Легенда российского баскетбола и президент федерации Андрей Кириленко дает большое интервью РИА Новости Спорт - о неполноценности Олимпиады в Париже и отношениях с МОК, ситуации с Играми Дружбы и возвращении в США, общении с друзьями-американцами и секрете многолетней любви.
"Не вижу Игры полноценными"
- Какой вы запомните Олимпиаду в Париже?
- Единственная ассоциация - жаль, что нас там не было. Российские спортсмены просто обязаны участвовать в Олимпиаде. Лучшие атлеты должны выступать на лучших соревнованиях. Это касается любой страны. Тогда ты можешь считаться настоящим чемпионом мира или олимпийским чемпионом. Поэтому не могу назвать эти Игры полноценными.
© Фото : Социальные сети Мирры Андреевой, Пресс-служба WTA
Диана Шнайдер и Мирра Андреева
Возьмите синхронное плавание, художественную гимнастику, борьбу, баскетбол 3x3 или любой другой вид спорта, где наши спортсмены законодатели мод или просто очень сильные конкуренты. Сложно смотреть на победителей, какие бы классные они ни были, и знать, что по ходу соревнований не обыграли нас, не доказали свою силу. Думаю, наши соперники испытывают то же самое. Это не проблема спортсменов. Уверен, они хотят состязаться с россиянами. Очень жаль, что в наше время все скатилось к политической подоплеке. Нам всем хочется видеть чистый спорт без отвлечения на сторонние истории.
- В мужском баскетболе чемпионы продолжают соревноваться с собой. Когда на Олимпиаду приезжает дрим-тим, остальным ловить нечего. За последние годы только в 2004-м США остались без медалей.
- И да, и нет. У американцев феноменальный запас прочности, начиная с 1992 года. Но доминация, которая была раньше, все меньше и меньше. Если в 90-х шансов не было - США катком проходились по соперникам, - то сейчас уровень подтянулся.
Практически в каждой команде на Играх есть представители НБА. Тот же Никола Йокич - трижды MVP чемпионата НБА за четыре года. Он почти дотащил сербов до финала.
Прошлый чемпионат мира доказал: какая бы сильная ни была команда из Америки, ей очень нужны Леброн Джеймс, Кевин Дюрант и Стеф Карри. И если бы не Леброн и Дюрант, они могли бы не подняться так высоко. Даже Стеф Карри, многократный MVP и победитель чемпионата, при феноменальной игре в полуфинале и финале, все равно не ключевое звено в этой команде.
По таланту США - феноменальная команда и будет такой еще 50 лет, но другие сборные подтягиваются, и американцам будет все сложнее и сложнее доминировать с отрывом.
© AP Photo / Mark J. Terrill
Стеф Карри в матче против сборной Сербии
- Даже на домашней Олимпиаде в 2028-м? Для них это будет двойная ответственность.
- Американцев уже обыгрывают - чемпионат мира 2023 года был с несколькими поражениями (в матче за третье место американцы проиграли сборной Канады - прим. ред.). До этого - проигранные чемпионаты мира и Олимпиада. Есть сборные, которые отнимают у них очки и победы. В ближайшие четыре года так и будет происходить - подтянулись соперники. Канадцы выглядят великолепно, у них 12 человек из НБА, а их главный игрок, Шей Гилджес-Александер, в тройке или четверке лучших в лиге. Немецкая команда великолепно укомплектована, у сербов и австралийцев хорошие сборные. Греки с Яннисом Адетокунбо захотят доказать свою силу, Лука Дончич ведет Словению.
Даже когда я смотрю на команды-открытия, такие как Южный Судан, там 12 Дюрантов - только молодых и сырых. Но у всех кондиции - все бегут, прыгают и бросают. За два-три года наберутся опыта и тоже будут представлять угрозу.
Вполне возможно, что у США не будет домашнего золота, но шансы на это маленькие. Вижу, что по игрокам не будет такого подавляющего преимущества. На Олимпиаду в Париже приехала суперкоманда, всех должна была выносить, но полуфинал и финал были на грани. Если бы в какой-то момент в обоих матчах не взорвался Карри, были бы проблемы.
- Елена Вяльбе не ждет положительных изменений в олимпийском движении после смены президента МОК. А как вы считаете, станет ли нашему спорту легче дышать после ухода Баха?
- Не думаю, что это вообще от Баха зависит. Просто спортивно-политическая обстановка на сегодняшний день очень сильно подвержена политике. Вообще не имеет значения, Бах во главе МОК, или не Бах. Сейчас олимпийское движение как концепт увлечено политическими процессами, а не только спортивной составляющей. Есть какие-то течения, лобби… Но Олимпийская хартия гласит, что не может быть каких-то политических или религиозных историй. Это только спорт! Так, на мой взгляд, и должно оставаться. Абсолютно все страны, вне зависимости от политического строя или религиозных взглядов, не должны быть вне олимпийского движения, спортсмены обязаны участвовать в Олимпийских играх.
- Оцените шансы россиян выступить на следующей Олимпиаде в составе, превышающем 15 человек.
- Шансы, конечно, есть всегда, но через четыре года с сегодняшнего момента - маловероятно. Другой вопрос, что мы должны быть готовы вернуться в олимпийское движение в любой момент. Задача РФБ - чтобы четыре наших сборных, мужские и женские, по баскетболу 5x5 и 3x3, а также молодежные команды, в момент, когда будет открыт доступ на международную арену, были максимально готовы. Хотя я прекрасно понимаю, что мы в какой-то момент провалимся. Вот вы журналист, если три года не будете писать, а потом возобновите работу, что-то будет заржавевшее. Надо будет пробовать силы несколько раз, чтобы найти правильный ритм. То же самое с баскетболистами. Но, надеюсь, этот период будет максимально коротким.
"Игры Дружбы очень нужны"
- Альтернативой Олимпиаде в этом году должны были стать Игры Дружбы, но их перенесли на 2025 год. Как, по-вашему, нужны ли такие турниры?
- Очень нужны. Единственное, я бы не стал говорить об альтернативе Олимпийским играм. Это немного неправильный посыл. Олимпийским играм в современном варианте 128 лет. Надеюсь, через 100 лет мы сможем вернуться к этому вопросу, а Игры Дружбы к тому моменту вырастут в соревнования, которые объединяют всю планету. Это классная и амбициозная цель, но сейчас это некорректное сравнение. А сконцентрироваться нужно на международных стартах. Нам необходимо находить возможности приглашать спортсменов со всего мира, по возможности лучших, для конкуренции и демонстрации остальным - смотрите, здесь нет никакой политической истории, это абсолютно спокойное и чисто спортивное событие.
- Есть мнение, что перенос на 2025 год Игр может позитивно сказаться на подготовке. Вы с ним согласны?
- Да. Во-первых, у организаторов будет больше времени на усовершенствование. Во-вторых, в олимпийский год все же сложнее привезти всех топовых спортсменов. Хотя в том, что касается баскетбола, мы получили достаточно позитивный отзыв от иностранных сборных, многие сильные команды проявляли серьезный интерес к участию в Играх Дружбы. Гранд-финал 3х3 в Екатеринбурге показал, что к нам готовы ехать и из Латинской Америки, и из Европы, и из Азии.
При выборе дат на следующий год важно будет учесть все нюансы международного спортивного календаря, чтобы не пересекаться с другими крупными турнирами. Думаю, организаторы все проанализируют и найдут оптимальный слот.
- А кто из стран подтверждал готовность принять участие в соревнованиях по баскетболу 3x3 и 5x5 на Играх Дружбы?
- На сегодняшний день мы собрали команды из Китая, Ирана, Сербии, Боснии, Бразилии, Белоруссии. Другие команды тоже подтверждали участие, но из-за переноса переговоры приостановились. Смущает сама концепция в контексте рекомендации не участвовать. Хотя я не вижу препон к участию в Играх Дружбы.
Второй момент: есть официальные соревнования, которые проходят в этот же момент. Недавно закончилась Олимпиада, многие команды готовились к ней. Как сейчас, условно, взять и привезти сербов, когда Игры только закончились и они выиграли бронзовые медали?
"Главная цель сборной - оставаться в тонусе"
- Есть ли возможность в будущем организовать матчи или турниры с командами из топ-20 рейтинга FIBA?
- Не в этом году. Топ-12 играли на Олимпиаде, а еще 20 команд были в квалификации. Конечно, это реально, но вопрос в другом. Сейчас главная задача и первый шаг - снижение градуса напряженности. Как только он со стороны МОК спадет, уверен, что FIBA сделает так же. У нас с ними великолепные отношения, но мы двигаемся в контексте иерархии - есть мировое олимпийское движение, а есть федерации по видам спорта.
Надо понимать, что у этих организаций огромная история. Тут все понятно: ты идешь в движении, соблюдешь правила и положения, понимаешь, что в какой-то момент вернешься. Делать что-то свое, несомненно, нужно. Важно создать альтернативу, но не ценой выхода из олимпийского движения.
Если мы хотим быть сильнейшими, нам нужно конкурировать с сильнейшими. А сильнейшие находятся в олимпийском движении. Но это должно быть абсолютно партнерское движение навстречу друг другу. Сейчас этому движению мешает исключительно политическая составляющая.
Сумасшедших людей - единицы, общая масса нормально друг с другом общается в рабочем и дружеском ключе. Поверьте, огромное количество руководителей, с кем я встречался, ждут и желают нам возвращения и в олимпийскую семью, и в семью международного баскетбола.
Андрей Кириленко
- А как происходит оценка работы тренеров сборных в условиях, когда практически нет возможности соревноваться?
- Сейчас это субъективная оценка. Поэтому тренеры те же самые и остались. По факту у них не было возможности что-то доказать или не доказать. Они выполняли задачи: Зоран Лукич выиграл три матча из трех, а Александр Ковалев вывел нашу команду на чемпионат мира.
Менять, когда у них и шанса толком не было, неправильно. Единственный заказ у меня есть и к тому, и к другому - больше внимания молодежи, потому что мы видим, что выпадаем на какой-то период. Когда вернемся, нам нужны будут ребята и девушки, которые прошли условные четыре-пять лет в сборной и хотят выскочить на международную арену, покусать соперников.
"Кризисы не обескураживают"
- Вы руководите РФБ девять лет. Как сами оцениваете свою работу?
- Наверное, правильнее, чтобы это делали другие. Единственное, что хочется сказать - очень разными получились условные "пятилетки". В первой акцент был на структуре федерации. Это был фундамент, все наши проекты, поиск спонсоров, а также кадры - насколько тот или иной человек соответствует нашим целям. Было много увольнений, были наняты новые люди. В конце концов, сформировалась команда и правильная химия, как в раздевалке.
В следующие четыре года акцент был на инфраструктуре. Все это омрачается кризисами: сначала было два года коронавируса, а потом два года политического давления. При всех минусах происходящего работа была крайне интересной, потому что каждый год - это огромный вызов! Я рад, что в условиях кризисов извне у нас за четыре года запустилось огромное количество проектов, как связанных с регионами, которые я считаю залогом успеха, так и с инфраструктурой. Это красная нить четырехлетия. Я очень доволен работой коллектива, который сформировался в федерации. Но проблем очень много, и в каких-то моментах мы что-то делали не так, проекты складывались не так, как мы их видим. Но это абсолютно рабочая история - не может все быть идеально. Главное, не останавливаться и пытаться исправить ошибки.
- Что из нереализованного не дает покоя больше всего?
- Главное за последние два года - мы не играем. Я понимаю, что с этим мы мало что можем сделать, но это все равно не дает покоя. Но какие-то игры мы ищем даже искусственно. Я убежден, что без международного опыта, варясь в собственном соку, мы не будем лучше. В таких условиях есть какой-то потолок, в который ты упираешься.
В любой профессии ты должен видеть лучшие кейсы из других стран. В баскетболе ты должен видеть Леброна Джеймса с 14 лет и иметь практику игры против него, а не встретиться с ним один раз в 28 лет - он через тебя "вбил" и все закончилось. Международного опыта не хватает - здесь мы находимся в сжатых условиях.
- Позади два президентских срока. Что дальше?
- Силы и энергия есть! Я вижу, что в следующие четыре года большой акцент будет на программе детско-юношеского баскетбола, мини-баскетболе для ребят 13 лет и младше. Это детские соревнования и подготовка детских тренеров. На этом будет сделан акцент, будет много программ, которые будут посвящены этим направлениям.
Почему так, а не сразу занялись детским баскетболом? Когда нет ресурсов, нет смысла делать никакие проекты. Сначала было нужно было сделать федерацию жизнеспособной. Это получилось, мы закрепились, у нас появились возможности. Дальше пошла реализация региональных и инфраструктурных проектов. Сейчас есть возможность приводить детей на эти объекты, а не наоборот: ты начал с детей, но у тебя нет ни ресурсов, ни объектов. Мы идем шаг за шагом. Может, кто-то считает по-другому, но президент федерации - я!
Президент Российской Федерации Баскетбола Андрей Кириленко
"В будущем могу поработать в НБА"
- Кем вы видите себя в августе 2028 года?
- Пока не знаю, посмотрим. В 2028-м мне будет 47 лет. Это хорошая цифра, символичная. Сейчас загадывать не очень правильно. Идей и планов по разным направлениям очень много. Возможно, что-то с профессиональной командой будет интересно попробовать, возможно, какой-то кейс со своим ребенком, возможно - НБА. Лет пять назад меня приглашали попробовать свои силы там, но я не мог разорваться на две части. Можно и в международном поле работать. Я до сих пор нахожусь в центральном бюро FIBA. Опции есть.
- Если мы говорим о собственном клубе, речь о должности президента или тренера?
- Тренером быть мне не нравится. Хотя, как говорится, никогда не зарекайся. Для меня тренер - это очень затратная по времени работа. В этом плане работа руководителя федерации забирает у меня меньше времени - ты в баскетболе, но это все в телефоне, и ты не оторван от семьи и появляешься дома в нужное время. А когда ты игрок или тренер, очень много времени съедают тренировки, поездки.
- О США. Как у вас поменялись взаимоотношения с друзьями и знакомыми за океаном в последние годы?
- А почему они должны поменяться?
- У всех свои информационные пузыри, пропаганда работает.
- Единицы ушли в тень. С 99% нормально общаемся. Стереотипы есть, мне говорят: "А что там у вас? У нас показывают, что у вас метеориты падают с неба!". Отвечаю: "Да все нормально у нас".
- Давно были в Америке?
- В феврале. Новый хозяин "Юты" сделал программу чествования игроков разных эпох. У меня был период 2000-х и 2010-х, это Дерон Уильямс, Карлос Букер, Мехмет Окур. Наша четверка игроков, которые очень много сделали для клуба. Нас приветствовали, подарили майки - очень приятные впечатления. Кстати, на днях вышел документальный фильм о том времени. Очень приятно, что клуб помнит.
Андрей Кириленко
- Немного о личном. Вы в браке уже 23 года, воспитываете четырех детей. В чем ваш секрет долгих и крепких отношений?
- Черт его знает! На самом деле, мне кажется, у каждой пары он свой. Ты не можешь транслировать на другую семью правила, которые есть в твоей. Мы, например, очень много разговариваем о жизни, о сложных моментах, о хороших. Мы стараемся все это проговорить и прийти к какому-то решению. Для нас это работает, но уверен, что для кого-то может не сработать. Пока все получается и слава богу!
Важно уважать друг друга и слышать. Слушать мы все умеем, а слышать - не всегда. Важно уметь справляться со своим эго. Можно говорить, что так никогда не будет! А потом окажется, что будет.