На этой неделе глава Антидопингового агентства США (USADA) Трэвис Тайгарт заявил, что тестирование на допинг российских спортсменов не соответствует мировым стандартам и утверждать обратное – это "наносить пощечину чистым атлетам". В то же время в антидопинговой системе самих Соединенных Штатов разворачивается весьма странная история, которая заставляет вспомнить старую русскую поговорку. Корреспондент РИА Новости Спорт объясняет.
Трэвис Тайгарт - давний обличитель российского спорта. По любой теме он обязательно даст комментарий, как правило, совершенно далекий от объективности. Так, например, перед слушаниями в Спортивном арбитражном суде по делу российской фигуристки Камилы Валиевой шеф USADA заявил: "Справедливость выглядит побежденной для атлетов, которые ждут почти два года своих медалей". Как будто было бы справедливее рубануть сплеча на скорую руку, не разбирая, кто прав, кто виноват.
Впрочем, у Тайгарта виноваты всегда русские. Это аксиома, которая следует из любых его высказываний. В том числе и тех, которые были опубликованы в материале информационного агентства Associated Press в среду. Причина его появления на свет – допуск российских спортсменов на Олимпийские игры в Париже в нейтральном статусе. То, что этот статус подразумевает фактическое окончание карьеры российского атлета в своей стране, в статье не говорится. Зато вовсю утверждается, что наши спортсмены не соответствуют критериям антидопингового контроля.
«
"Все не так, как изображают: сказать, что к российским спортсменам предъявляются те же стандарты, что и к другим, – это пощечина в адрес чистых атлетов", - заявил Тайгарт, комментируя приведенную в статье информацию, что ведущие американские спортсмены якобы тестируются в два или три раза чаще, чем их потенциальные российские соперники.
В ответ на запрос РИА Новости оценить слова шефа американской антидопинговой службы пресс-служба Всемирного антидопингового агентства (WADA) прислала самый пространный за все годы общения с ней релиз. Если опустить "воду", смысл в том, что Российское антидопинговое агентство (РУСАДА), несмотря на остающийся у него статус несоответствия Всемирному антидопинговому кодексу, продолжает тестирование спортсменов, и только в нынешнем году отобрало 10 с половиной тысяч проб. Также по программам Международного агентства тестирования (ITA) у атлетов в России и Белоруссии взято еще более 1000 проб.
«
"В очередной раз отметим, что РУСАДА никак не ограничено в операционной деятельности, что само по себе уже является подтверждением того, что тестирование российских спортсменов соответствует всем международным стандартам, - сказали в ответ на запрос РИА Новости в РУСАДА. – В этом году мы выполним план в 11 тысяч проб, и это один из лучших показателей в мире".
Что касается выдернутых из статистики данных о тестировании конкретных атлетов (в статье, например, приводится количество проб, взятое у пловцов Евгения Рылова, Климента Колесникова и Евгении Чикуновой, фехтовальщиков Павла Сухова и Никиты Глазкова, а также ряда гимнастов), то в РУСАДА напомнили, что статистика на сайте организации основана только на пробах, отобранных ею самой. "Многие ведущие спортсмены входят в международные пулы тестирования, и это означает постоянный контроль по линии международной федерации", - сообщили в РУСАДА, а на практике это означает, что взятых за год анализов в несколько раз больше.
Наконец, можно посмотреть статистику, опубликованную на сайте WADA. Так, за 2021 год РУСАДА взяло 10001 допинг-пробу. Это третий показатель в мире. Больше проверяли на допинг только в Китае и Германии. Для сравнения – в США было взято 7017 проб (это шестой показатель, больше также во Франции и Италии), чуть меньше – в Великобритании. Напомним, что все пробы из России везут в зарубежные лаборатории, так что какие-либо махинации здесь совершенно исключены.
Однако WADA все равно, словно заведенное, делает вывод: "Несмотря на это и учитывая историю, отношение к России по-прежнему скептическое и настороженное. Мы должны сохранять бдительность и гарантировать, что ни один камень не остается не перевернутым, когда речь пойдет о проверке того, что все необходимые тесты были проведены перед Олимпиадой в Париже".
Что ж, бдительность – это хорошо. Недавно как возникла тема, в отношении которой это слово прекрасно подходит. Дело вот в чем. USADA объявило о том, что меняет собственную систему ввода данных о местонахождении американских спортсменов. Информация о доступности для допинг-тестов вводилась через приложение Athlete Express, а с 1 января 2024 года спортсменам надо будет использовать приложение Athlete Connect. Точнее, даже раньше: на сайте USADA есть сообщение о том, что спортсменам необходимо уже в новом приложении внести данные о своем местонахождении в первом квартале 2024 года до 15 декабря 2023-го.
Что в этой информации смущает? Да то, что в России, как и в других странах, спортсмены, входящие в пулы тестирования, вводят данные о временных окнах, в которые они доступны для внесоревновательного допинг-контроля, на сайте системы ADAMS или в связанном с ней приложении. ADAMS – это не фамилия разработчика, а аббревиатура, и расшифровывается она как "Система антидопингового администрирования и управления".
Используется ADAMS как для сбора и хранения информации о местонахождении спортсменов, так и для внесения данных о разрешениях на терапевтическое использование запрещенных препаратов, а также обработки результатов анализов проб. Хранятся эти данные на серверах WADA. На сайте организации сообщается, что защищены они точно так же, как и банковские данные. Ну и, если зайти на сайт любого антидопингового агентства, то там, как правило, на главной странице будет ссылка на вход в личный кабинет этой самой системы ADAMS.
Любого – да не совсем. Никаких ссылок на систему ADAMS на сайте Антидопингового агентства США найти не получится. Да и упоминаний об этой системе - в буквальном смысле раз-два и обчелся. У USADA своя собственная база данных, как и интерфейс. И именно он меняется чуть более чем за полгода до Олимпийских игр в Париже. Чем, кстати, недовольны некоторые ведущие американские спортсмены.
Но у них недовольство состоит в основном в том, что им придется осваивать новую программу, ошибки в работе с которой чреваты очень серьезными проблемами. Если допинг-офицер не обнаружит спортсмена по тому адресу, который он указал как место пребывания в определенное временное окно, то он поставит ему так называемый флажок. Три подобных флажка за год – дисквалификация (если, конечно, не было уважительных причин для отсутствия по указанному адресу). Кто знает, то ли ты не умеешь жать кнопки на клавиатуре, то ли ты прячешься от внесоревновательного допинг-контроля?
Нас же больше волнует, конечно, не компьютерная грамотность американских атлетов, а вопросы несколько иного рода. Например, такие. А имеет ли WADA доступ к базе данных USADA? Поступает ли информация о местонахождении спортсменов в систему ADAMS? Лицензированы ли Всемирным антидопинговым агентством приложения, используемые американцами? И, наконец, главный. А что, так можно?
В ответ на все эти вопросы пресс-служба WADA ответила только то, что в США действительно с 1 января 2024 года меняется веб-приложение для ввода данных о доступности спортсменов для допинг-контроля. И что "WADA работает с USADA для того, чтобы обеспечить наличие этой информации в системе ADAMS". Остальные вопросы WADA посоветовало задать напрямую в USADA.
Но и этого ответа, в принципе, достаточно, чтобы сделать вывод: антидопинговая система в США крайне далека от прозрачности. Свое собственное приложение, своя собственная база данных, которую в WADA, судя по их словам, не контролируют - чем это все отличается от системы, которую создал в России печально известный Григорий Родченков и за которую российский спорт отдувается до сих пор? Кстати, находящийся в США с 2014 года экс-директор московской лаборатории мог и советы подходящие по ее созданию дать. Как гласит хорошая русская поговорка - слова "держи вора" громче всех кричит сам вор. Не потому ли столь воинственны и громогласны заявления господина Тайгарта?