Исследование независимого эксперта, допускающее попадание запрещенного препарата в организм Камилы Валиевой через клубничный десерт, не попало в материалы ее дела в Спортивном арбитражном суде (CAS). Об этом свидетельствуют данные, опубликованные американским агентством AP. Кто лишил дисквалифицированную в итоге на четыре года российскую фигуристку, возможно, ключевого свидетельства в ее пользу? Корреспондент РИА Новости Спорт разбирается.
"Это надо срочно остановить"
Суть дела Валиевой, напомним, в следующем. На следующий день после окончания командного турнира пекинской Олимпиады, в котором сборная России с Камилой в составе завоевала золото, стало известно, что за полтора месяца до начала Игр она сдала допинг-пробу с микроскопическим содержанием запрещенного препарата триметазидин. Долгие разбирательства завершились в CAS, арбитры которого не поверили в представленную российской фигуристкой версию о случайном попадании препарата через приготовленный ее дедушкой клубничный десерт. Валиеву дисквалифицировали на четыре года, а остальным нашим участникам олимпийского командного турнира заменили золото на бронзу.
Камила Валиева
Теперь же из публикации АР выяснилось, что как минимум один серьезный западный специалист в области антидопинга — а именно бывший директор лаборатории Лозанны Марсьяль Сожи — провел исследование, которое подтверждало возможность попадания запрещенного препарата в организм Валиевой через крупицы разрезанной на части таблетки. То есть, по сути, свидетельствовало в пользу ее версии. Экспертиза была заказана Российским антидопинговым агентством (РУСАДА), которое обратилось в WADA с соответствующей просьбой. Там порекомендовали кандидатуру швейцарца — и тот вынес заключение, которое бы юристы Камилы могли представить суду.
Однако к такому повороту событий, судя по реакции в руководстве WADA, там были не готовы. АР публикует переписку генерального директора организации Оливье Ниггли с шефом отдела расследований Гюнтером Юнгером, в которой прямым текстом говорится — ход экспертизы, поддерживающей тезисы российской стороны, надо "срочно остановить".
«
"Гюнтер, у нас большая проблема, — сообщает Ниггли. — Почему у нас Сожи высказывает мнение по Валиевой, очень благоприятное для нее... Если это мнение РУСАДА, то нам вообще не следует в этом участвовать. Это большая проблема для нашей стороны — быть вовлеченными в это заключение, которое будет использоваться в суде. Нам это надо срочно остановить".
Глава WADA Крейг Риди (слева) и генеральный директор WADA Оливье Ниггли
Есть вопросы и к РУСАДА
Что ж, "остановить" заключение Сожи от попадания в материалы для CAS удалось. В подробной мотивировочной части вердикта суда упоминание об этом исследовании отсутствует. Могло ли экспертное мнение от швейцарского специалиста спасти Валиеву от дисквалификации? На этот вопрос четкого ответа никто, разумеется, не даст. Возможно, панель арбитров все равно бы сочла версию о дедушкином десерте недостаточно весомой. Но не исключено и обратное — как минимум у стороны Камилы в деле появился бы серьезный козырь.
- Главный вопрос в другом. Кто же этот козырь в итоге спрятал в рукав, там и оставив?
WADA через несколько часов после публикации АР опровергло причастность к отсутствию исследования Сожи в материалах дела.
«
"В ходе разбирательства независимым экспертом по заказу РУСАДА был проведен эксперимент. Таким образом, не WADA должно было решать, могут ли его результаты быть использованы организацией, которая его заказала. Эксперимент не был частью расследования WADA, и руководство WADA не допускало необоснованного вмешательства в работу организации (РУСАДА), которая является независимой в оперативном отношении", — говорится в сообщении пресс-службы WADA.
Комментариев со стороны РУСАДА на момент публикации данного текста не поступало. Хотя, конечно, очень хотелось бы узнать ответ на вопрос — были ли в итоге результаты исследования экс-директора лаборатории Лозанны в принципе переданы российской стороне?
- Если да — почему экспертиза Сожи не была представлена в CAS?
- Если нет — почему РУСАДА не заявило в CAS — да и вообще во всеуслышание на весь мир — о противодействии со стороны WADA объективному рассмотрению дела?
- Ну и, как говорится, до кучи — хотя к всплывшим в публикации АР это отношения и не имеет: на каком же все-таки основании РУСАДА опротестовало в CAS первоначальный вердикт собственного дисциплинарного антидопингового комитета, полностью оправдывающий Валиеву? Ведь тогда общественность восприняло это действие как иллюстрацию поговорки "бей своих, чтобы чужие боялись".
Когда Америка — союзник
Приходится предположить, что с большой долей вероятности ответов на эти вопросы не последует. В РУСАДА и так еще осенью 2022 года заявили, что засекретят информацию по делу российской фигуристки в связи с ее статусом "защищенного лица". Но свидетельства, что с Камилой поступили, мягко говоря, крайне несправедливо, всплывают с настойчивой регулярностью. И на первый взгляд даже странно, что в случае, о котором мы сегодня говорим — не с российской, а с американской стороны.
Но это только с первого взгляда. Давайте вспомним, что Антидопинговое агентство США (USADA) незадолго до Олимпиады в Париже вступило с WADA в жесткий стык по делу о попытке скрыть положительные допинг-пробы 23 китайских пловцов перед Играми 2021 года в Токио. У них, как известно, обнаружили тот же самый триметазидин, что и у Валиевой. И если в случае с Камилой WADA сделало максимум, чтобы лишить сборную России золота, а заодно "убить" карьеру нашей фигуристки, то с доводами китайцев о случайном загрязнении анализов сразу двух дюжин ведущих спортсменов оно согласилось и спустило дело на тормозах. О нем никто бы и не узнал, если бы не назойливость журналистов телекомпании ARD и New York Times.
Камила Валиева на инаугурации президента России Владимира Путина
Именно в USADA несколько месяцев назад заявили о разных стандартах, с которыми WADA подошло к пробе Валиевой и к допингу 23 китайцев. Там напрямую задали вопрос: каким бы было решение CAS по делу россиянки, если бы к моменту его вынесения было известно об оправдании пловцов из Поднебесной? Между двумя вердиктами прошло полгода, то есть теоретически такое могло произойти, если бы не скрытность WADA. Тогда CAS бы узнал, что, когда надо, в WADA соглашаются и с версией о том, что триметазидин загадочным образом "распылился" по кухне, где готовили пловцам еду. И о том, что в разгар пандемии коронавируса эту самую кухню никто не то что не продезинфицировал, а даже тряпкой не протер. Наконец, соглашаются, даже не попытавшись отправить на место своих экспертов для проверки всех этих доводов.
Но вот в дедушкин десерт Валиевой WADA очень сильно верить не хотело. И, как оказалось, не желало, чтобы в него поверил суд. Ведь даже если допустить, что исследование швейцарского эксперта не попало в материалы дела не по вине WADA, одни только разговоры в руководстве организации в тоне "Хьюстон, у нас проблемы" его крайне дискредитируют. Реальность опубликованной переписки в WADA, заметим, не опровергли.
Увы, остается только в очередной раз горько пожалеть, что Камила стала жертвой мировой околоспортивной политической закулисы — уж извините за пафос. Иначе трудно назвать ситуацию, когда в WADA по делу о триметазидине невиновными признают 23 здоровых китайских пловца, верят в многоходовое попадание через руки массажиста стероидов в допинг-пробы первой ракетки мира итальянца Янника Синнера, соглашаются с массой иных невероятных объяснений — от случайного секса до собачьего лекарства — по другим допинговым делам, но зато настаивают на максимально жестком наказании для 15-летней на момент сдачи злополучной пробы российской фигуристки. И делают все возможное и, как выясняется, невозможное, чтобы это наказание состоялось.