Фигурное катание

"Не убивайте поколения!" Мольба тренера о судьбах фигуристов в изоляции

Читать на сайте rsport.ria.ru
Российское фигурное катание в его самом субъективном виде — танцах на льду — живет в изоляции как вслепую. Как не уничтожить традиции и на равных бороться с американцами и канадцами, когда это станет возможным, в интервью РИА Новости Спорт рассказал известный тренер Алексей Горшков.

Серые схемы судей

— Главная проблема, которая мешает жить нашим танцам?
— Думаю, нужно привести в порядок судейство. Не все, к сожалению, задумываются над тем, что своими решениями могут "убить" талантливого спортсмена. Влияние оценок многие недооценивают. Почему-то нет понимания, что качеством судейства задается вектор развития вида в будущем, а это большая ответственность.
Сейчас у нас тяжелый, непростой период, поэтому хотелось бы, чтобы спортсмены, глядя в протоколы, понимали, что им есть куда улучшаться. А сейчас некоторые, наоборот, понимают это так, что им никуда двигаться не надо, что и так все хорошо.
— То есть проблема в том, что у нас судят слишком лояльно?
— Возможно… Хотя мы тут не были первыми. Тему с завышенными оценками еще давно начали американцы, а мы принялись их догонять. Хотите ставить десятки? Да ставьте ради бога, им цены-то нет вообще. В одиночном катании больше работает техническая оценка, за счет нее можно оторваться от конкурентов. В танцах же у всех топовых пар техника примерно одинаковая – игра технических бригад, конечно, идет, но не настолько. Ну так пусть они и будут в балле разницы после первого вида, если откатались на одном уровне, чтобы произвольный танец было интересно смотреть и сохранялась интрига.
"Американцы и мы деградируем друг без друга": интервью тренера фигуристов
— Сейчас все-таки больше идет игра авторитетов?
— Можно и так сказать. Но мы все должны понять, что поднимающийся в небо аэростат выглядит гораздо солиднее мыльного пузыря, который может лопнуть в любой момент. Сейчас некоторые смотрят уже не в сторону прокатов, а в ту, какой тренер лучше побеседует с судьями, как и на кого смотрит федерация. А в конечном итоге-то все должно зависеть от твоего мастерства и уровня, который ты показал в данном конкретном прокате.
И самое интересное, что те, кто быстрее доходит до этой мысли, и добиваются успеха. Поэтому это нужно прививать заранее, еще с детского спорта, с юниоров. Хочется на этот счет позицию федерации услышать, увидеть молодых судей, которые были бы настроены на то, чтобы делать настоящие соревнования. Чтобы были такие, кто мог бы в гордом одиночестве из всей бригады поставить оценку, которая шла бы вразрез с остальными.
— Так этот судья выбьется из "коридора", и его первого на ковер и вызовут.
— Ну хорошо, вызвали на ковер – а ты доказывай свою позицию. Может, у тебя мнение совпадает с рефери и вообще всем профессиональным сообществом? Суть любой коллегии и состоит в том, чтобы из большинства мнений сложить какую-то середину. А сейчас у нас, наоборот, середина засасывает всех в себя. Я хотел бы призвать всех тех, кто причастен к танцам, любить этот вид и делать все, чтобы тут была настоящая борьба и настоящие соревнования. Иначе это все продолжит убивать поколение за поколением. Сейчас очень много людей заканчивают, не выдержав обстановки внутри.
Тиффани Загорски и Джонатан Гурейро
— А возможны вообще независимые судьи в нашем фигурном катании?
— Уже даже были дискуссии на этот счет – сделать штат судей с постоянной зарплатой, чтобы им неинтересно было участвовать в разных серых схемах. Но пока непонятно, как это реализовать.
Американцы в этом плане сделали интересную вещь. У них есть пять-шесть ведущих технических специалистов – и каждый из них еще перед сезоном получает оплачиваемую командировку от федерации и ездит по основным танцевальным группам. От Шпильбанда к Зуевой, от нее к Килякову и так далее.
— Зачем?
— Они заранее утрясают все недомолвки в правилах. Есть вот определение какое-то – мы его понимаем так, а другой тренер иначе. А американцы подводят все свои ведущие пары к сезону так, чтобы их программы были вычищены именно с точки зрения судейского взгляда, выбирают единую линию.
Из топ-фигуристок — в многодетные матери: Трусова заявила новую цель

"Американцы делают это, а у нас — "не дала"

— У нас для этого есть контрольные прокаты сборной.
— Контрольные прокаты… Показали видео, сделали разбор. У американцев работа более глубокая. А у нас каждый дергает технического специалиста: "Приди, пожалуйста, посмотри". И основной критерий оценки того или иного спорного момента у наших судей какой – "Я бы не дала/не дал". А причем тут конкретно ты? Правила ведь написаны – ну так обсудите между собой, как вы все оцениваете различные ситуации. Американцы же как-то это делают, а у нас – "не дала". И отсюда просто куча спорных ситуаций.
— А потом начинаются разговоры о том, что танцы на льду, мол, вообще не спорт, что правила слишком размыты…
— Нет, ну это спорт, конечно. А правила – если говорить про роль техкома ISU, то такое ощущение, будто они пишут их так, чтобы иметь возможность для маневра. Северная Америка вот под это подстроилась следующим образом – и довольно давно, надо сказать.
— Да и лидирующая в мировых танцах монреальская академия наверняка тоже.
— У них с этим еще легче – можно хоть восемь техконтроллеров пригласить из всех стран. Группа-то большая.
— Тоже своего рода стратегия.
— Конечно. Другое дело – сколько еще она будет работать? Последний чемпионат мира, к примеру, показал, что действующим чемпионам мира Мэдисон Чок/Эвану Бэйтсу дальше будет непросто. Засилье всегда приводит к обратному эффекту, тут лишь вопрос времени. Давать прогнозы – дело неблагодарное, но тенденции на международной арене наметились интересные. И уровень катания, надо сказать, заметно вырос. По моему ощущению, сейчас мы от международного уровня отстаем.
— Чок/Бэйтс настолько сильнее? Или они в каком-то смысле искусственные чемпионы?
— Не искусственные, ни в коем случае. Но в контексте грядущей Олимпиады, мне кажется, у них могут быть проблемы. На чемпионате мира им действительно было тяжело, потому что канадцы поджимали очень сильно.
— Вы тоже считаете, что в этот раз канадцы Пайпер Гиллес/Поль Пуарье должны были забирать золото?
— Для меня это даже не обсуждается.
— Что нужно сделать нашим танцам, чтобы не растерять свой потенциал?
— Нужно идти вперед, используя глубокий анализ и понимание тенденций развития вида, опершись на богатый опыт предыдущих поколений. Сейчас в танцах очень выросло качество катания, скольжения, идет уже не только борьба за GOE. И опять все упирается в профессионализм судей, ведь именно они определяют, как будут выглядеть российские танцы на льду завтра. Хотелось бы, чтобы судейство было более профессиональным. И придумать, как замотивировать людей в это тяжелое время. Интересно было бы вступить в борьбу с иностранцами, конечно.
Перешедший к Плющенко Ангелопол нашел новую партнершу. Кто она?

"Когда Кагановская и Ангелопол разошлись, мы сразу позвонили Васе"

Вы довольно охотно идете на коллаборации с другими тренерскими штабами — недавно была история со штабом Александра Свинина/Ирины Жук, теперь вы сотрудничаете с Анжеликой Крыловой. В чем интерес таких проектов?
— У нас как говорят: одна голова хорошо, а полторы – лучше. Ну а если серьезно, чем больше мнений, опыта и взглядов собирается, тем лучше результат. Тогда работа становится более профессиональной. С Александром и Ириной мы продолжаем работать, и это очень важно, на мой взгляд. В этом плане сразу хотел бы обратиться к примеру Монреаля. Почему им проще, чем остальным? Потому что много и спортсменов хороших, и тренеров. Эта схема не нова, она пошла еще, по-моему, с Мюриель Буше-Зазуи. Она тренировала и Марину Анисину с Гвендалем Пейзера, и Изабель Делобель с Оливье Шонфельдером. И тех самых канадцев Мари-Франс Дюбрей с Патрисом Лозоном.
Они от нее взяли эту модель, когда в компании со спортсменом всегда работают 4-5 тренеров. У них даже в постановочном процессе получалось в некотором роде лоскутное одеяло, потому что программу собирали разные люди. И мы тоже сейчас привлекаем разных специалистов для постановок. Не как раньше, когда один хореограф делал "под ключ". С Джузеппе Ареной мы так работали, к примеру. Он говорил: "Если я сам все сделаю, тогда поставлю под этим свою подпись. Если нет – тогда вы меня даже не упоминайте".
— Берете лучшее друг от друга?
— Да, абсолютно. Если настрой позитивный, а не на перетягивание одеяла друг на друга, все может получиться. С Александром и Ириной у нас, к примеру, никаких проблем нет. С Николаем Морозовым тоже долгое время работали плодотворно, с Игорем Шпильбандом – тоже. Сейчас пробуем с Анжеликой – посмотрим, что из этого выйдет.
Вы сотрудничаете с Крыловой в формате группа с группой?
— Нет, только по паре Кагановская/Некрасов. А с Жук/Свининым именно как группа с группой. В июне у нас будет совместный сбор.
— Как сейчас выглядит ваша группа?
— На протяжении всей моей карьеры моим неизменным помощником оставалась моя супруга Людмила. Но временами тянуть большую группу было все-таки тяжеловато. После пандемии в работу включилась Катя Рязанова, а затем и Ксюша Конкина. Они классные фигуристки, и на протяжении долгого времени нас связывали отношения "фигурист-тренер". К большой радости для меня, сейчас мы не просто коллеги, а единомышленники, которые двигаются в одном направлении.
По итогу нашей работы открылась группа "новисов". К тому же сейчас у нас 5 хороших юниорских пар. Фефелова/Валов выиграли Спартакиаду школьников, развиваются ребята, впечатление о себе яркое оставили, как мне кажется. Шепталина/Пекин – это наш совместный проект со Свининым/Жук. Плюс еще несколько вновь собранных пар, тоже очень интересных и на других не похожих.
Лидеры, конечно, у нас Максим с Василисой. Работаем мы с ними с сентября прошлого года, как только они встали в пару. Сразу решили, что в этот сезон не пойдем, хоть они и попали друг в друга с ходу. Сделали им произвольный танец – чисто для отработки взаимодействий в паре. Потом в поисках собственного стиля пары поставили ребятам три показательных номера, которые они презентовали зрителям в шоу Ильи Авербуха и на "Русском вызове". Ну а сейчас мы готовимся к контрольным прокатам.
Василиса Кагановская и Максим Некрасов
— Лично для меня было удивительно, что пара Кагановская/Некрасов вообще образовалась. Потому что Максим с Елизаветой Пасечник тоже смотрелся прекрасно, в первый же сезон взяли бронзу на чемпионате России. Что у них случилось?
— На самом деле ничего особенного. Это была инициатива Лизы - в какой-то момент она устала и сказала: "Все, я не могу". Но смысл большой работы ведь не в том, чтобы один другого уговаривал. Нужно идти в одном направлении, а если нет, то все это бесполезно. Сперва мы от контрольных прокатов не отказывались – мало ли что. Затем Максим узнал, что Василиса с Валерой Ангелополом распались, и я ему сразу сказал звонить ей. На следующий день они попробовались, а еще через день уже стояли в паре.
— Как в целом их оцениваете на текущий момент? Со стороны кажется, что пара уже поехала.
— Есть такое, но еще очень много всего надо сделать. Ребята много занимаются общей техникой, очень много танцуют. Хорошо, что они ментально подошли друг другу. Отношения у них достойные. Не "сю-сю", конечно, – могут и поспорить, но это и хорошо. У них большой потенциал, я в них верю.
Обсудить
Рекомендуем