Этот человек уже бьется с акулами нашего фигурного катания. Когда все ставят танцы под Элвиса Пресли или "Битлз", он берется за "Песняров", а в нынешнем сезоне устроил "Бал пороков". Как жизнь начинается со смерти и какое будущее у самого изящного вида фигурного катания в России, в интервью РИА Новости Спорт рассказал самый неординарный современный хореограф Сергей Плишкин.
— Как пришла идея о программе "Бала пороков" для ваших учеников Анны Щербаковой и Егора Гончарова? Такое ведь присниться только могло.
— Нет, мне программы не снятся. Мои программы — это то, что меня окружает. Что такое людские пороки? Вредные привычки, предательство, грехи… Люди, которые совершают грехи, понимают ведь, что это зло? Подвергая себя вредным привычкам, осознают, что это яд? Бывает, человек вообще начинает защищаться и говорить: да курение не так и вредно. Разумен ли он в этот момент?
Я и сам переживал все это. И в какой-то момент подумал: может быть, перенести на лед эти сущности? Которые вот так, потихонечку, потихонечку, приходят, музыка меняется — и тебе хорошо, тебе все это нравится! Ты весь такой вдохновленный, думаешь, ничего себе! Но тут они тебя раз — и накрывают с огромной силой. И после этого иди, борись с ними. Но ты один — а их много…
Там и вокальная партия поддерживает. Помните, там крик "Oh, leave me, leave me” — "Оставь меня!.." А через секунду: "Oh, love me” — "Люби меня!". Когда человек в смятении, он думает, что ему это все еще нравится. А на самом деле нет — он сам себя давно уже предал.
Всю эту историю я им рассказывал и спрашивал: "Дети, а у вас как?" А они говорят: правда, и у нас бывает, мыслишки заходят, оправдываешь свои ошибки — хотя давно пора было себе признаться, что неправ. Предложил им: так давайте мы это скатаем? Аня у нас девочка в этом плане очень подвижная, говорит: "Давай, Сергей Сергеевич, да побольше".
Анна Щербакова и Егор Гончаров
— А Егор?
— С Егором сложнее, но и ему когда объяснишь, проговоришь, он тоже очень охотно идет во многие вещи. Он и от "Шахмат" отказывался, хотя там была очень читаемая задумка. Противостояние двух сторон — а нужно ли оно? Фигуры на доске — враги. А люди, которые эти фигуры переставляют, — очень часто лучшие друзья. Вот мы такую мысль там и цепляли: может быть, лучше тогда пусть будут любовь, надежда, вера — в этой жизни самое светлое? У нас там была часть, где они посмотрели друг на друга иначе, и он уже ее защищает, останавливает своих слуг… Но уже поздно — и ее в конце убивают.
— "Бал пороков" родился из идеи. Долго ли пришлось подбирать музыку, чтобы идею передать?
— Музыка давно лежала и просто мне нравилась. И здесь так получилось, что задумка под нее подошла. Понятно, что, не зная идеи, многие скажут: о, нестандартная авангардная хореография, мне нравится. Или наоборот: сложно, даже думать не хочу.
— Знаю как раз людей, которые не поняли изначально, о чем постановка. Может быть, на фигурном катании стоит, как в театре, программки продавать с либретто?
— Это очень хорошая мысль. И потихоньку движение в этом направлении идет. Люди снимают превью к своим программам. Большое спасибо тем дикторам и комментаторам, которые глубоко интересуются происходящим и заранее уточняют у тренеров и хореографов, что за музыка и о чем программа. Иногда авторы подкастов обсуждают постановки, пишут даже мне, спрашивают — правильно ли мы поняли, может быть, что-то добавим для наших слушателей? И я рад всему этому.
***
— Тяжело вписываться в рамки правил, когда все регламентируется? Раньше в системе "6.0" простора было больше.
— Здесь есть некий парадокс, амбивалентность. Я как хореограф ставлю, например, ритм-танец, где еще более все зажато — надо подобрать еще и ритм, и музыку, битрейт. Ставлю и думаю: дайте мне свободу, как ее мало! А потом приглашают поставить показательный, и я растерян: что-то свободы как-то много, можно мной поруководить, дайте мне хотя бы один обязательный элемент, дорожку поставлю… Я не пришел пока к единому ответу. Точно знаю, что уже рука набилась ставить программы в рамках правил. И немножко пугает, когда можно все, думаешь: не переборщить бы.
— У вас, как у хореографа, есть авторитеты в вашей сфере?
— Безусловно. Иржи Килиан — классный хореограф-постановщик. Боб Фосс — вообще свой стиль движений, подачи создал с нуля. Обычный бродвейский мюзикл — чечеточка, песенка, простые движения — перевернул. Сказал: а зачем двигаться синхронно, когда можно двигаться по-разному? Зачем идти к классическим движениям того же ритм-блюза, если можно сделать свои движения? Он их и сделал. Морис Бежар интересно смотрел на хореографию. Немножко истерично — у него был свой нерв. Он по-иному читал классические произведения и языком хореографии переносил их на сцену.
Из отечественных — конечно, школа Моисеева. Как у него танцуют народные танцы… Лучшая тарантелла, лучший гопак. Все оттуда. Сколько интересной акробатики, сколько интересных находок принес не только он, но и вся его команда.
© Фото : Из личного архива Елены Радионовой
Хореограф Ше-Линн Бурн и Елена Радионова
Что касается ледовых хореографов — мне очень нравится, как работает Ше-Линн Бурн. У нее есть очень тоненький почерк! Если Бенуа Ришо я с первой секунды узнаю, неважно, девочка исполняет или мальчик — то Бурн смотришь, и только в середине программы озаряет: так это же Ше-Линн!
— Что-то особенно нравится?
— Да многое. То, что Илье Малинину ставит. То, что ставила Нэйтану Чену. Nemesis — это же прорыв был, он с этим взлетел. Помню, он как раз приехал на московский Гран-при, а я сидел на трибуне и подумал: "Блин, а хорошо!" Сколько было интересных мелочовочек — но из них ведь и складывается очень цельное, правильное мнение и о спортсмене, и вообще о фигурном катании.
Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон
— Если придет озарение, можно сейчас сделать новых Пападакис и Сизерона, которые всех будут выносить?
— Я думаю, да. Но многое должно совпасть, не только озарение прийти. Твердая повседневная работа, вера в себя, правильные люди должны окружать. Надо верить в себя. Пробовать. И искать, искать, искать. Я же долго следил за "Монреаль тим" — не сразу же они нашли свой хук, идею перенести контемпорари на лед. Чтобы все смотрелось полегче, так, как будто опытные танцовщики на полу резко научились кататься.
Сейчас, я считаю, открыта дорога в парном катании. Если парники начнут кататься, как танцоры, — все! Сделайте связующие элементы, как у танцоров, не катайтесь так много параллельно — и вы будете непобедимы. И в танцах, считаю, в ближайшие 4-6 лет будет окошко с возможностью принести что-то свежее и новое. И зритель будет голоден до этого, будет готов это воспринять.
© Фото : Соцсети спортсмена
Анастасия Метёлкина и Лука Берулава
— Спортивным парам, наверное, особенно сложно что-то ставить необычное.
— Они, к сожалению, часто выкидывают много хореографии в угоду элементам, не хватает "физики". А так задумки очень необычные у нас бывают. Например, в этом году у Анастасии Метелкиной и Луки Берулавы программа о том, что перед смертью перед глазами вся жизнь. Она касается старика, он умирает, а дальше все 4 минуты 10 секунд программы — жизнь в обратной перемотке.
Возвращается зрение, слух — она его за ухо трогает, потом он еще молодеет, снова работает, у него бизнес. Вспоминает, как стал папой, сделал предложение, пошел в университет, был маленьким мальчиком. А смысл программы такой: может быть, жизнь смертью начинается? Может быть, смерть и есть наш главный ангел-хранитель, который бережет тебя всю жизнь, потому что знает: уйти ты должен именно в свой час…
***
— Говоря о нашумевшем ритм-танце Ани Щербаковой и Егора Гончарова, честно признаться, больше удивило не то, что вы нашли "Песняров", а то, что слишком много дуэтов взяли Элвиса Пресли. Это не творческая лень?
— Это не творческая лень, а прагматизм. Что будет однозначно работать? Элвис Пресли. Отображает суть эпохи? Отображает. Икона? Икона. Рок-н-ролл? Рок-н-ролл. Вопросов нет. Стопроцентное попадание.
Анна Щербакова и Егор Гончаров
— Попадание — это когда удается донести что-то новое, а в теме Элвиса Пресли все давно сказано, разве нет?
— В этом тоже есть, как бы верно выразиться… Проверенность действий. Если ты выходишь с юниорами во взрослое катание — может быть, не стоит сразу рисковать? А, может быть, им самим очень нравится Элвис Пресли. Почему нет?
Но я пошел от обратного. Сразу понял, что будет много Пресли. А с акулами биться их же оружием нельзя — точно завалят. Надо было придумать что-то свое, неожиданное — и тогда что-то, может, и получится.
У меня многое совпало с этой программой. Во-первых, я эту музыку долго вынашивал. Хотел ставить ее сначала маленьким. Это же Мулявин, "Песняры", многоголосье — эпоха в советской музыке. Их, кстати, знали и такие легенды, как Фредди Меркьюри. "Песняры" тогда много гастролировали, и я наткнулся как-то на интервью, в котором Меркьюри говорил: "Услышал о группе из USSR, там такое многоголосье, почему бы нам его не выстроить в нашей группе?" Ведь если послушать ранних Queen, то там в основном Фредди, а затем уже стали подключаться и остальные участники. И они накладывали его вокал на собственный. Может быть, они у "Песняров" это позаимствовали?
Можно ли на льду отобразить наше понимание 70-х? Я подумал: конечно же, да! И ребят уговорил на эту музыку. Сказал им: сделаю эту программу, мы покажем нашу дискотеку 70-х.
— Только не обижайтесь, но у многих детей того времени, выросших на мультфильме "Ну, погоди!", первая ассоциация, связанная с этой песней, — Волк на тракторе.
— Я, когда увидел в некоторых пабликах фотки Ани и Егора, а рядом картинки Волка и Зайца, честно, расстроился. Вообще не вкладывал ничего такого. Для меня "Песняры" и не только их "бэнгер" "Косил Ясь конюшину" — прежде всего, музыка, группа, которая достойна очень большого внимания. И когда люди говорят, что для них эта песня — "Ну, погоди!", мне их становится чуточку жалко.
Анна Щербакова и Егор Гончаров
— Вообще не хотел высказать неуважения "Песнярам". Говорю только о том, что такое детское воспоминание может нести в себе опасность, что программу не так поймут.
— Может быть, и так. А может быть, эта программа вызовет ностальгию, на которой можно себе в плюс сыграть. Может быть, кто-то будет говорить: как же здорово получилось. А кто-то скажет: да ну, пародию на мультик сделали. Вот Пресли — тема! Но, значит, я и у них вызвал какую-то реакцию. Ведь то, что в нас попадает, по сути нейтрально. А мы уже сами это окрашиваем.
— У вас есть в этом сезоне программа с ролями внучки и дедушки в исполнении Дарьи Дрожжиной и Ивана Тельнова. На такое они охотно согласились?
— Очень эту историю они полюбили. Но у меня получилось хорошо "продать" эту программу. Некоторые специалисты называют меня хорошим "продавцом". Я так долго рассказываю про эти программы, что тренеры говорят: "Блин, уже самому хочется ее скатать!". Когда Даше и Ване рассказывал историю, они такие: "Ничего себе!" И как-то так сразу ее поняли. Даша такими глазами смотрит: "Значит, я буду отображать детскую радость?" Я говорю — да, а у тебя, Ваня, другая радость, тебе надо эмоцию эту на себя надеть, прочувствовать.
— Но там от музыки пошла история?
— Все совпало. Я сам папа, прохожу рубеж середины жизни, наблюдаю за ребенком и за своими родителями — бабушкой и дедушкой. Отцу когда звоню и спрашиваю, как дела, он теперь отвечает: "Да так, сын, по-стариковски. Какие радости у меня? По внуку сильно скучаю". И я понял: можно рассказать о человеческом счастье, которое для каждого возраста свое. Тут попадается Илья Мазо со своим вопросом "Нолик, яичко, птенчик, единичка". Что первое — ноль или единица? А потом слушаю: "Завтра приедет внученька, буду ей варить курочку". Подходит. "Встану среди ночи, приму таблеточку". Так, про дедушку нашли. И потом во второй части у них встреча, он ее на радостях подкидывает, они идут гулять, и в песне поется — "Какой сегодня день, густое небо рвут лучи".
— Дети чувствуют эмоции взрослых.
— Да, я потихоньку так их готовлю. А предыдущая программа у нас с ними была об отношениях с токсичной женщиной, чтобы вы понимали. Много с ними об этой программе разговаривал. Говорю: Ваня, запомни, женщина, которая очень сильно переживает, в любом случае доведет тебя до своего состояния. Но в этом есть плюс: когда ты будешь в ее депрессии, ты будешь знать, как из нее выходить. Выйди из нее сам — и поможешь ей выйти. Станешь для нее героем-спасителем.
***
Тренер Егор Закроев и хореограф Сергей Плишкин (справа)
— Сама постановка как творческий продукт для вас порыв души?
— Для меня однозначно да. Иногда сначала возникает задумка, желание рассказать о чем-то. После этого ищу к этой задумке музыку, чтобы все это было понятно и для исполнителя, и для восприятия зрителем. Долго, бывает, ищу. Но иногда и музыка навевает какие-то переживания.
— Как тогда быть с дедлайном? Когда требуется поставить программу к определенной дате, а порыва души все нет.
— Бывает такое. Иногда люди обращаются за программой, я спрашиваю, какие сроки, а мне говорят — "вчера". Тогда я в основном отказываю. Мне очень не хочется делать спешный, некачественный продукт. Но, естественно, никуда не деться от ситуации, когда ты приезжаешь в Новогорск на сборы и у тебя по плану восемь программ за три недели. И по-другому никак: ребята из Перми, я из Москвы, а федерация предоставила лед именно в эти сроки. Конечно, я готовлюсь заранее. Но иногда план А не срабатывает. А потом и план Б не срабатывает. Прихожу, начало есть, элементик пошел, а вот эта поддержка не идет. Восемь часов потратили на нее, и не идет. Пробуем другую, вроде более-менее, но мне самому уже не нравится, не в контексте. С третьей все получилось, но сколько потрачено времени — и выходит, что пара, которая стояла следующей в очереди, уже подзажата.
Приходится практиковать такие вещи, как ночные постановки. А что делать? Спортсмены за тобой закреплены, ты им ставишь программы уже не первый год, к другому хореографу они идти не хотят. Тогда приходится работать в таком режиме.
— Но банальность-то ставить не хочется…
— Конечно. Бывало, поставишь половину программы — и не нравится. Не так оно село на людей, как я планировал. Да и музыка не так уже звучит, как хотелось бы. Я здесь стараюсь быть честным по отношению к себе и спортсменам. "Фигня, — говорю. — Давайте по новой". Полностью все переделываю – музыку, задумку… И потом не жалею, понимаю, что был прав.
— А если спортсмен скажет, что фигня?
— Бывает. Вначале борюсь. Снимаю его со стороны, говорю: посмотри, как по музыке ложится. Если устаешь — прикатаем. А если через неделю тебе будет так же плохо, некомфортно заходить на элементы — тогда да, предложу альтернативу.
Чаще всего борюсь — и не зря. Но когда понимаю, что за мной ошибка… Мне повезло в этом, что ли, я не чувствую себя королем, умею эту ошибку признать. "Да, был неправ, лажа". И в этот момент смотришь в глаза спортсмена — и видишь, как они наполняются еще большим уважением к тебе. Он понимает, что со мной можно вести диалог. И так появляются доверительные отношения — что, кстати, большой процент успеха.
***
— В фигурном катании среди болельщиков давно существует шутка: надо на законодательном уровне запретить брать "Кармен" и "Адажио" Альбинони. Я бы еще добавил "Самсона и Далилу" и "Тоску": все это такие темы, на которые берут и делают программы по лекалам и шаблонам. Согласны, что эта проблема есть?
— Согласен, что это есть, но я не назову это проблемой. Ну есть "Кармен", классная и понятная классическая история. Кто-то хочет это скатать — да пожалуйста, почему это надо запрещать? Не нравится — не смотри.
— Если вам кто-то предложит поставить "Кармен" — согласитесь?
— Очень сильно подумаю. Справлюсь ли с этой задачей. Были в истории фигурного катания крутые "Кармен" — стоит ли мне туда лезть? Были и классические постановки, и авангардные. На этом поле, так сказать, уже сильно покосили — осталось ли там тебе что-нибудь?
Тренер Александр Жулин и российские фигуристы Дмитрий Соловьев и Екатерина Боброва
— Многие очень уважаемые люди в фигурном катании считают, что танец, с которым пара пойдет выигрывать золото, должен быть статусным. Говорили, например, что ошибкой для Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева и их тренера Александра Жулина было ехать на Олимпиаду в Сочи с авангардным танцем про сумасшедших — на фоне величественного "Лебединого озера", которое выбрали Елена Ильиных и Никита Кацалапов, в итоге оказавшиеся на пьедестале. Представьте, придет ваше время ехать на Олимпиаду с топовой парой — и вам скажут: "Да какой "Бал пороков!"
— Да запросто могут так сказать. Олимпиада раз в четыре года. Могу ли я как хореограф рисковать мечтами других людей, ставить на кон чью-то медаль? Нравится думать, что я дорасту до такого уровня, что у меня в голове будут такие рассуждения. Но уже сейчас, забегая вперед и просто представляя эту картину, понимаю: не смогу себе этого позволить. Если надо будет поставить что-то такое, чтобы всем понравилось, что-то понятное и читаемое — мы приедем на контрольные прокаты, и все специалисты скажут: "Лебединочка" — бомба! А вот этой паре ты, конечно, намудрил". Это же судьбы людей, очень серьезно.
— И сами Аня с Егором могут сказать: мы такие красивые, сделайте нам на Олимпиаду "Лебединое"!
— Могут. Но ведь на самом деле "Лебединка" у Ильиных и Кацалапова классная была. Это была не классическая балетная хореография, там были вкрапления хорошего, спортивного катания, мощные поддержки, которые ты вряд ли в балете увидишь, — чтобы девчонка уперлась пуантами в грудную клетку мужчине, а он ее пронес. Разные ведь есть варианты. Например, взять ту же "Кармен" и интерпретировать ее по-новому, как сделали Вирчу и Мойр. Музыкальное сопровождение, которое с первых нот всем известно, в либретто никто не нуждается. Но в то же время новое прочтение.
Но в данный момент мне хочется поискать. Мне хочется попробовать. А вдруг зритель будет нуждаться именно в том, что я найду!
Тесса Вирчу и Скотт Мойр
— Марина Зуева рассказывала, что постановку под Малера для Вирчу и Мойра, с которой они выиграли Олимпийские игры в Ванкувере, она вынашивала несколько лет. Может быть, и у вас уже есть программа мечты, с которой вы хотите вывести спортсменов на олимпийский лед?
— У меня была программа, которую я мариновал семь лет. Это "Холод" для Ани и Егора. Ждал, когда же появятся исполнители. Подумал, что на этих ребятах можно попробовать. Мне эта программа понравилась, насыщена была связками. А что касается Олимпиады — конечно, хочется поставить такую олимпийскую программу, о которой люди будут долго помнить. Я знаю, что мне есть что сказать. И хочется, чтобы меня услышали. Почему бы не стать законодателем мод? Вдруг люди не захотят смотреть "Кармен", когда программы будут рассказывать что-то новое. И они будут либо что-то понимать, либо видеть свое. А вдруг зритель давно этого хочет — но не узнает, пока это ему не предложит кто-нибудь? Может, я, почему нет?
Я только в начале своего пути. Но мне нравится думать, что хоть у кого-то наше совместное творчество имеет отклик. А если мое слово будет подкреплено олимпийскими медалями — это будет очень красивая история.