Президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе в интервью РИА Новости Спорт рассказала, как прошли допинговые скандалы после Олимпийских игр в Сочи, почему ей не нужны извинения от западных коллег и почему все-таки не нужно ехать на Олимпиаду в Париж.
"Смелости не хватит извиниться, они мелкие людишки"
— В этом году мы отметили десятилетие Олимпийских игр в Сочи. Какое самое яркое воспоминание у вас с тех Игр?
— Это 23 февраля, впервые у мужчин в лыжных гонках на Олимпийских играх три спортсмена из одной страны стояли на пьедестале. Я могу с гордостью сказать, что нигде такой организации Игр не было, и не потому что они были в России. На тот момент были очень большие опасения у иностранцев, нас жутко мучала FIS. Мы каждый раз отчеты делали, они приезжали и докапывались до каждой запятой. И в итоге все отметили, что организация была фееричной.
Обычно Олимпийские игры — это общага какая-то. Я помню, как рассказывали ветераны, что в 80-м году в Лейк-Плэсиде спортсмены жили на территории тюрьмы. В 1992 году нас поселили в казармах, убрав оттуда военных, в 1994 году — в строительных вагончиках. Это всё было сборное-разборное. В Нагано спортсмены ездили из олимпийской деревни до стадиона 2,5 часа на автобусе. Поэтому Игры в Сочи были фантастические во всех отношениях.
— Игры в Сочи прошли грандиозно, но потом все омрачили допинговые скандалы.
— Омрачили через год, когда в 2015-м прилетели лжеобвинения. Все дело в том, что, если бы я была далека от спорта, возможно, у меня были бы какие-то сомнения в спортсменах. Но я с 2010 года работала в команде, понимала, что это вымысел не совсем адекватного человека и была уверена в своих спортсменах. Мы сразу, не задумываясь, пошли в суд. Я была на 1000% уверена, что выиграем его, потому что люди, которые хоть что-то понимают в спорте, должны понять, что — бред, а что — нет.
— Много тогда нервов вам потрепали?
— Все это лишние нервы, седые волосы… Я постоянно ездила с ребятами в Лозанну. Но я буду биться на любом поприще, если будет несправедливое отношение к моим спортсменам. Самое обидное, что общая тенденция такая, что они будут искать любую возможность обидеть, оскорбить и унизить Россию. В спорте хотя бы есть состязания, но в культуре их нет. И как вы можете отменить культуру? Пытаются и уже отменили. Я уверена, что все вернется назад, только для этого потребуется много времени. Просто обидно, что никогда эти люди не попросят прощения. Никто не будет перед нами извинятся, это не сильные люди, а мелкие людишки, у них просто не хватит смелости это сделать. Человек должен быть по-настоящему сильным, чтобы попросить прощения, а они сопли…
© Иллюстрация РИА Новости . РИА Новости / Павел Бедняков
Александр Большунов / Елена Вяльбе
— А вам нужны эти извинения?
— Уже давным-давно от них ничего не нужно. Посмотрите, какие у нас грандиозные соревнования проходят, какая у нас конкуренция, болельщики, хорошие призовые. Мне недавно один журналист сказал, что какой-то норвежец заявил, что я тоскую по международным стартам. Да ни по чему я не тоскую и не ностальгирую, я кайфую от того, что вижу и делаю сейчас. Я балдею от своих девчонок и ребят, я вижу эту чумовую борьбу — в девяти секундах девять человек на 50 километров у мужчин. Вы где такое увидите за границей? И мне плевать, что они там думают, реально.
Я даже не знаю, кто в прошлом году выиграл чемпионат мира. Я ничего не знаю, не интересуюсь этим, я их вычеркнула из своей жизни. Не потому что мне обидно, я реально хочу наслаждаться тем, что происходит у нас в стране. Мы настолько сейчас фантастическая команда, что они должны локти кусать, что не могут с нами соревноваться.
— Недавно Александр Большунов заявил, что ему приходит большое количество сообщений от норвежских спортсменов, которые ждут возвращения россиян на международные соревнования.
— Дело в том, что спортсмены наверняка могут хотеть с нами соревноваться, но они ничего не могут решать. Им сказали сидеть, бояться, молчать. Такова жизнь, они живут в своей стране и подчиняются каким-то своим руководителям. Я не думаю, что спортсмены из нескольких стран объединятся и сделают революцию для того, чтобы русские тоже выступали. Спортсмен всегда хочет выступать с самым сильным, тогда есть больший интерес, и, когда ты его обыгрываешь, у тебя больше гордости. Ну что делать? Нам просто всем надо быть сильными, пережить это с достоинством.
— Вы верите, что когда-нибудь в России снова будет Олимпиада?
— С учетом того, что Олимпийские игры редко проходят дважды в одной и той же стране, наверное, на моем веку уже не будет. Хотя, с другой стороны, есть такая тенденция, что всё больше стран отказывается от проведения Олимпийских игр. Поэтому кто знает, как будут развиваться события в олимпийском движении.
"Горько, что не поедем на Олимпиаду, но это не горе"
— Владимир Путин на встрече с доверенными лицами заявил, что Олимпийский комитет России (ОКР) и Минспорт должны окончательно определиться по вопросу участия российских спортсменов в Олимпиаде в Париже в условиях дискриминации. Какое решение вы бы хотели услышать?
— Последнее, что я увидела по поводу декларации, они же там сами как-то будут приглашения раздавать, как на свадьбу. Вот у меня у дочери скоро свадьба, она же не по всей стране приглашение отправляет, а только тем, кого бы она хотела видеть. Здесь такая же история. Они уже сразу вычленили тех, кто согласен с правительством и конкретно с президентом нашей страны по вопросу "чей Крым?", состоишь ли в отношениях с силовыми структурами, например, "Динамо", ЦСКА и т.д. Но я вам хочу сказать, что если вы думаете, что спортсмены из других стран не состоят в силовых структурах, то вы очень сильно ошибаетесь. Не зря проходят чемпионаты мира среди военных, и у меня в том числе есть медали этих чемпионатов.
Во всех странах одинаковая история, почему тогда их не спрашивают, в каких структурах состоят спортсмены? Мне кажется, за такую декларацию можно сказать спасибо господину Баху, он сразу же сделал так, чтобы спортсмен не сомневался и не надеялся, он просто не пройдет по критериям.
Будет ли это общее, какое-то коллективное решение? Даже не знаю. Возможно, уже и не надо, чтобы было коллективное решение. Федерации уже и сами определились.
— Вы считаете, что нужно воздержаться от поездки на Олимпиаду?
— Да не воздержаться, а плюнуть на них. Я жесткий человек, это все знают. И также все знают, как я люблю спортсменов, с которыми работаю.
Спортсмен — молодой человек, и это только начало его жизни. После спорта тоже есть жизнь, и ты все-таки меньшую ее часть можешь находиться в спорте, а дальше тебе придется жить по-другому. Конечно, сейчас главное, чтобы никто из молодых спортсменов не совершил ошибку. Потому что как раз в этой ситуации мы должны 100% понимать, что нужно создать такие условия в стране, чтобы спортсмены могли тренироваться и соревноваться. И нужно объяснить, всячески донести до них реальный посыл — помимо спорта ты должен быть достойным человеком своей страны, тебе потом здесь жить и смотреть людям в глаза.
Спортсмены — наши дети, а мы должны до них всё донести и правильно объяснить. Это реально горько, что не поедем на Олимпийские игры, но это не горе. Горе — это когда мать теряет своего сына, вот это горе. Именно сейчас как никогда мы должны быть едины. Только в единстве сила и победа.
"Может, олимпийские медали стоит вручать посмертно?"
— Антидопинговая система развивается с каждым годом. Не доходит ли она до абсурда или, наоборот, делает спорт равным?
— Я считаю, что там очень много того, что нужно пересмотреть. Во-первых, этот допинг-лист, он расширяется с каждым годом. И когда я слышу, что есть некий препарат, который защищает тебя от астмы, и WADA его проверила и сообщила, что нет никакой помощи спортивному результату, у меня возникает вопрос, а зачем он тогда в этом листе? И таких же препаратов очень много.
Другая загадка для меня, почему они хранят допинг-пробы на протяжении 8-10 лет. Давайте тогда медаль посмертно вручать. Спортсмен выиграл Олимпийские игры, дождались, когда он умер, и тогда вручили медаль посмертно (шутка). WADA должно бежать впереди фармацевтов, которые придумывают допинг. Должны на Олимпийских играх, чемпионатах мира тут же всё проверить, ну пусть это будет максимум два-три месяца, но зачем ждать десять лет?
— Расскажите, как раньше все было устроено. Было же не так строго? Замечали, что спортсмены из других стран могли что-то использовать?
— Проверки были те же самые, как и сейчас. У нас тоже брали допинг-пробы, может, не так часто, но это было всегда. Сейчас вообще каждый день ты должен расписывать в дневнике ADAMS, где находишься. Я понимаю, что это может как-то дисциплинировать спортсмена. Но почему каждый день надо расписывать? Есть разные ситуации, которые иногда доходят до абсурда.
© Фото : Социальные сети Юлии Ступак
Юлия Ступак
— Олимпийская чемпионка Юлия Ступак на грани завершения карьеры. Помимо отстранения от международных стартов на нее мог повлиять отъезд Маркуса Крамера из сборной России?
— Думаю, это причина номер один.
— Неужели не было возможности сохранить Крамера в сборной, если вопрос стоял только в выплате зарплаты? Или это было и его желание уехать?
— Если честно, я не думаю, что он бы остался при всей этой ситуации. С учетом того, что он гражданин Германии, не представляю, что это бы сильно одобрили у него на родине.
— Вы продолжаете общение с Маркусом?
— Мы с ним в хороших отношениях, поддерживаем связь, созваниваемся, переписываемся, фотографии друг другу отправляем.
— Как так получилось, что в этом сезоне много болезней у лидеров сборной? Или, как мне сказал Денис Спицов, раньше этого просто не замечалось из-за этапов Кубка мира?
— Мне кажется, эти постковидные последствия еще долго будут давать о себе знать. Например, Сергей Ардашев, когда переболел ковидом, не признался в этом, стал сразу, не долечившись, тренироваться и соревноваться, а после ушел в глубокую яму. Только сейчас потихоньку выходит. Это не та зараза, к которой мы привыкли. Четыре раза за сезон уже переболел Якимушкин, Мальцев много раз, Червоткин, Спицов. У нас в этом сезоне практически все болели.