Накануне РИА Новости стало известно, что российская фигуристка Софья Самоделкина планирует сменить спортивное гражданство и выступать за Казахстан. Главный вопрос теперь, отпустит ли ее Федерация фигурного катания на коньках России. Ранее в этом сезоне в смене флага было отказано Дарио Чиризано, но разрешено Диане Дэвис/Глебу Смолкину. Корреспондент РИА Новости рассуждает, почему Самоделкина заслужила свой шанс на счастье.
Фигурное катание — не тульский пряник. По меркам людей, для которых главная ценность в жизни состоит в "не напрягаться", 16-летняя Софья Самоделкина с ранних лет себя практически истязала. Она тренировалась по много часов каждый день. Рассказывала, как, будучи москвичкой, к пятнадцати годам всего пару раз в жизни бывала на Красной площади — на праздные прогулки не оставалось времени. Вставала в три часа ночи, чтобы успеть на утренний лед к пяти в ЦСКА из Балашихи. Потом, когда родители сняли квартиру возле катка, чтобы меньше времени тратить на дорогу и не просыпаться так рано, неделями не видела папу — он работал на благо семьи и спорт дочери.
Жертвы Самоделкиной не уникальны и, конечно, не единичны. В одной упряжке со спортсменом, нацеленным на серьезные результаты, всегда его близкие. Если дочь поднимается в три ночи, мама должна встать в два. Нужно помочь, привезти, накормить, организовать репетиторов и домашнее обучение, проконтролировать уроки, поддержать в трудный момент. Скажем, когда после раскатки новых коньков у ребенка на ногах нет живого места, мама фигуристки никогда не скажет ей: “Мы уходим”. Она принесет пластыри и поможет надеть коньки прямо на кровавые мозоли.
Софье всегда трудно давались именно соревнования — на тренировках, где один за другим были исполнены все виды существующих четверных прыжкков, ей равных не было. Она даже с горькой иронией как-то в интервью называла себя мастером тренировок, выступая против того, чтобы ее именовали "лучшей юниоркой России". Все ее достижения — следствие килотонн труда, потому что сопротивление шло по всем фронтам. Слишком высокая и недостаточно невесомая для простого освоения четверных прыжков. Не того года рождения, чтобы громить соперниц, пребывая в своей лучшей форме и лучшем возрасте. Не того типажа и тренерского штаба, чтобы располагать базовой лояльностью судей.
Первый юниорский сезон был смазан пандемией. Первый взрослый сезон пришелся на олимпийский отбор — на сцену вышло слишком много прим, бьющихся за главную партию, чтобы у Самоделкиной со всеми ее достоинствами был хоть один шанс попасть в луч софита. И даже после Олимпиады-2022, когда в нормальной жизни произошла бы смена поколений с открытием порталом возможностей для тех, кто все это время стоял в стартовом накопителе, Софья оказалась в западне. Теперь уже вместе со всеми своими соперницами по чемпионату России.
Мы все уже как будто смирились с реальностью, в которой российские фигуристы с февраля 2022 года изолированы от международных соревнований. Живем как живем, ездим в Сочи вместо Турина, о чем-то пытаемся писать и говорить. Федерация совместно со своими спонсорами стремится поддержать спортсменов через сетку внутрироссийских соревнований. Соревнования эти “продаются” как полноценная замена тому, что делает Международный союз конькобежцев (ISU), а то и как превосходящие их по масштабу и организации. Мол, это им “там” без нас плохо, а нам без них “тут” — прекрасно. Но убедить в этом можно разве что людей, максимально далеких от спорта и не понимающих, на чем держится сила маленьких девочек с умными глазами и стальным характером. Откуда берутся их рекорды и желание быть лучше каждый день.
Они приходят на каток в 5 утра, разлучаются с семьями и не видят жизни за льдом не ради того, чтобы пять раз в году нарядиться в красивое платье с блестками. И не потому что очень любят боль, преодоление и отсутствие свободного времени. Они приходят, потому что каждая хранит в памяти когда-то увиденный образ другой фигуристки с заветным кругляшом золотой медали чемпионата Европы, мира или Олимпийских игр. Клюют на улыбку и слезы счастья победительницы. Хотят испытать сами, каково это, когда на тебя смотрит и тобой восхищается весь мир.
С невозможностью соревноваться на главных турнирах у всех этих девочек (и мальчиков тоже) как будто пересох источник, дававший силы и мотивацию. Брать их больше неоткуда, а значит, нет смысла продолжать вечный бег. Кто-то внутренне себя замораживает и пытается ждать лучших времен. Кто-то просто уходит, оборвав карьеру на полуслове. А кто-то решается поменять гражданство, чтобы придать жизни былой смысл — решилась на это и Софья Самоделкина.
Никто из спортсменов не хочет сменить флаг ради того, чтобы собственно сменить флаг. Кого-то там предать, от чего-то отказаться и пристать к другому берегу, где тепло и вкуснее кормят — именно так эту историю обычно транслируют безразличные крикуны из пародий на телевизионные шоу. Процедура смены спортивного гражданства — трудная, дорогая и изматывающая, она требует от атлета и его семьи смелости и решительности. И это никогда не похоже на каприз. На коллекционирование курток разных сборных, будто оголтелая модница скупает все новые пары обуви. Это похоже на то, как попавший в охотничий капкан волк отгрызает лапу, чтобы освободиться и убежать.
Эту колонку можно считать открытым обращением к Федерации фигурного катания на коньках России. Если вы не можете сами спасти Софью Самоделкину и других фигуристов, на бог весть какое время лишенных возможности соревноваться на международном уровне, хотя бы позвольте им спастись.
Многие останутся. Все не уйдут, земля русская талантами не оскудеет. Отпустите тех, кто хочет уйти и нашел возможность это сделать. Мы все равно будем помнить, что они — наши. Они столько лет давали вам право чувствовать свое профессиональное величие и непобедимость, получать небывалую ротацию на телевидении и беспрецедентные рекламные контракты. Дайте и вы им шанс, ради которого они делали по 500 прыжков за тренировку, по 500 тренировок в год. Это слишком больно и несправедливо — в 16 лет оказаться человеком, который напрасно прожил всю свою жизнь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.