Переход выступающих под флагом Грузии Дианы Дэвис и Глеба Смолкина в монреальскую школу не удивил. Возглавляемая Мари-Франс Дюбрей и Патрисом Лозоном команда сегодня на ведущих позициях в мире. По крайней мере, в мире танцев. Из двадцати дуэтов, выступивших в произвольном танце на ЧМ-2024, ровно половина представляла школу канадских фигуристов. Стоит тренерам подготовить один чемпионский дуэт, как к ним в надежде добиться успехов и признания устремляются танцоры со всего мира.
На рубеже веков моду диктовали Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, а основную рекламу российским тренерам сделали Оксана Грищук и Евгений Платов. На одном из чемпионатов Европы журналисты шутили: самое сложное для Линичук и Карпоносова успеть переодеться в зоне слез и поцелуев. Ведь из десяти дуэтов, выступавших в двух последних разминках, семь тренировались у них, а руководители федераций, оплачивающих подготовку, требовали появляться во время телетрансляции в форме своих сборных.
Затем настало время Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда, для которых победа Тессы Вирту и Скотта Мойра на Олимпиаде в Ванкувере стала знаковой. После нее отбоя от желающих тренироваться под руководством давно осевших за океаном специалистов советской школы не было отбоя. Даже после того как тренерский дуэт Зуева/Шпильбанд распался. О причинах оба специалиста предпочитают не распространяться до сих пор. Жаль, конечно, ведь Марина и Игорь прекрасно дополняли друг друга.
После них на роль законодателей мод в танцах выдвинулись Дюбрей и Лозон, которые создали новый стиль для Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона. Другим дуэтам он вряд ли подходит, но великое дело – реклама! Сегодня все стремятся в Монреаль. Туда перебрались ставшие чемпионами мира-2024 американцы Мэдисон Чок и Айвен Бейтс, призеры последнего чемпионата Европы британцы Лайла Фир и Льюис Гибсон, а также представляющие Литву Элисон Рид и Саулюс Амбрулявичюс.
Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон
Только сам по себе переезд в Монреаль еще ничего не гарантирует. Кроме шести дуэтов из первой десятки ЧМ-2024 Дюбрей, Лозон и ставший полноправным участником монреальской команды Ромен Агеноэр стояли у бортика во время выступлений танцоров из Южной Кореи, Австралии, Японии и Испании, которые в итоговом протоколе оказались ниже занявших 12-е место Дэвис и Смолкина. Украинский дуэт Мария Голубкова/Кирилл Белобров, а также представляющие Эстонию Солен Мазингу/Марко-Евгений Гайдученко вообще не отобрались для исполнения произвольного танца. Хотя тоже тренируются в Монреале.
В олимпийском сезоне Дэвис и Смолкин стремительно ворвались в сборную России и очень достойно дебютировали на главных международных соревнованиях. Заняли седьмое место на чемпионате Европы в Таллине и 12-е на Олимпиаде. Для дебютантов очень хороший старт. После перехода в сборную Грузии ощутимого прогресса в плане спортивных результатов у Дианы и Глеба нет. На ЧЕ-2024 в Каунасе они заняли восьмое место, хотя в очереди на пьедестал, о которой так часто говорят на соревнованиях по танцам, стояли третьими. После Пекина завершили карьеры два испанских дуэта, а два ведущих российских сейчас по воле ISU не могут участвовать в международных соревнованиях.
© Соцсети Федерации фигурного катания Грузии
Фигуристы Диана Дэвис и Глеб Смолкин
Тем не менее, в Каунасе "грузины" Дэвис/Смолкин пропустили вперед два французских дуэта, литовский, финский и чешский, которых россияне Дэвис/Смолкин уверенно опередили двумя годами ранее в Таллине. Можно говорить о том, что под руководством Килякова дуэт не сделал шага вперед, а подготовленные к нынешнему сезону танцы не произвели большого впечатления на судей. Можно вспомнить и о том, что на ЧЕ-2022, как и на Олимпиаде в Пекине, за спиной Дианы и Глеба стояла авторитетнейшая в мире фигурного катания ФФККР. Тогда первым человеком в мировом фигурном катании был Александр Лакерник. При всем уважении к грузинской федерации, таким авторитетом она не обладает.
Хотя Дэвис/Смолкин – не грузинский и не российский дуэт. И даже назвать Диану и Глеба учениками американских или канадских тренеров будет неправильно. Это "родительский" дуэт, интерес к которому подогревается личностями отца партнера и мамы партнерши. Подготовку танцоров, которые давно уже тренируются за океаном, финансировали в основном популярный артист Борис Смолкин и не нуждающаяся в дополнительном представлении Этери Тутберидзе. После смены спортивного гражданства Дэвис и Смолкин даже вернули те средства, которые в полном соответствии с существующими правилами получили по линии ФФККР и Минспорта как участники сборной России.
В декабре 2019-го во время финала Гран-при ISU в Турине довелось побеседовать с Игорем Шпильбандом, который тогда тренировал Диану и Глеба. Он привез российский дуэт на финал юниорского Гран-при, который проходил одновременно со взрослым. "Наше сотрудничество началось по инициативе самих ребят и Этери Тутберидзе, – сообщил тренер. – Функционеры ФФККР, скажем так, не препятствовали, но и не особо способствовали нашей совместной работе".
Шпильбанд особо подчеркнул, что удивляется, как при своей загруженности Тутберидзе находит возможность уделять столько внимания дочери. Тренируя лучших российских одиночниц, Этери Георгиевна успевала прилетать в США и решать все вопросы, включая бытовые. Уход Дэвис и Смолкина от Шпильбанда летом 2022-го до сих пор покрыт завесой тайны. Сам американский тренер отказался тогда от комментариев.
Выбор в качестве тренера Килякова многих удивил. Хотя практически все работающие в США российские специалисты отмечают, что ему удалось создать один из лучших в стране танцевальных центров. Не стоит забывать и о том, что в свое время Алексей был партнером Этери в шоу. От развернутых комментариев после ухода своих танцоров в монреальскую школу Киляков тоже отказался.
Фигурное катание. Финал КР. Юниоры
Поможет ли работа с диктующими сегодня моду в танцах тренерами Диане и Глебу осуществить прорыв? В Турине Шпильбанд, от которого как раз тогда ушли в Монреаль Чок и Бейтс, обратил внимание на одно важное обстоятельство.
«
"И Вирту с Мойром, и Мэрил Дэвис с Чарли Уайтом мы с Мариной выращивали с юного возраста, а в Монреаль приезжают уже сформировавшиеся танцоры, – подчеркнул Шпильбанд. – К тому же американский и канадский дуэты были очень разные и всегда соперничали между собой. В монреальской школе, где долгое время доминировали французы с их очень специфическим, можно сказать – абстрактным, стилем говорить о разнообразии не приходится".
Вряд ли дуэт Дэвис/Смолкин можно назвать сформировавшимся и вряд ли он будет первым и даже пятым в приоритетном списке Дюбрей и Лозона. Да и повышенный интерес к Диане и Глебу в России объясняется только тем, что это "родительский" дуэт. Коллеги из Тбилиси рассказали, что в самой Грузии переход сильнейшего танцевального дуэта страны к другим тренерам не вызвал практически никакого интереса. Вот если бы Хвича Кварацхелия перешел из "Наполи" в "Реал", не говоря уж про "Зенит", это была бы бомба!