Комитет Госдумы по физической культуре и спорту рекомендовал утвердить губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева в должности министра спорта России. Корреспондент РИА Новости Спорт — о том, в каком направлении будет двигаться ведомство после ухода Олега Матыцина.
Минута на профессиональный спорт
Дмитрий Свищев дал понять, что приоритетом в работе нового министра должно стать развитие массового и детско-юношеского спорта, доступность его для всех и каждого. На ту же тему чуть ранее высказался и председатель Госдумы Вячеслав Володин, назвавший "явным перекосом" финансирование профессиональных клубов и федераций, трату "огромных денег на покупку спортсменов" в ущерб развитию массового спорта.
Выступление на заседании комитета Дегтярев начал с того, что озвучил главную задачу, которая стоит перед министерством: довести к 2030 году до 70% количество занимающихся спортом в России, а также сделал акцент на развитии массового спорта, здорового образа жизни, детско-юношеского спорта "с учетом нынешнего положения дел". К последней фразе еще вернемся.
Также Дегтярев выделил среди ключевых вопросы поддержки участников СВО и их реабилитации через спорт, развития спорта в новых регионах, сохранения традиционных и культурных ценностей, в число которых входит и спорт, обеспечения налоговыми вычетами проходящих диспансеризацию, строительства новых спортивных объектов (до 350 ежегодно), налаживания работы ВУЗов и средних специальных учебных заведений в области спорта, лицензирования организаций, оказывающих физкультурно-оздоровительные услуги, финансирования межрегиональных соревнований и капитального ремонта объектов из федерального бюджета.
Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев
Нетрудно заметить, что из двух сфер, на которые делится отрасль под названием "спорт" — любительской и профессиональной, — все, о чем говорилось выше, относится к первой части. А что же спорт высших достижений? Когда на пост министра спорта заступал Олег Матыцин, перед ним ставили задачи именно в этом направлении. Вывод российского спорта из допингового кризиса, возвращение на международную арену после санкций со стороны Всемирного антидопингового агентства — вот как в то время формулировались основные цели.
Дегтярев же посвятил профессиональному спорту буквально одну минуту из своего доклада.
«
"Есть вопрос зрелищности внутренних соревнований, — отметил он и следом довольно неожиданно увязал его с коммерческой составляющей работы клубов. — Как председатель попечительского совета "Амура" могу отметить, что есть возможность зарабатывать. Хоккейный клуб "Амур" за два года увеличил доход от продажи сувенирной продукции, прав на трансляции, товарных знаков в два раза — со 100 до 200 миллионов рублей".
"Зрелищность, рыночный подход к продаже прав — путь к привлечению дополнительных средств. Конечно, мы хотим, чтобы внутренние соревнования по зрелищности обгоняли международные, работу в этом направлении будем продолжать", — добавил кандидат на пост министра спорта. И это было единственное во всей речи Дегтярева упоминание того, что спорт есть не только внутри нашей страны. О том же, что в ряде его видов российские атлеты продолжают выступать на международной арене, не было сказано ни слова — по крайней мере, в открытой части заседаний (сессия вопросов и ответов проходила без прессы).
Новые приоритеты
Но все-таки одну важную деталь, которая говорит о причинах упора на массовый спорт в грядущей деятельности будущего министра, найти можно. Это фраза "с учетом нынешнего положения дел", которая фигурирует в его заявлении. И это трудно расшифровать иначе как "в условиях санкций против российского спорта".
Действительно, когда российские футбольные клубы играют без какой-либо надежды сразиться с сильнейшими зарубежными соперниками, трудно говорить о целесообразности многомиллионных вливаний в их деятельность. То же по большому счету относится и к большинству других видов спорта, где наши атлеты вынуждены вариться в собственном соку. Это, безусловно, беда — возможно, даже личная трагедия — для целого поколения тех наших спортсменов, которые лишены возможности соревноваться с сильнейшими. И, судя по несправедливым действиям международных спортивных структур, лишены надолго.
Но когда-то отстранение закончится — и возвращать наши позиции на международной арене предстоит уже новому поколению спортсменов. А оно должно появиться как раз благодаря тем мерам, о которых говорит Дегтярев. Конечно, в нынешний период профессиональный спорт в России страдает — никто этого не отрицает. Но смещение приоритетов, которое намечено в работе министерства, — это не окончательный уход от его поддержки, как кому-то может показаться, не политика отмены. Это работа вдолгую — которая к тому же должна принести пользу не только элитному, но и массовому спорту. А значит, всем нам.