Неоднократный участник турниров претендентов гроссмейстер Левон Аронян в интервью РИА Новости Спорт поделился впечатлениями от проходящего в Астане титульного матча между россиянином Яном Непомнящим и китайцем Дин Лижэнем, высказал мнение о демарше чемпиона мира норвежца Магнуса Карлсена и рассказал о причинах смены гражданства.
— Левон, матч Яна Непомнящего и Дин Лижэня оправдывает ваши ожидания?
— Да, поединок проходит очень интересно. Я очень рад, что соперники ведут такую ярую борьбу.
— Вас не удивляет столь высокая результативность (пять партий завершились победой одного из участников)?
— Может быть, немного. Но я понимаю, что большое количество турниров по рапиду и блицу потихоньку влияет на соревнования по классическим шахматам. И гроссмейстеры порой вместо того, чтобы спокойно защищаться, начинают искать какую-то контригру. Поэтому они и допускают много ошибок.
— Некоторые специалисты до начала встречи говорили, что это не такой чемпионский матч, как с участием Магнуса Карлсена. А ваше мнение?
— Мне кажется, что это бред. Конечно же, это именно чемпионский матч, ведь играют два сильных шахматиста. А что, мы должны были считать матч между (индийцем) Вишванатаном Анандом и (россиянином) Владимиром Крамником тоже не тем титульным поединком?
Понятно, что у нас в истории шахмат были доминирующие чемпионы — скажем, такие как Анатолий Карпов, Гарри Каспаров (признан иноагентом в России – прим. ред.) и Магнус Карлсен. Но большинство других чемпионов ведь играли такие же матчи и были сильнейшими среди равных. И сейчас у нас тоже будет такой чемпион мира — сильнейший среди равных. И я не вижу в этом ничего плохого.
"Дин Лижэню надо сжигать мосты"
— На ваш взгляд, какой стратегии сейчас должны придерживаться оба шахматиста?
— Ян, как мне кажется, стратегически играет на удержание счета. А Дин Лижэнь просто не знает, в какие позиции ему надо выйти в дебютах, у него с этим возникают проблемы. Но стратегия для китайского гроссмейстера, конечно, должна быть одна — сжигать мосты. Играя любым цветом.
Ян Непомнящий и Дин Лижень
— Прошла информация, что его заготовки к матчу ушли в интернет. Вы в это верите?
— Ну да, в принципе, такое случалось и с Фабиано Каруаной (американец в 2018 году проиграл титульный матч Карлсену — прим. ред.). Такие ошибки бывают. И даже в той партии, после которой эти утечки были найдены, было видно, скажем так, что Ян был подготовлен. Но все равно по ее ходу у Дин Лижэня все же возникли шансы (на победу).
Но даже зная подготовку соперника, ты не можешь до конца быть уверенным в том, что это даст тебе какой-то результат.
— Вас не удивила ситуация в одной из проигранных Дин Лижэнем партий, когда он имел преимущество, но в цейтноте надолго задумался? И потом выбрал очень неудачный ход — чем это можно объяснить?
— Это следствие очень высокого нервного давления. Такое бывает у всех шахматистов, и у меня случалось миллионы раз. И это та ситуация, над которой сложно работать. Потому что мы привыкли к состоянию стресса, например, возникла непонятная позиция, и вот там ты ошибся.
А когда ты ошибаешься на ровном месте, это уже имеет какие-то более глубокие причины. И над этим надо работать дольше для того, чтобы понимать, почему такое может происходить.
— На игре Дин Лижэня не сказывается повышенное давление? Ведь раньше он играл лишь за себя и нес минимум ответственности, а сейчас на него смотрит весь Китай и вся страна ждет от него только победы?
— Да, это понятно. И особенно в первые дни поединка было видно, как на него давило это чувство большой ответственности. Но сейчас, как мне кажется, он уже больше раскрепостился. Сложно сказать, ведь, с одной стороны, он и не должен был играть в чемпионском матче.
Мне кажется, что ему надо все просто принять и радоваться тому, что он сыграл матч на первенство мира. И даже если он его не выиграет, это уже большое счастье. Ведь это мечта любого шахматиста.
"Шансы Яна оцениваю выше"
— Дин Лижэню повезло однажды, когда он в последний момент был включен в число претендентов (вместо не допущенного из-за санкций Международной шахматной федерации (FIDE) россиянина Сергея Карякина). Потом повезло снова, когда занятое второе место в кандидатском турнире после отказа Карлсена сделало его участником матча. В третий раз ему повезет?
— Думаю, что нет. Я шансы Яна Непомнящего на победу оцениваю выше. И в общем-то мне кажется, что какая-то спортивная справедливость должна восторжествовать. Ян играет активно, рискует, и он не уходил из шахмат. И для него не создавались какие-то турниры, как это было сделано для Дин Лижэня (в Китае), чтобы тот за месяц успел сыграть 30 партий (выполнив критерий FIDE для участия в турнире претендентов).
Поэтому я считаю, что по спортивному принципу Ян Непомнящий должен выиграть матч.
— Вы видите какие-то перемены в его игре по сравнению с матчем 2021 года с Карлсеном?
— Это сложно оценить, потому что соперники у него абсолютно разные. Я не могу сказать, что сейчас он играет сильнее или слабее.
— Ему легче, что он играет не с Карлсеном, или, наоборот, сложнее?
— Конечно же легче. Играя против Магнуса, ты знаешь, что это человек, который может тебя обыграть именно за счет того, что он Магнус. Это, конечно, очень неприятное чувство (с улыбкой).
"Понял — надо что-то резко менять"
— Левон, вы уже полностью освоились в США, не возникает каких-то проблем?
— Нет, мы освоились вполне спокойно. Я ведь уже с 2013 года часто ездил в эту страну. Был момент, когда я почувствовал, что мне нужно что-то резко поменять в карьере и жизни. И я очень доволен тем, что, слава богу, у меня в жизни все хорошо.
— В Армении обида на вас не осталась?
— Знаете, понимающие люди понимают все. А те, кто не понимает, так и не будут понимать, что бы ты ни делал.
— В какой стране вы сейчас больше времени живете?
— Я перемещаюсь между Арменией, Испанией и Америкой. И еще иногда заезжаю в Берлин к родителям.
— А где территориально находитесь в Испании?
— На севере страны, в Сан-Себастьяне. Где, к слову, есть футбольная команда "Реал Сосьедад".
— На ее матчи ходите?
— Конечно. И, кстати, в клубе мне всегда помогают и иногда предоставляют своих специалистов по физической подготовке.
— Вы ощущаете в себе готовность в следующем отборочном цикле снова побороться за звание чемпиона мира?
— А я всегда готов. Для меня это счастье — играть в шахматы и находиться там, где я в своей жизни нахожусь. Как говорится, у природы нет плохой погоды (с улыбкой).
— На ваш взгляд, вернется ли Карлсен в большие шахматы и сыграет ли в турнире претендентов?
— Я что-то в это не верю. Но, может быть, и вернется. Всякое же бывает, случается, что человеку становится скучно. Вот так — отдать что-то, а затем вернуться за этим же.
— У вас растет дочка. Как вы ее назвали?
— Да, ей уже полгодика. Мы ее назвали Забель. Это имя из библейской Элишевы пришло в Европу как Елизавета (Элизабет) или Изабель. А в Армению попало как Забель.
— Вас сейчас можно назвать счастливым человеком?
— Абсолютно.