"Без цели ощущаешь пустоту": Сальников – о мотивации в условиях санкций

Читать на сайте rsport.ria.ru
Проведение Кубка России по плаванию отнюдь не случайно совпало с чемпионатом мира, куда не допустили наших спортсменов. Участникам соревнований в Казани даже установили специальный бонус в миллион рублей, который получат пловцы, превзошедшие результаты победителей турнира в Японии. В интервью РИА Новости Спорт президент Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников рассказал об ожиданиях от Кубка страны, олимпийских перспективах россиян и мотивации в условиях санкций
— Ждать ли в Казани мировых рекордов?
— Здесь быстрая вода. Не раз обновлялись мировые достижения. Совсем недавно рекордные секунды показали Климент Колесников и Евгения Чикунова. Эти результаты были утверждены World Aquatics. Кубок России будут сравнивать с чемпионатом мира. Конечно, эмоциональный фон здесь немного другой, но все ребята приехали с желанием показать лучшее время.
— Не разорится ли федерация, если многим участникам удастся проплыть быстрее визави с чемпионата мира?
— Даже за равный результат предусмотрен бонус. Если на какой-то дистанции таких участников будет много, дополнительные призовые получат все. Федерация совершенно точно не разорится.
— Смотрите ли вы чемпионат мира?
— Не могу сказать, что слежу за каждым заплывом. Знаю, что уже установлено несколько мировых рекордов. Отрадно видеть, что плавание не стоит на месте. Чемпионат интересный, но не настолько, чтобы его смотреть, зная об отсутствии российских участников.
— На ПМЭФ-2023 в Санкт-Петербурге вы говорили о том, что российские пловцы должны воспринимать Кубок страны как чемпионат мира. Они приняли этот посыл?
— На этот вопрос точный ответ можно будет дать только после окончания соревнований. Хотя уже сейчас вижу, что мотивация у наших пловцов на уровне. Плавание ведь уникальный вид спорта. Если ты показал самые быстрые секунды в мире, можешь считать себя лучшим на планете.
“Живу в США, но не сменю гражданство России": интервью пловца из Стэнфорда
— В World Aquatics возглавляемая вами ВФП представляет также интересы российских прыгунов в воду, синхронисток, ватерполистов. Если в плавании олимпийский норматив можно выполнить и на всероссийских соревнованиях, то представителям других дисциплин намного сложнее завоевать олимпийскую лицензию. Сможете ли вы отстоять их интересы?
— Исходя из требований WA, которая руководствуется рекомендациями МОК, в командных видах спорта россияне не смогут выступить даже в нейтральном статусе. К сожалению, под эти рекомендации попадает и команда по водному поло, и группа в синхронном плавании. Сложно будет отстоять и даже дуэты. Слишком много препятствий и ограничений на пути в Париж. Они противоречат и Олимпийской хартии, и уставу WA, но особых иллюзий не питаю. Хотя надежда остается.
— В 1984 году вы сами стали жертвой вмешательства политики в спорт и не смогли принять участия в Олимпиаде. Помните ощущения, когда было объявлено о том, что советские спортсмены не выступят в США?
— Прекрасно помню. Олимпиада для большинства спортсменов – венец карьеры. Когда видишь, что главная цель твоей жизни исчезает, ощущаешь полную пустоту. Пережить эмоциональный удар непросто. Только сейчас ситуация иная. Мы видели развитие, связанное с Олимпиадой-1984, а сейчас какой-то театр абсурда. Именно поэтому в то время все переносилось легче.
— В качестве альтернативы Олимпиады в Лос-Анджелесе были организованы игры "Дружба-1984" с участием спортсменов социалистических стран, которые присоединились к бойкоту. Можно ли сейчас, когда нет социалистического блока, организовать альтернативные соревнования?
— В следующем году запланированы Игры стран БРИКС, концепция которых пока в стадии формирования. В сентябре 2024-го пройдут Игры дружбы в Москве. Это не альтернатива Олимпиады, а соревнования, на которые двери открыты всем желающим.
Сальников назвал падение метеорита возможным поводом для снятия ограничений
— Удастся ли вписать их в достаточно плотный календарь World Aquatics?
— Если мы будем надеяться, что WA утвердит соревнования, то это путь в тупик. Нам нужно организовывать такие турниры, которые никто никогда не отнимет. Все последние всероссийские состязания являются открытыми. Приезжайте и участвуйте! Нужно создать, как модно сейчас говорить, востребованный продукт с солидным призовым фондом, интересом спонсоров и телевидения.
— В 1988 году, через восемь лет после триумфа в Москве, вы победили на дистанции 1500 м в Сеуле, когда практически никто не верил. Это может послужить примером для российских пловцов в случае самого негативного сценария?
— Если одному человеку это удалось, то удастся и другому. Второму даже будет легче.
— Можно ли сравнить сборную СССР, в которой были вы, и нынешнюю национальную команду?
— Разные времена – разные сборные. Сейчас многое изменилось, но сохранилось главное: дух соперничества и желание быть первыми не только в стране.
— Известный спортивный психолог Геннадий Горбунов вспоминал, что в сборной СССР было организовано изучение английского языка, но большинство пловцов выдержали лишь неделю занятий, только вы выучили. Уже тогда видели себя функционером?
— Об этом точно не думал. Мне было интересно выучить английский. Чтобы общаться с зарубежными соперниками, которые становились друзьями. Именно после разговора на разные темы. Это стало стимулом для совершенствования знаний. В дальнейшем здорово помогло в карьере функционера.
— Сейчас вы нормально общаетесь с коллегами из других национальных федераций?
— На человеческом уровне общение сохранилось. Есть, конечно, люди, которые под влиянием нынешней обстановки его прекратили, но их меньшинство.
"Франция – мой дом". Российская чемпионка впервые выиграла под чужим флагом
Обсудить
Рекомендуем