В России появился дуэт фигуристов с притягательным вампирским обаянием и неповторимым стилем. В прошлом сезоне они впервые взяли бронзу чемпионата России, а теперь борются за лидерство. РИА Новости Спорт объясняет, кто скоро взорвет отечественные танцы на льду.
Если хочешь стать обладателем миллиона…
Один из самых приятных для уха звуков, не связанных с природой - треск льда под коньками. С него начинается тренировка в любой школе. Бывает треск короткий и поверхностный, похожий на искорки только разгорающегося костра - значит, на льду дети. Бывает глубокий, раскатистый и как будто даже опасный. Инстинктивно хочется убедиться, что ты не стоишь на дороге у этого ледокола. Значит, на льду мастера.
Лучший момент - когда фигуристы только выскочили из калитки и давай резать ледяные ломти, стремясь оставить как можно больше следов на поверхности. Диджей (он же тренер) еще не успел включить музыку, так что никакие Bad Guy и California Dreaming не отвлекают от главного. И не помогают маскироваться - по тому, как фигурист выходит на раскатку, о нем можно многое сказать.
Дело было в субботу 10 августа на открытой тренировке, куда всех желающих пригласил тренер Денис Самохин. Его главные ученики - Ирина Хавронина и Девид Нарижный - захватывают внимание сразу. Сначала уши, а потом и глаза. Это сложно разобрать на причины и объяснить логически. Они вроде одеты как все, причесаны (Ира) или не причесаны (Девид) как все, начинают с тех же беговых. Но в каждой позе, в каждом шаге, в каждом повороте головы выделяются. И лед точат коньками особенно искусно, как будто пытаются вытесать из него скульптуру.
Ира подошла поздороваться лично с каждым журналистом у борта - кому-то отбила пять, кому-то пожала руку, с кем-то обнялась. Не думаю, что это была установка тренера, потому что в таком случае ее повторили бы и другие ребята из группы. Просто она так чувствует. Знаете, как пишут в мотивационных книгах: если хочешь стать обладателем миллиона, веди себя как обладатель миллиона уже сейчас. Первый номер сборной подразумевает работу со СМИ и умение держать лицо - это ответственность достается лидеру наряду с преференциями. Ира к ней, кажется, готова.
Девид держится более отстраненно, но и он к ответственности готов - после тренировки ему явно хотелось присесть, но он все же вытерпел несколько подряд эксклюзивных разговоров с журналистами, не позволяя себе опустить плечи.
На их энергии можно варить кофе
По сочетанию Хавронина/Нарижный - одна из самых перспективных пар России последних лет. Оба выглядят как дивы и, что главное, чувствуют себя как дивы. Похожее впечатление производили в свое время Елена Ильиных и Никита Кацалапов, а это ого-го какой аванс.
Впрочем, в остальном Хавронина/Нарижный с Ильиных/Кацалаповым совсем разные. Прежде всего по стилю - Ира с Девидом холодно-привлекательные, как вампиры из саги "Сумерки". Их обаяние немного отрицательное, и именно в этом их главный магнетизм. Химию между ними никуда не денешь, а она сразу добавляет яркости. Хотя ребята говорят, что на льду отключают личные отношения и стараются вести себя как бизнес-партнеры, взаимным искренним интересом от них фонит на всю Балашиху.
В ритм-танце Хаврониной/Нарижного - фанковая композиция Get Up Джеймса Брауна. Та самая, где I Feel Like A Being A Sex Machine. Слова провокационные, танец интересный, выбор музыки броский. Интриги добавляет факт, что костюмы буквально придумала сама партнерша - она нарисовала их на бумаге, а дизайнер Евгения Косыгина перенесла в диджитал-формат, более удобный для работы мастера.
Хавронина/Нарижный в принципе кажутся одной из самых стильных пар России. Можно было бы подумать, что они работают с какими-то концептуальными дизайнерами, вроде тех, кто одевает пары монреальской танцевальной школы. Но нет: костюмы шьет Ольга Рябенко, эскизы рисует Косыгина, а идеи придумывает сама Ира.
«
"Моя мама училась дизайну в международной школе. Там рассказывали, что все начинается с референса, надо создать мудборд. Я на Pinterest ищу цвета, текстуры, платья с показов, Смотрела показы на Vogue Runway. Вдохновение идет от музыки и танца", - рассказывает РИА Новости фигуристка.
Я спросила Иру и Девида, было ли в выборе музыки на ритм-танец сознательное желание эпатажа - еще в прошлом сезоне зрители и специалисты говорили, что на их горячей энергии можно сварить кофе. Ответ был таким: отталкивались в первую очередь от музыки, от настроения и личности исполнителя. И еще любопытный момент:
"Мы посмотрели про него (Джеймса Брауна) фильм. Вдохновились его историей восхождения, как он с самых низов, из бедности и каторжных работ поднялся, достиг своей цели. Потому что нашел свой ритм, свой путь в творчестве", - говорит Ира.
"А еще он был уверен в том, что он лучший. Думаю, потому у него все так сложилось", - добавляет Девид. Звучит немного дерзко, но спортсмену важно иметь подобное убеждение.
В общем, эпатаж, если кто в ритм-танце его заметит, - это бонус, а не самоцель. Как и в произвольном танце на музыку Эцио Боссо. Узнаваемые трагические фортепианные ноты и достаточно тяжелая тема - посвящение людям, которые неизлечимо больны и знают об этом. Для Самохина это глубоко личная история - в марте 2024 года от БАС умерла его мама. По трагическому совпадению, от той же болезни скончался в 2020 году Боссо.
Интересно, что взгляды тренера и спортсменов на постановку произвольного танца несколько отличаются. В этом видится не проблема недопонимания, а мощный потенциал роста, который рождается в споре. Чтобы возражать тренеру, выражать свое мнение, нужно это мнение иметь.
«
"У нас пока разное ощущение с тренерами от этой программы, потому что им хочется, чтобы мы где-то показали больше радости. А я в моменте еду и чувствую эмоциональный спад по музыке. Для меня она безусловно грустная. Но мне нравится такое катать", - говорит Девид.
Есть ощущение, что Ира и Девид в конечном итоге все же будут придерживаться своего восприятия музыки, и тренеры их в этом поддержат. Самохин на прощание сказал, что видит одной из своих главных целей такую работу хореографии с музыкой, чтобы она ни у кого не вызывала сомнений.
Когда тренировка закончилась, все сделали общее фото, попрощались и разошлись, мне стало понятно, что этакое вытачивали Ира и Девид своими коньками. Помните это неосязаемое чувство, которое остается с нами после балета, кино, выставки, театра? Маленькая статуэтка, занимающая свое место на полке в голове и навсегда хоть немного, но меняющая взгляд на мир.
Заливочная машина сотрет все следы, снова сделав ледяное полотно гладким. Но если фигуристам удалось попасть в душу, это уже ничем не сотрешь - ни замбони, ни отстранением от международных стартов.