Французский фигурист Адам Сяо Хим Фа второй раз в карьере стал чемпионом Европы. Он был настолько уверен в себе, что решился на исполнение запрещенного элемента в прокате - сделал сальто назад. РИА Новости рассуждает, что значит этот перфоманс для масштаба личности француза и для фигурного катания в целом.
Войти в историю фигурного катания, выступая в 2023 году, довольно сложное дело. Не обойдешься исполнением двойного акселя, как Дик Баттон в 1948 году, или простого ныне четверного тулупа, как Курт Браунинг в 1988-м. Надо в прямом и переносном смысле выпрыгивать из штанов, чтобы обойти рекорды Юдзуру Ханю, Нейтана Чена, Александры Трусовой и Ильи Малинина. Спортивные амбиции почти сравнялись с возможностями человеческого тела, оставив лишь небольшой зазор для самых отчаянных. Или самых выдающихся.
Но войти в историю хочется многим. По крайней мере, в краткосрочную память болельщиков - оказаться в трендах социальных сетей и монетизировать это благодаря приросту подписчиков. Таким охотникам за хайпом приходится повторять кем-то ранее исполненные трюки, как это и сделал Адам Сяо Хим Фа. Он со своим сальто далеко не первый, и его мотивация несколько вторична.
Например, французская фигуристка Сурия Бонали прыгала сальто на Олимпиаде-1988 в знак протеста против судейства, понимая, что медали ей не видать. Протестное сальто от черной французской женщины (то есть в платье) с приземлением на одну ногу в консервативные 90-е - это был настоящий акт самовыражения. Особенно после того, как на предыдущей Олимпиаде организаторам пришлось уговаривать Сурию, чтобы она поднялась на подиум за серебряной медалью.
Бывали в истории и другие протестные акции. Евгения Медведева на чемпионате России - 2017 сделала лишний прыжок в каскаде. Это не повлияло на оценку и не наказывалось штрафом, но в контексте карьеры фигуристки выглядело абсолютно органично. Ей столь легко давались тройные прыжки и каскады из них, она так стабильно исполняла то, что прежде казалось немыслимым, что ее выходка была полностью оправданной. Она как будто предвосхитила новую эру в женском одиночном катании. Уже спустя пару лет девушки пошли по пути четверных прыжков. Жене не нашлось места в этой новой эре, но свою роль, демонстративно взять планку выше общепринятых представлений, она выполнила блестяще.
Александра Трусова всю свою карьеру провела в режиме бунта. Ее протест - каждый новый четверной прыжок, постоянное увеличение технической сложности, каждый тройной аксель в короткой программе при понимании рисков его выполнения. Она как будто сознательно поставила себе невыполнимую задачу, а потом много раз не могла ее решить, чтобы в самый важный момент все-таки справиться - пять четверных прыжков на Олимпиаде-2022 прогремели и остались в истории. Трусова не просто говорила, что хочет изменить фигурное катание - она его действительно меняла.
Двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю из-за своей самурайской сути получил несколько травм и не смог взять третье олимпийское золото. Он жил исполнением четверного акселя последние годы карьеры и пожертвовал ради него и здоровьем, и титулом. Но вряд ли об этом пожалел, потому что у самурая нет цели - только путь. Да, спустя несколько месяцев после его ухода Илья Малинин справился с акселем, как будто это все ничего не стоило. Но малининская легкость никак не обесценивает историю великого Ханю. Потому что его попытки превзойти свои физические возможности были искренними и действительно помогли последователям.
Адам Сяо Хим Фа в недавнем интервью РИА Новости сказал по поводу сальто в прокате (прежде он уже исполнял его на турнире "Шанхай Трофи") вот что: “Хочу выйти за рамки возможностей и увидеть, что с каждым разом могу больше. Сальто назад - база для многих новых элементов, которые можно было бы привнести в фигурное катание. Если бы мы могли выйти за некоторые ограничения, то это добавило бы оригинальности и креативности”.
Довольно трудно представить, как может добавить оригинальности и креативности давно существующий элемент, исполненный без какого-либо авторского почерка. К тому же расположенный в программе так, чтобы не потерять в оценке больше двух баллов гарантированного штрафа. Так что пока попытка привнести новое в фигурное катание, скорее, не засчитана.
Адам - классный фигурист, он по праву дважды стал чемпионом Европы, но мир пока меняет только в Тик-Токе. Да, его вторичное сальто действительно может стать вирусным на какое-то время. Но не потому, что это что-то культовое. А потому что это свежий сегодняшний контент. Как милые котики, как рецепт шоколадного торта, как шпагат ноунейм-гимнастки между двух стульев - пользователям социальных сетей просто нравятся чужие попытки быть заметными. Безотносительно того, насколько эти попытки изменили мир.