Спортивный агент, продюсер и основатель премии ISU Skating Awards, прошедшей в минувшее воскресенье в Цюрихе, Ари Закарян в интервью РИА Новости рассказал, насколько сложно было номинировать российскую фигуристку Анну Щербакову в условиях отстранения российских спортсменов, почему премию едва не потеряли, а также о собственных предложениях по улучшению фигурного катания.
Хотел, чтобы Арутюнян победил в номинации "лучший тренер"
- Как вам итоги премии?
- Не то чтобы я доволен, но в целом премию мы сделали. Теперь хотя бы есть точка отсчета, от которой можно двигаться дальше. Было много моментов, которые надо сделать по-другому. Но мероприятие состоялось – и на этом спасибо.
- Что за моменты?
- Мне кажется, в самом начале было многовато студий. Возможно, стоит сделать их в формате подкаста за день до самой церемонии, чтобы ввести зрителя в курс дела. Хочется, чтобы зритель сразу получал порцию катания, после чего мы переходили бы к раздаче статуэток.
Была опасность потерять премию. Изначально в этом году было предложено снова делать ее в онлайн-формате, но я сказал, что если в третий раз подряд делать так, то лучше вообще всю эту премию прекратить. Очень долго проходил процесс переговоров, думали, как сделать лучше.
И тогда я понял, что в Японии после чемпионата мира будет очень сложно сделать, потому что проведением должна заниматься местная федерация, а они все-таки больше сконцентрированы на соревнованиях. После этого было решено использовать вариант с шоу Art on Ice, так как многие фигуристы участвовали в нем. Плюс команда, с которой я работаю 27 лет и возможности которой хорошо знаю.
Я предложил это Оливеру Хенеру – ему эта идея понравилась. Потом мы вместе начали общаться с ISU, они тоже восприняли положительно. В итоге наша премия состоялась в Швейцарии на прекрасной арене. В целом, думаю, многие люди были довольны. Мы получили достаточное количество положительных отзывов, в том числе и от руководства ISU.
- Но вариант с переносом премии на другую дату, чтобы не наслаивалось на шоу, не рассматривался?
- Это наша первая премия в живом формате. Было очень много нюансов, которые не позволили сразу сделать всё идеально. Но премия состоялась, и это уже история. Для всей нашей команды это уже своего рода победа. А что касается переноса, это очень сложный процесс, слишком дорогое удовольствие. Дело в том, что на арене, где проходила наша премия, раньше играла местная хоккейная команда. Недавно она переехала в новый дворец, и из-за этого с той арены убрали лед. Нам надо было привозить свой, а это очень затратно. И чтобы продлить его еще на один день… Это огромное количество договоров, нервов и денег. Точных сумм я назвать не смогу, но эти затраты были бы неоправданными.
- А как насчет итогов самой премии? Вас лично удивили результаты в каких-либо номинациях?
- Конечно, я бы хотел, чтобы мой друг Рафаэль Арутюнян выиграл премию "Лучший тренер". Он заслуженно претендовал на эту позицию, проделал огромную работу. Но я хотел бы подчеркнуть – да, он мой друг, к тому же он тоже армянин, но я никоим образом на итоги премии не влиял. Моего голоса там нет. Всё мое участие заключалось в том, чтобы премия в принципе состоялась.
- А у болельщиков есть мнение, что раз премия ваша, то вы там всё и решаете.
- Всё совсем не так. Это как становиться президентом какой-либо страны. Да, ты, вроде, сидишь высоко, но ты ничего не можешь решить без президиума или парламента.
Показательные номера стряпают на коленках
- Насколько сложной была ситуация с номинацией Анны Щербаковой? Понятное дело, что политический подтекст тут серьезный.
- Ее фамилия была в списках, ее включили за большие заслуги. А насчет ее продвижения по сетке, здесь вопрос к жюри, на которое я никакого влияния не имел. И я не заметил, чтобы ISU как-то противился номинации Анны. Она попала в номинанты, обоснования для ее включения были серьезные, и никакой внутренней игры тут не было.
© Фото : Социальные сети
Спортивный агент, продюсер Ари Закарян
- А по поводу отсутствия приглашения Анны? В российской прессе была довольно мощная шумиха на этот счет. Хотя лично мне показалось, будто на премию вообще никого особо не приглашали.
- Да, это так – не было такого, чтобы номинантов специально приглашали. Хотел бы подчеркнуть – у нас был не такой серьезный бюджет, чтобы приглашать большое количество людей. Эта премия была своего рода пробным шаром – мы смотрели, как и что улучшить в будущем. Теперь можно оценивать, какой нужен бюджет, как продвигать это всё. Если получится сделать тот формат, который планировался изначально, – делать премию сразу после чемпионата мира, то и приглашать никого не надо будет, ведь все останутся на месте.
А в этот раз на месте присутствовали только те, кто выступал в шоу Art on Ice. Специально на премию была приглашена только Катарина Витт для вручения премии "За жизненные достижения". Остальным номинантам приглашений не рассылалось. Больше скажу – даже разговоров не было, чтобы делать так.
- Насчет номинации "За особые достижения" - понятное дело, что Илья Малинин бесспорно достоин ее, но российские болельщики расстроились, что не увидели среди номинантов Сашу Трусову. Как считаете, возможно ли ее появление в этой номинации в будущем?
- Мое личное мнение: Саша добилась блестящих результатов, показав пять четверных прыжков на Олимпиаде, это совершенно невероятный прорыв в истории фигурного катания. Но на данный момент, думаю, прыжок 4,5 оборота был настолько революционным, что перевесил мнение жюри. Думаю, именно поэтому жюри проголосовали за Илью. А что касается будущих премий, уверен, к Александре и к ее достижению еще можно будет вернуться. Она имеет полное право появиться в этой номинации.
Фигурное катание. Чемпионат России. Женщины. Произвольная программа
- Что дальше? Я слышал, у вас есть несколько предложений к ISU.
- Я бы хотел в первую очередь поменять формат показательных выступлений. Не перестану говорить, что гала в его нынешнем виде – не самый лучший способ показывать любителям фигурного катания блеск нашего спорта. Потому что многие фигуристы буквально на коленках стряпают этот показательный номер, на месте придумывают что-то, берут у знакомых какие-то рубашки для костюмов. Если мы сейчас глянем типичный гала-вечер, там будут белые рубашки, черные джинсы - всё в таком духе. Никто не хочет заморачиваться и серьезно подходить к этому вопросу.
Есть, конечно, люди, которые грамотно к этому готовятся, и я снимаю перед ними шляпу. Они стараются, ответственно относятся, я только приветствую такое. В этом плане хочу отметить Мориса Квителашвили, у которого только наложение грима занимало порядка двух часов.
Хочется, чтобы показательные выступления тоже были частью соревнований, продолжением их. Я предлагаю ISU, чтобы в воскресенье, в день гала, тоже были своего рода соревнования. Чтобы зритель через специальное приложение мог голосовать, допустим, за лучшую тройку номеров. Победители в свою очередь получат денежные призы. Это позволит замотивировать фигуристов относиться к показательным выступлениям более ответственно, готовиться к ним заранее, а не в спешке что-то выдумывать прямо во время соревнований, а зрителю добавит адреналина.
- Вы уже вынесли это предложение?
- Я активно об этом говорю (с ISU).
- Как считаете, когда эти нововведения могли бы быть внедрены?
- Думаю, очень скоро.
- В следующем сезоне?
- Очень надеюсь, что так и будет.
- Насколько слышал, у вас есть еще одно предложение.
- Да. Мне хотелось бы, чтобы у фигуриста в графике трансляции соревнований был более обширный профайл с информацией о социальных сетях спортсмена, хореографа и дизайнера костюма. При таком подходе мы повысим узнаваемость спортсмена – предположим, увидел зритель фигуриста в трансляции. Логично, после этого какой-то процент людей захочет следить за жизнью этого спортсмена, но многие либо поленятся "гуглить" информацию, либо столкнутся с фейковыми аккаунтами. Это отталкивает, конечно.
Социальные сети сейчас имеют огромный финансовый потенциал, и раскрутка профилей фигуристов позволит им больше зарабатывать. Если мы просто будем показывать информацию об их аккаунтах во время трансляции, мы уже очень сильно поможем им с узнаваемостью. В некоторых видах спорта это уже внедрено. Например, я недавно смотрел X-Games, и там у каждого участника показывали его аккаунт в социальной сети.
Что касается дизайнеров костюмов, то зачастую зритель их просто не знает. Нам максимально нужно давать о них информацию, потому что это поможет фигурному катанию приблизиться к fashion-индустрии моды. Некоторые кутюрье увидели бы в нашем спорте возможность рекламировать свой продукт, зашли бы на этот рынок. А это в свою очередь позволило бы нам расширить аудиторию. На мой взгляд, все эти детали довольно легко внедрить. Это будет очень большая помощь и спортсменам, и зрителям.
- И это тоже можно было бы внедрить в следующем сезоне?
- Очень на это надеюсь. В этих предложениях только позитив, никаких минусов, на мой взгляд. Надеюсь, что в ISU пойдут навстречу. Мы будем обсуждать все эти детали на совете ISU перед чемпионатом мира в Японии. Рассчитываю, что это будет принято.