но это не оправдание, нам тоже нужно расти и прибавлять, что-то менять. И в первую очередь начинать с себя.
- Ты сказала, что не хочешь загадывать на будущее. Но все же, есть ли надежда на то, что разрешат выступить на Олимпиаде 2026 года?
- Думаю, что надежда есть. Тем более что это не такое близкое по времени событие, все еще десять раз может поменяться не только в спорте, но и в мире.