Фигурное катание

Опробовала на Медведевой и подарила Загитовой. Великая идея Тутберидзе

Читать на сайте rsport.ria.ru
РИА Новости Спорт рассказывает историю культового костюма в фигурном катании - красной балетной пачки, в которой Алина Загитова выиграла золото Олимпиады-2018. Как Этери Тутберидзе придумала победный стиль и проверила его на своих лучших ученицах, прежде чем превратить балерину на льду в элемент массовой культуры.
Образ балерины в красной пачке под победоносную музыку, кажется, давно сидел в голове Этери Тутберидзе. В 2010 году первой носительницей чемпионской идеи “Дон Кихота” стала Юлия Липницкая. Ей было всего двенадцать, но она по совокупности достоинств выглядела "балетнее" многих своих последовательниц. Движения не бросала, ножку тянула, осанку держала. Эти вращения в шпагате “в ниточку”, а также затяжка с прижатой к пояснице головой даже с появлением Камилы Валиевой все равно кажутся неземными и неповторимыми.
Пачка у Юли была не классическая, она только обозначена фасоном юбки и тонким подъюбником - для объема. На руках длинные перчатки. Цвет не маково-красный, а, скорее, алый, и на крошечной Юле это смотрится выигрышно. Вообще интересно, что такое простенькое платье без тысячи сверкающих кристаллов никак не мешает фигуристке сверкать самой во все грани своего таланта. В условиях нынешней моды эта опция почти забылась.
Юлия Липницкая
Вероятно, уже тогда Тутберидзе поняла, что ладная девочка с отточенными движениями и позами из балета в сочетании с прекрасной музыкой Людвига Минкуса - вариант на миллион. Спустя 5 лет она к нему снова вернется.
В сезоне-2013/14 Липницкая становится олимпийской чемпионкой Сочи и любимицей миллионов людей. В это же время 14-летняя Евгения Медведева бьется за свое место под солнцем в первый международный сезон по юниорам. В короткой программе у нее музыка из “Русских сезонов” и… красная пачка.
Евгения Медведева выступает в короткой программе женского одиночного катания на чемпионате России по фигурному катанию в Сочи.
На ткани - аккуратный градиент от темно-красного к светлому, золотая вышивка по лифу, перчаткам и верху пачки. Сама пачка уже гораздо больше тяготеет к балетной классике, но длина все еще спортивная - ради сохранения полетности и прыжков. Позже в интервью дизайнер Ольга Рябенко рассказала, что пачка - не самая удобная одежда для фигуристки. Слои фатина утяжеляют и создают эффект парашюта в момент приземления, поэтому длину приходится выверять до последнего, обрезая все лишнее уже на льду.
И пусть не эта программа впоследствии станет визитной карточкой Медведевой, наряд с пачкой получился таким ярким и запоминающимся, что вдохновил болельщиков на создание куклы - копии образа.
В 2018 году Алина Загитова выступает на Олимпиаде в Пхёнчхане. В произвольной программе у нее “Дон Кихот” в эффектной красной пачке. Это была одна из самых узнаваемых олимпийских побед - в первую очередь благодаря уникальному набору прыжков, исполненных во второй половине с максимальной стоимостью. На самом деле, сыграло все - и техника, и образ, и настроение. Золотая вышивка и стразы на платье мерцали как брызги шампанского - того самого, каким обычно обливаются победители.
Но как это возможно? У Медведевой в 2013 году и Загитовой в 2018 году - одинаковые платья? В передаче “Вечерний Ургант” Алина так комментировала эту историю:
“У меня программа называлась "Дон Кихот", и Этери Георгиевна сказала: "О, у Жени есть платье, которое тебе подойдет!"
“Такое практикуется в фигурном катании, что платье передается по наследству”, - добавила там же Женя.
Сейчас с высоты нашего опыта и глубины понимания ситуации можно было бы сказать, что идея поделиться платьем с Алиной для Жени была так себе. Каково было Жене понимать, что ее олимпийское золото уходит более молодой и “свежей” в плане здоровья сопернице, да еще в ее же платье. Не стыдно ли было Тутберидзе как тренеру так поступать?
Однако отключим моральный камертон. Практика, когда фигуристки обмениваются платьями, когда младшим достаются наряды старших, обыкновенна. Такое случается и внутри одной группы, и в результате рандомной перепродажи костюма кому-то другому, и просто веселья и разнообразия ради между подругами-фигуристками. Недавно, например, на шоу ко Дню Московского спорта Елизавета Худайбердиева выступала в платье Дарьи Усачевой, а Дарья, в свою очередь, в платье Елизаветы.
На момент, когда Алине досталась пачка Жени, первая еще была просто перспективной юниоркой, а вторая - уже чемпионкой России, Европы и мира. То есть это было одинаково почетно для обеих: и для той, что делилась частичкой своего величия, и для той, что как будто прикалывала его булавкой к кофте наудачу.
Когда стало понятно, что “Дон Кихот” Загитовой оставят на олимпийский сезон, платье все же поменяли. Скорее всего, из практических соображений, а не этических - за два сезона активной эксплуатации оно потеряло вид, к тому же Алина немного подросла и оформилась.
Новая пачка, которую мы теперь знаем как олимпийскую, получилась самой “богатой” среди всех своих предшественниц. И по обильной вышивке, и по количеству фатина на юбке, и даже по аккуратности работы с телесной сеткой. Вместо толстой темно-коричневой подложки, как это было раньше, Рябенко сделала две тонкие телесные бретели. Благодаря этому Алина выглядела стильно и дорого и даже как будто старше своих пятнадцати лет.
«
“У меня одна из заказчиц ушла из фигурного катания в балет, и я сейчас шью ей настоящие пачки. Прежде всего, это очень сложная технология закладки ткани. Для льда я делаю тройную складку, в балете она может быть пятерная-семерная. В пачке действительно тяжело кататься, поэтому ее специфика для льда должна быть другой — она не должна быть буквально пачкой из Большого”, - говорила Рябенко в интервью.
С тех пор без пачки не обходятся ни одни детские соревнования. Особенно часто образ копировали первые пару лет после Пхёнчхана - миниатюрные версии Алины Загитовой выходили на лед по всей России, от Ангарска до Сочи. И не в России тоже.
Так Красная Балерина, как называли ее зарубежные СМИ, превратилась в культурное явление. У него лицо Алины Загитовой, но вряд ли оно стало бы реальным без блистательной не по годам Юлии Липницкой в 2010-м и бойкой Евгении Медведевой в 2013-м. И, конечно, без дальновидной Этери Тутберидзе, которая придумала все это объединить и нашла самую подходящую кандидатку для реализации своей идеи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Обсудить
Рекомендуем