В 2018 году Андрей Ларьков завоевал бронзу и серебро на Олимпийских играх в Пхенчхане, выступая под нейтральным флагом. В интервью РИА Новости он рассказал, когда закончит карьеру, почему Александру Большунову выступать должно быть неинтересно, и как туземцы мешают развитию лыжного спорта в его родном регионе.
"На месте Большунова мне было бы неинтересно"
- Планируете ли вы выступать в этом сезоне?
- Я планирую открывать свою школу в Зеленодольске. Если все получится, я завершаю карьеру и все силы будут вложены в новое дело, с которым я связываю свое будущее. Но пока школа не открыта, я буду бегать. Для меня стало не так интересно выступать на российских стартах, потому что знаешь, что борьба идет всегда среди 10-15 человек. Они практически все равны.
- Азарт исчезает?
- Азарт всегда есть на соревнованиях, не воспринимаю спорт как работу. Но сейчас я к российским стартам отношусь не как прежде. В Зеленодольске переживаю из-за ответственности, а на других российских спокойно пробежал и поехал домой.
- Как вы считаете, Большунову хватает конкуренции на внутрироссийских турнирах?
- На его месте мне было бы неинтересно. Но российские лыжники слабее из-за этого не станут. Сегодня все равны, решают дополнительные средства - лыжи, работа сервисменов и условия. Все тренируются практически одинаково, все пришли к методике, приносящей результаты.
- Как восприняли новость о об отстранении российских лыжников от международных стартов?
- Я в этом момент в Тюмени находился, там должен был пройти финал Кубка мира, когда появились разговоры об отстранении, сразу стало понятно, что все закончилось для России. Ребята тогда приехали из Норвегии, готовились к марафону в Хольменколлене, но их туда не допустили. Все экстренно свернулись и приехали на чемпионат России. Досада была у всех.
- Было обидно?
- Я достаточно долго выступал на Кубке мира, не могу сказать, что набегался, но достаточно провел времени на международных турнирах. Поэтому не так обидно. Но ребятам, которые только ворвались в элиту лыжных гонок, конечно, было неприятно.
- Если ли ощущение, что все это политика двойных стандартов? Наших спортсменов отстраняют, но по всему миру происходят и многие другие вооруженные конфликты, например, у Израиля с Палестиной.
- Сложный вопрос. Возможно, что так и есть. Я так глубоко не вникал. Чувство несправедливости присутствует, ситуация непонятная.
- В других спортивных федерациях начали допускать атлетов, но с определенными условиями. Вы бы участвовали в соревнованиях в нейтральном статусе?
- На Олимпиаде мы выступали под нейтральным флагом, но сейчас другая ситуации. В тот момент понимали, что нейтральный статус особо ничего не значит, все знали, из какой мы страны. Тогда все так сложилось из-за допингового скандала. Сейчас контекст другой. Думаю, я бы не согласился.
"Приглашенных я называю туземцами"
- Президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе много раз говорила, что категорически против участия российских лыжников в соревнованиях без флага и гимна.
- Елена Валерьевна всегда свои мысли достаточно четко выражает. Как она сказала, значит, так и будет. Надо жить в той ситуации, которая есть.
- Вяльбе боятся в сборной?
- Елена Валерьевна всегда говорит все как есть. Думаю, ее не боятся, а уважают.
- Как относитесь к спортсменам, которые меняют спортивное гражданство?
- Они посчитали, что им так будет лучше, это их выбор. Я не смог бы поменять, в другой регион даже перейти не смог. Мне предлагали Москву, но не получилось. В республике на тот момент не было тренеров, которые могли бы дать хорошую подготовку, поэтому хотел уходить. Но в определенный момент я заболел, не смог приехать в Москву и все сорвалось.
- Как вы смотрите на то, что Татарстан активно перенимает лыжников из других регионов?
- Это очень сильно мешает местным спортсменам. Зачем столько людей брать? Для чего? Непонятно. Я их туземцами называю. Все знают о моем отношении к этим приезжим. Мне это не особенно нравится.
- Как это мешает местным лыжникам?
- Основные тренеры сборной практически все приезжие, соответственно, они свою группу подтягивают из других регионов. Это очень долгая история. Я считаю, что лучше местных поднимать, вкладывать в них, нежели кого-то со стороны.