Денис Черышев, наверное, самый необычный российский футболист. Большая часть карьеры и жизни связана с Испанией, говорит по-русски с интересным акцентом, а сейчас борется за выход в Серию А в составе "Венеции". Однако один из главных героев чемпионата мира — 2018 продолжает ассоциировать себя только с Россией и пристально следит за отечественным футболом. В беседе с РИА Новости Черышев рассказал о будущем, объяснил, почему с возрастом стал получать меньше травм, дал ценный совет Арсену Захаряну, а также признался, что еще рассчитывает на вызов в национальную команду.
"Планирую остаться в "Венеции" до лета"
— Денис, для начала хотелось бы понять, что происходит с вашим игровым временем в "Венеции". Вряд ли вас такая ситуация устраивает.
— Конечно, каждому футболисту хочется много игрового времени, но сейчас такие обстоятельства. Надо усердно работать, продолжать выкладываться на полную. Сейчас команда смотрится очень достойно, ребята, которые выходят с первых минут, играют очень хорошо, поэтому я все понимаю. Это футбол, у меня уже были такие ситуации в карьере, поэтому приложу максимум усилий, помогу команде в те отрезки, когда мне дадут играть. Посмотрим, как будет дальше.
— То есть проблем с главным тренером Паоло Ваноли у вас нет?
— У нас все хорошо, часто разговариваем, хорошие отношения. Просто у тренера такое видение, но это может измениться. Главное, что у нас сплоченная команда, идем среди лидеров турнирной таблицы. Сейчас важно довести дело до конца, а там посмотрим.
— Информация об уходе из "Венеции" зимой — слухи?
— Мы с клубом будем принимать какое-либо решение летом. Сейчас самое главное — сконцентрироваться на команде, чтобы закончить чемпионат на самом высоком месте из возможных. Мои намерения — остаться в "Венеции" до лета, тренироваться, играть, помогать команде. А потом уже будем думать.
— Вы сказали, что летом будете рассматривать варианты продолжения карьеры. Россия входит в число этих вариантов?
— Это надо спросить у клубов РПЛ, будет ли у них интерес ко мне (улыбается). Конечно, все рассмотрю. Дома решим, как дальше продолжать карьеру. Я чувствую себя хорошо, хотелось бы еще много лет играть в футбол.
— Когда вы были ближе всего к переезду в РПЛ?
— Наверное, это был период до пандемии. Интерес от топ-клубов РПЛ. Но тогда у меня оставался еще один год по контракту с "Валенсией", мне было там комфортно, я не хотел менять Испанию на российский чемпионат.
— Уровень Серии B вас устраивает? Соответствует ли амбициям?
— Если честно, чемпионат меня удивил, тут очень много квалифицированных футболистов. Удивил и в плане физических требований, потому что ставка делается на физические кондиции, команды отталкиваются от "физики". Много борьбы, много бега, вторых мячей, которые надо завоевывать. Конечно, сначала для меня это было чуть-чуть необычно, странно, потому что я приехал из Испании, где футбол, наверное, диаметрально другой — техничный, с акцентом на тактику. Но, я думаю, это тоже хороший опыт в моей карьере, я тут второй год, уже привык. Подтянул физические кондиции. Просто хочется продолжить в этом духе, прогрессировать. А дальше посмотрим, буду играть или нет. Главное — помогать команде, чем могу, проводить каждый матч с чистой совестью.
— Насколько вам комфортно в Венеции с бытовой точки зрения?
— Это уникальный город. Советую сюда приехать тем, кто еще не был. Тут нет ни машин, ни велосипедов, ни мотоциклов — только корабли и лодки. Я живу рядом с Венецией, буквально пять минут на машине, как и до базы. Жизнь тут мало чем отличается от жизни в Испании, тоже можно хорошо покушать, отдохнуть.
— Учитывая сложную геополитическую обстановку, чувствовали ли вы к себе особое отношение из-за вашего гражданства?
— Если честно, я ничего не чувствовал ни в один из моментов. Все относятся ко мне доброжелательно. Конечно, некоторые спрашивают, что у нас происходит. Но я не чувствовал себя ни в чем ущемленным, благодарен всем за такое отношение.
"У Ваноли теплые воспоминания о "Спартаке"
— Как охарактеризовали бы Ваноли-тренера?
— Очень требовательный, знает четко, что он хочет от каждого футболиста. У него высокие требования по физической подготовке, меня это даже удивило чуть-чуть. Когда я приехал в Италию, не думал, что так мощно и жестко тут работают. Но это хорошо повлияет на организм, у нас в команде мало травм, значит, тренерскому штабу нужно отдать должное. Возвращаясь к Паоло, должен сказать, что он честный и откровенный тренер, всегда разговаривает с футболистом, говорит, что нравится или не нравится. У него со всеми игроками хорошие отношения, сейчас мы плывем в одной лодке, чтобы добиться нужных результатов.
— Обсуждал ли он с вами период работы в России?
— Да, общались. У Паоло, как и у всего тренерского штаба, очень теплые воспоминания о России и "Спартаке". Но сейчас новый вызов в карьере, теперь они полностью сконцентрированы на "Венеции".
— Вы говорили, что требования по физической подготовке вас удивили. Как с такой нагрузкой справляетесь?
— Когда я приехал в Италию в прошлом году, у меня была пауза в три месяца после того, как завершился контракт с "Валенсией". Подписал соглашение с "Венецией", в клубе был другой тренерский штаб. Потом все поменялось, мне давалось это тяжело, два месяца была особая программа под руководством тренера по физподготовке. Можно сказать, провели с ним маленькую предсезонку. А сейчас все уже нормально, я привык к таким нагрузкам, требованиям, как и вся команда. Если посмотреть по общим показателям во время игр, у "Венеции", наверное, самые высокие результаты. Нам надо продолжать в том же духе.
"В молодости позволял себе лишнего"
— У вас каждый раз спрашивают о здоровье, мы тоже поинтересуемся. Сейчас обходитесь без травм?
— Слава богу, здоров. В этом сезоне не было травм, чувствую себя хорошо, выдерживаю. Постараюсь, чтобы так было и дальше.
— Вы как-то рассказывали, что с возрастом травм стало меньше. Из-за чего?
— Да, так и есть. Я стал больше прислушиваться к себе, к организму. Когда был молодой, не так много работал в тренажерном зале, не так много выполнял работы перед тренировками и после них. Но постепенно стал приходить к такому факту: чем больше работаешь в тренажерке, закачиваешь мышцы, тем лучше результаты. Это та работа, которую в последние годы выполняю намного лучше.
— Вы говорите, что в молодости могли недоработать на тренировках. Чего-то лишнего себе не позволяли?
— Конечно, были моменты, когда позволял. Особенно когда играл первые годы на высоком уровне. Но многие вещи происходили, наверное, от незнания. От ушибов, болячек, ударов можно большему научиться, чем от всякого хорошего, каких-то достижений. Человек формируется со временем, негативные обстоятельства могут помочь ему с другой стороны. Да, мы все совершали ошибки, лишнего себе позволял. Но я понимал, что хочу играть на высоком уровне, что не могу и дальше совершать эти ошибки. Поэтому в итоге сделал выводы. Уже думаешь — окей, мне позволить себе лишний бокал вина или завтра встать и пойти на тренировку в хорошем состоянии. Каждый человек каждый день делает выбор в одну или другую сторону, это в наших руках.
— Просто на секунду представил парней, которые в вашем возрасте оказались в "Реале". Наверное, многим снесло бы крышу, началась бы звездная болезнь.
— В какой-то степени у меня это тоже было, но, слава богу, рядом со мной находился папа, который рассказывал, как нужно относиться к делу. Он четко видел, когда я в той или иной игре делал что-то не то или что-то не то по отношению к каким-то людям. На данном этапе помогает больше в футбольном плане, обсуждаем игры. Когда молодому пацану платят огромные деньги, он думает, что король. Но надо понимать, что каким бы ты богатым ни был, где бы ты ни играл, всегда нужно оставаться человеком и вести себя смиренно.
© Фото : Соцсети "Реала"
Денис Черышев
"На ярлык "хрустального" игрока внимания не обращаю"
— На вас ярлык "хрустального" игрока. Не обидно?
— Я стараюсь делать свое дело максимально хорошо, то, что зависит от меня. Стараюсь не обращать внимания на комментарии, они бывают всякими. В последние годы я чувствую себя намного лучше. Может быть, остается какое-то впечатление из-за того, что в начале карьеры было много травм. Но что есть, то есть. Это спорт, травмы могут быть у каждого спортсмена, это было, есть и будет. Просто надо исходить из своих возможностей и выполнять все то, что необходимо — питание, отдых, тренажерка, тренировки.
— Продолжая тему комментариев. Я заметил, что вы практически не ведете соцсети. Почему?
— Они мешают спокойствию человека. После тренировок отдыхаю, провожу время со любимой женой, а больше мне ничего не надо. Соцсети отрывают от спокойствия, потому что постоянно надо что-то посмотреть, что-то показать, стараюсь ограничивать присутствие там.
— Что изменилось в вашей жизни после женитьбы? Как жена помогает вам в период, когда вы не особо часто выходите на поле?
— Мне кажется, стал лучше переживать ситуации, когда не играю, ситуацию вокруг контракта. На работе я делаю все, что от меня зависит, потом прихожу домой, а там любимый человек. Да, в футболе бывают разные ситуации, но никогда нельзя опускать руки, все может быстро измениться. Потому что сегодня в футболе, грубо говоря, ты никто, а потом забил — и ты уже король. Надо спокойно от всего этого отойти, делать свое дело, выполнять требования тренера.
"Летом рассмотрю варианты с РПЛ"
— Получается ли следить за российским футболом?
— Не особо, хотелось бы больше. Смотрю голы, лучшие моменты, включаю отрезки каких-то игр. Конечно, слежу за чемпионатом России в плане того, кто лидеры, но не получается матчи смотреть так, как хотелось бы. Поэтому мало могу сказать (улыбается). Знаю, что сейчас "Краснодар" лидирует, это хорошо для российского футбола, что есть альтернативы. Интересно посмотреть, кто в итоге окажется чемпионом.
— Есть мнение, что из-за санкций наш футбол деградирует. Вы как думаете?
— Понятно, что меньше иностранцев хотят ехать в российский чемпионат, наверное, потому что нет еврокубков. С другой стороны, это может повлиять позитивно на развитие молодых ребят, которые подтянутся при наличии игрового времени. Я думаю, это хороший момент, нужно его использовать во благо. Надеюсь, что у многих российских ребят получится заиграть на самом высоком уровне в РПЛ. Потом и сборная будет от этого сильнее.
— Как вы думаете, сколько еще продлится этот санкционный период?
— Хочется, чтобы это побыстрее закончилось, конечно. Чтобы и наши клубы, и сборные вернулись на международные турниры.
— Надо ли сейчас собираться сборной России? Потому что есть мнение — зачем нам игры против тех же кубинцев, которые приезжают без бутс?
— Думаю, что надо собираться, 100%. Чтобы ребята чувствовали, какая это честь — играть за свою страну. Запрет не вечный, рано или поздно будут игры, к ним надо готовиться.
— Ваша надежда вновь выйти на поле в футболке сборной еще жива?
— Хотелось бы, но посмотрим. Не все зависит от меня, буду прикладывать максимум усилий для этого. А там как бог даст.
— Было ли у вас общение с Карпиным на этот счет?
— Сейчас общения нет. Я ездил на первые сборы, когда Валерий Георгиевич возглавил сборную. А потом ситуация изменилась, мы не общались. Посмотрим, в будущем всякое может произойти.
— Слова Карпина о том, что российским футболистам надо уезжать в Европу, вызвали большой резонанс. Как вы оцените его позицию?
— Думаю, что хороший футболист везде будет прогрессировать. Мне кажется, что футболисты, которые уезжают в другие страны, сталкиваются с трудностями и прогрессируют. Если игрок терпит утраты, не играет какое-то время, проходит через это и начинает прибавлять, то он растет быстрее.
— Многие переживают за Арсена Захаряна. Просил ли он у вас совета?
— Нет, мы с ним не общались. Но ситуация, в которой он оказался, нормальная, потому что поехал в очень хороший клуб. Конечно, первое время будет тяжело, но у него есть все физические и технические данные, чтобы заиграть там. Это тяжелое время должно его направить в нужное русло. Ему необходимо сжать кулаки, сжать зубы и идти вперед. Рано или поздно получит шанс, который, уверен, использует.
О Черчесове и Дзюбе
— Сейчас Станислав Черчесов без работы. Вас это удивляет?
— По этому поводу мы с ним не общались, но переписываемся, всегда поздравляем с праздниками, достижениями. Я не сомневаюсь, что у него быстро появятся предложения, уверен, что уже были. Такой тренер всегда востребован, он уже доказал свою состоятельность во многих чемпионатах и в сборной. Уверен, что скоро примет взвешенное решение и возглавит хороший клуб.
— Часто ли вспоминаете ваш совместный путь на домашнем чемпионате мира?
— Это была сказка. У меня даже слов нет. Для меня это была мечта, но мечта сбывшаяся. Я просто сидел на лавочке во время игры с Саудовской Аравией, мне хотелось хоть на минуту выйти, чтобы потом рассказывать внукам, что я играл на чемпионате мира. И в итоге то, что случилось, можно назвать сбывшейся мечтой любого мальчика.
— Пересматриваете лучшие моменты турнира?
— Пока я еще настолько не ностальгирую (улыбается).
— Уже пять с лишним лет прошло после того мундиаля, часть игроков завершила карьеру, часть на подходе. Но вот Игорь Акинфеев и Артем Дзюба все играют на самом высоком уровне и тащат клубы.
— А они еще долго будут играть, вот увидите (улыбается).
***
— Возможно ли, что ваша жизнь после завершения карьеры будет связана с российским футболом?
— Ой, это очень далеко, я об этом даже не думал. Поживем-увидим, ничего не исключаю. Я в футболе с пяти лет, это, наверное, мое самое родное, поэтому будет легче найти себя именно там.
— Оборачиваясь назад, вы бы стали что-то менять в карьере?
— Если бы не совершал ошибки, не учился на них, то непонятно, как все бы вышло. Поэтому не надо ни о чем сожалеть. Конечно, с моей сегодняшней головой многие вещи или высказывания я бы не делал. Но, слава богу, что все так.