В четверг стало известно, что совет Всемирной легкоатлетической ассоциации (World Athletics) восстановил полноценный статус Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), которого она была лишена в ноябре 2015 года из-за допинговых скандалов. Но параллельно он же продлил на обозримое будущее отстранение спортсменов из России и Белоруссии от международных турниров под своей эгидой, и это значит, что на данный момент путь на Олимпиаду 2024 года для легкоатлетов из этих стран закрыт.
Корреспондент РИА Новости – о том, почему World Athletics идет наперекор Международному олимпийскому комитету (МОК), в январе рекомендовавшему допускать россиян и белорусов в нейтральном статусе, и можем ли мы что-то с этим сделать.
Новости четверга – точь-в-точь как в песне Леонида Утесова. Допинговый вопрос в российской легкой атлетике полностью закрыт. ВФЛА больше не является федерацией-изгоем. Она снова может проводить международные турниры. Российским легкоатлетам больше не надо отправлять заявки на получение нейтрального статуса, что они делали на протяжении последних семи лет.
Понятие "сборная России по легкой атлетике" вновь станет реальным – команда больше не будет состоять только из тех, кому посчастливилось получить от World Athletics нейтральный статус, а чемпионат России снова станет по-настоящему отборочным.
Кое-какие строгие слова в решении совета World Athletics, конечно, есть. Так, ВФЛА нужно будет на протяжении трех лет соблюдать "35 особых условий" по своему функционированию. Нашу федерацию определят в категорию А, где требуется повышенное количество допинг-тестов. Все расходы по надзору со стороны World Athletics и Athletics Integrity Unit (органу по борьбе с негативными явлениями в легкой атлетике) лягут на ВФЛА, и это даже уже забавно – мы выплатили международным легкоатлетическим властям миллионы долларов, и никак они с наших денег не слезут. Но в целом вышеперечисленное – мелочи. Все хорошо, прекрасная маркиза?
Нет, увы. Допинговый вопрос закрыт – а политический нет. Совет World Athletics продлил на обозримое будущее отстранение российских и белорусских спортсменов от международных турниров World Athletics Series в каком бы то ни было статусе из-за событий на Украине. Важное уточнение: нет, это не отстранение от всех турниров скопом. World Athletics отвечает за чемпионаты мира в различных возрастных категориях и на коммерческие старты напрямую влиять не может. Но в решении совета есть рекомендация организаторам Бриллиантовой лиги, Континентального тура и иных соревнований последовать тому же подходу.
Большинство из них, можно не сомневаться, примет такое же решение. Те, кто не примут, теоретически могут принимать россиян, но на практике не будут этого делать, чтобы, как говорится, не дразнить гусей. Разве что в массовые международные марафоны будут принимать от бегунов из России заявки – их сейчас по логистическим причинам выезжает не так много, и среди десятков тысяч участников все равно наши особо не мелькают. И за топовые призы с африканцами не соревнуются.
Президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) Себастьян Коу
Но главное, что уже подтвердил президент World Athletics Себастьян Коу – пока действует отстранение российских и белорусских легкоатлетов, они не могут участвовать в квалификации на Олимпийские игры в Париже. И это тотальное противоречие позиции МОК и целого ряда других международных организаций, в том числе спецдокладчика совета ООН по правам человека в области культурных прав, согласно которой отстранение спортсменов по национальному признаку является дискриминацией.
Разумеется, Коу был задан вопрос на пресс-конференции в четверг – как решение совета World Athletics по вопросу россиян и белорусов соотносится с позицией МОК, которую неоднократно озвучивал президент организации Томас Бах и которую закрепил особым решением олимпийский саммит? "Право на решение о допуске принадлежит международным спортивным федерациям, это определил Спортивный арбитражный суд, и с этим согласился МОК. Мы определяем, кто может быть допущен до турниров World Athletics. Мы приняли решение о недопуске россиян и белорусов на ближайшее будущее", - заявил без дрожи в голосе член МОК Коу.
Мария Ласицкене / Анжелика Сидорова
Почему Коу не боится идти наперекор своему руководителю? На это могут быть разные причины. Например, такая: лицемерие Баха, когда он говорил о "защитных мерах", называя ими рекомендации об отстранении российских и белорусских спортсменов год назад, было настолько очевидным, что теперь его позиция о недопустимости дискриминации просто не воспринимается всерьез. Да, Бах хочет исправить свою ошибку, вернув Россию и Белоруссию на международную спортивную арену хотя бы и в нейтральном статусе. Но когда пытаешься усидеть на двух стульях, есть вероятность упасть с обоих. Вот и кладет, грубо выражаясь, президент World Athletics и член МОК Себастьян Коу, на главу МОК с прибором. При всем неприятии радикальной позиции британца стоит признать: он хотя бы не вращается, как флюгер.
Но причины такой позиции Коу, конечно, сейчас не столь важны, как участие российских легкоатлетов в парижской Олимпиаде. Да, МОК имеет право дать от себя wild card отдельным спортсменам, то есть, например, пригласить выступить олимпийскую чемпионку Марию Ласицкене без санкции World Athletics. Но еще раз подчеркнем: пока действует отстранение россиян по политическим причинам, квалифицироваться на Игры-2024 они не могут. Да, в ближайшее время World Athletics создаст рабочую группу, которая определит условия по их возвращению. Но есть ощущение, что ничего хорошего в них содержаться не будет. Даже если исполком МОК на следующей неделе окончательно снимет свою рекомендацию о недопуске россиян и белорусов, Всемирная легкоатлетическая ассоциация почти на 100% не последует его примеру.
Глава Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе на днях рассказала, что Международная федерация лыжного спорта предложила вернуть наших на условиях осуждения ими специальной военной операции. World Athletics в своих условиях, например, может прописать такое же требование. Или того больше: просто сформулировать, что отстранение действует до окончания СВО, как это сделала неделю назад Европейская легкоатлетическая ассоциация. Вариантов много, и все они пессимистичные.
Но значит ли это, что российские спортивные власти должны опустить руки? Ни в коем случае. Есть важный прецедент: вступив в конфликт с Международной ассоциацию бокса, которую возглавляет Умар Кремлев, МОК лишил ее права проводить отбор на Олимпийские игры и сам турнир. Причины конфликта там совершенно другие, но решение МОК по отношению к World Athletics может быть точно таким же – отобрать олимпийский легкоатлетический турнир, если Коу и его подручные будут продолжать жесткую линию дискриминации российских легкоатлетов.
Безусловно, сейчас надо подождать заседания исполкома МОК и создания рабочей группы World Athletics, которая сформулирует условия возвращения российских и белорусских спортсменов, но почти точно они будут маловыполнимыми, поэтому Олимпийскому комитету России (ОКР) готовиться к борьбе за наших в суде надо уже сейчас. Квалификация на Олимпиаду в Париже продлится до июля 2024 года, время еще есть, но его лучше не терять.