Фигурист Андрей Ежлов за несколько лет прошел путь от артиста цирка до чемпионатов России. Со своей партнершей по танцам на льду Софьей Шевченко он шаг за шагом подбирается к призовой тройке, несмотря на объективные трудности. В интервью РИА Новости Ежлов рассказал, как математика помогает ему в спорте, в чем связь его цирка и "Норд-Оста", а также почему вместо капитанской повязки в футбольном "Локомотиве" он выбрал фигурное катание.
- В этом сезоне неоднократно замечали, что вы единственный из вашей команды, кто подсчитывал итоговые результаты в уме практически сразу после того, как на табло загорались оценки за произвольный танец. Это вы просто так хорошо знаете математику или штудируете все оценки заранее?
- Нет, вообще не штудирую. Это само на подсознании вылезает. Просто я очень быстро считаю и понимаю сразу, сколько сотых, десятых и каков отрыв. В целом, я математику очень люблю. Хорошо написал ЕГЭ.
- На сколько баллов?
- Профильный экзамен на 86 баллов, но я целенаправленно к нему не готовился. Это у меня идет от мамы, она закончила Высшую школу экономики. Она мне все рассказывала, показывала и объясняла. Ни одного репетитора у меня в школе не было — только мама и мой хороший школьный учитель Валентина Ивановна. Быть может, после спорта, лет через 7-10, задумаюсь над получением второго высшего образования в экономической сфере.
Я даже сейчас люблю порешать олимпиадные задачи. Они очень хорошо развивают работу мозга — не в математическую сторону, а в принципе. Так что 1-2 задачи в день я могу прорешать, это очень полезно. Иной раз выходит информация о появлении новой олимпиады — захожу, смотрю, в чем разбираюсь, а что можно подтянуть. Становится интересно, начинаю углубляться, изучать.
- При этом в детстве вы совмещали и учебу, и спорт. Даже несколько видов спорта.
- И учебу, и фигурное катание, и футбол, и работу в цирке "Аквамарин". В нем я проработал с 8 до 16 лет.
- Что это был за цирк?
- Это цирк танцующих фонтанов на Дубровке. Думаю, всем известно про 2002 год, "Норд-Ост"…
- Цирк находится в здании, где был теракт?
-Да, это ровно то здание. И что самое удивительное — в то время, когда я там работал, внутри здания практически ничего не сделали. По крайней мере мне это так запомнилось. То, что там произошло, оставалось едва ли не в неизменном виде. Дыры от пуль в потолке, в стенках…
Был у нас там так называемый подвал — внутри примерочная и все в таком духе. И в этом подвале были следы годами засохшей крови. И это прям ужас.
- В смысле — кровь? Та самая, с тех событий?
- Да. Ощущения смешанные… Я причем это все заметил только спустя несколько лет работы. Решил спуститься в подвал и посмотреть, что же там интересного. Пошел не привычным путем, а как бы обогнул. Стало реально не по себе.
До этого я вообще не знал, что там произошло. Ну а что, с другой стороны, мне всего-то лет 10 было, откуда знать… Потом полез изучать, посмотрел очень много документалок. Очень это все задело за живое. Но подчеркну еще раз, что это только мои воспоминания. Не исключаю, что за годы что-то могло исказиться.
Проработал я там с 8 до 16 лет. Концепция цирка была такая — вода, бьют фонтаны, светомузыка. Лежит ковер. Он поднимается — под ним лед. Ковер опускается — льда нет, начинают работать жонглеры, акробаты, эквилибристы, воздушные гимнасты. Мне кажется, все было очень круто — и лед, и пол, и вода. В один момент у нас в воде работали настоящие морские котики.
Время в цирке дало мне большой опыт в плане работы на публику. Там было порядка 1300 зрительских мест, и практически каждый раз трибуны были полные.
© Фото : соцсети Андрея Ежлова
Андрей Ежлов
- Как часто выступали?
- Как раз месяц назад стало интересно, сколько шоу я отработал на льду и в цирке. Получилось больше 3000.
- И сколько из них в цирке?
- Где-то 2,5 тысячи. Может, и побольше.
- На правах математика посчитайте, пожалуйста, это сколько в год?
- В районе 320-340. Можно сказать, каждый день. Во вторник, четверг и в пятницу шоу были в 7 вечера, по субботам и воскресеньям – по два в день, в 12 часов дня и в 6 вечера.
- А когда вы вообще тренировались?
- Распорядок дня был такой — утром встаю, папа везет на тренировку. В 6:45 начинается лед. Перед этим он отвозил мою старшую сестру, затем меня. Каждый день вставал в 5:30 для этого. Папу жалко было очень… Спасибо ему за это большое!
Так вот, откатал лед, потом еду в школу — там сижу 3-4 урока. Затем еду на второй лед. Потом сходил в зал — и на футбольную тренировку. Оттренировался — поехал в цирк. Отвыступал там — лег спать. И где-то между этим всем надо успеть сделать уроки. В основном во время представлений в цирке. Шоу шло часа 3 примерно, и вот где-то в перерывах между выходами минут по 15 занимался.
В общем, цирк мне подарил огромный опыт…
- И полное отсутствие свободного времени?
- Скорее все остальное мне его подарило. В цирке, наоборот, я многому научился. То же сальто — оттуда. Лет в 9 я его прыгнул на полу и 31 декабря 2020 года сделал его на льду. У меня была цель до конца года прыгнуть сальто — в итоге получилось.
Лед был маленький, в среднем 1/3 от стандартной ледовой площадки. Может, даже меньше. Разбегался я на него еще за кулисами и вылетал на лед. В целом, места хватало.
- Параллельно вы еще и в футбол играли.
- Да, за московский "Локомотив". С 7 до 12 лет. Вообще футбол до сих пор меня не отпускает, я периодически выхожу играть. Продолжительное время работал судьей. Лет на 5 у меня был перерыв от футбола, и в итоге решил, что надо как-то восполнить — и пошел в судейство. Вышел на неплохой уровень — ЮФЛ, КФК, молодежная лига.
Где-то 17-18 лет мне тогда было. Потом мы встали в пару с Соней, и тогда времени на судейство хватать перестало. До этого так или иначе я в этом всем работал, но затем тренировки стали более интенсивными, все же другой уровень — выход в мастера, более сложные программы… Времени на восстановление не оставалось, и я расставил приоритеты. Но если вдруг было бы время, я бы еще посудил.
- Вы говорили в нашем прошлом интервью, что хотите играть в Медиалиге.
- Да. Скажу больше — мне даже прилетало несколько предложений, одно из них от действительно крупной команды. Я пока не согласился, но мы договорились, что меня имеют в виду. Возможно, потом, после какого-то успеха в фигурном катании… Или когда возникнет ощущение, что я вышел на такой уровень, когда могу позволить себе заниматься не только фигурным катанием. Тогда я обязательно буду играть.
Софья Шевченко и Андрей Ежлов
- При этом Медиалига — это ведь скандал.
- Но еще и футбол!
- Но скандал, кажется, в не меньшей степени.
- И тем не менее это какой-то шанс возродить карьеру футболиста. Мне кажется, я неплохо играю, хочется себя и в этом показать. А скандал — ну а куда без него? Возьмем Неймара того же — он один из моих любимых футболистов, но с ноткой скандала все-таки.
В целом, я готов к скандалам. Готов играть по их правилам. Но это строго после достижения поставленных целей в фигурном катании.
- С судьей подраться, например…
- Это провокационный вопрос!
- И тем не менее перейдем к нему. Кажется, многие заметили, что вы довольно интересно отреагировали на оценки за ваш с Софьей Шевченко произвольный танец на этапе в Красноярске. Воздушный поцелуй от вас кому-то улетел… Кстати, кому?
- Фанатам. Но если серьезно — мне кажется, в этой реакции не было ничего такого. Это больше недовольство собой, что я проиграл какие-то сотые. Мог поддержку сделать побыстрее, вращение, в дорожке не ошибаться. В этом и есть те сотые, которые я проиграл.
- Но если совсем серьезно, это же нормально — не хотеть проигрывать. Не понимаю, почему в фигурном катании это так стигматизируется.
- Да, это спортивный характер. Мне кажется, если ты, наоборот, смотришь на оценки и видишь, что проиграл полбалла, и в ответ на это говоришь "О, прикольно, пойду дальше!", то ты не совсем спортсмен. Как бы там ни было, если ты не на первом месте, ты в любом случае проиграл.
Так что эти возмущения не адресованы судьям даже, как многие могли подумать. Это больше себе, что я проиграл.
Софья Шевченко и Андрей Ежлов
- В футболе за какую команду болеете?
- За ЦСКА.
- Как так? Играли же за "Локомотив".
- Просто папа болеет за ЦСКА.
- Почему тогда не за ЦСКА играли?
- На самом деле мы с папой ходили в ЦСКА на просмотр. Очень хорошо запомнил тот день, хотя лет мне было всего ничего. Вышли на тренировку — а у меня бутсы "сороконожки". Тренеры говорят — "нужны шиповки", а шиповок у меня тогда не было. На это нам ответили, что я тогда им не нужен. Даже смотреть на меня не стали.
После этого мы на следующий день пошли в "Локомотив", и там меня сходу взяли с руками и ногами. Я был капитаном, затем доигрывал в "Локо-2", где тоже капитанил. А после в 12 лет встал выбор — либо футбол, либо фигурное катание.
- Как можно в этом случае выбрать фигурное катание? Футбол и по медийности выше, и в денежном плане.
- Согласен со всем. Но я тогда рассуждал на перспективу — в фигурном катании их было больше. Помню, лет в 8 с небольшим с денег, заработанных благодаря фигурке в цирке, купил сам себе здоровый такой телефон. Ходил с ним, всем показывал — смотрите, я сам заработал!
Это такой кайф — когда ты в детстве можешь себе что-то позволить сам, не прося у родителей. Естественно, в такие моменты начинаешь думать, что в этой отрасли, выходит, перспектив больше. А футбол — ну, сейчас поиграю, через годик закончу академию, а дальше что? "Локомотив" на тот момент ничего не предлагал. Мы же все малые были.
А дальше — в 13 ты выпускаешься, идешь в ЮФЛ. Если повезет — потом идешь в молодежку, если не сломаешься. Из молодежки, если опять же повезет, можешь попробовать куда-то пролезть. И то закинут тебя в пятую лигу… Оттуда тяжело выкарабкаться.
Софья Шевченко и Андрей Ежлов
- Как вас в танцы-то занесло вообще?
- Здесь опять же дает о себе знать цирк. Я катался там с девочкой лет в 10. Затем, когда уже ушел отовсюду, цирк закончился, мне лет в 16 пишет эта девочка — давай попробуем в танцы? Я тут как раз катаюсь сейчас у Олега Волкова без партнера.
Я пришел, мы покатались. После первой тренировки у меня отвалилось все, что только могло. Честно скажу, что до этого я танцы на льду не воспринимал — думал, ну что это такое… Но затем, когда сам попал туда, я понял, насколько это тяжело. И что танцоры — настоящие фигуристы, скользисты. Нет, одиночники — крутые ребята, не спорю, я восхищаюсь ими. Но именно с точки зрения скольжения танцы — другой уровень.
После первой тренировки мы встали в пару, нам поставили программы. Разряды у меня все сгорели, так как до этого я фактически заканчивал со спортом. Пришлось заново сдавать тесты на первый спортивный — петельки эти… В итоге все восстановил. А затем на каком-то старте ко мне подошла Елена Станиславовна (Масленникова) и сказала, что со стороны видно, что я немного перерос, надо менять. После я встал в пару с Ксюшей Мелкумовой, где-то полгода мы покатались, но с точки зрения техники было уже тяжеловато.
Ну а потом через некоторое время ко мне на тренировке подъехала Соня и сказала, мол, не переживай, скоро у тебя будет хорошая партнерша. А затем она предложила мне встать в пару — вот и встали. Так и танцуем. И собираемся танцевать.