Станет ли Алина Загитова, выигравшая в Пекине свой первый взрослый этап Гран-при, главным открытием олимпийского сезона? Специальный корреспондент "Р-Спорт" Елена Вайцеховская рассуждает в блоге спортивной редакции о шансах дебютантки, попутно объясняя, почему россиянкам, и не только им, стоит все-таки опасаться канадку Кейтлин Осмонд, и высказывает предположение, что Габриэлла Пападакис, установившая со своим партнером Гийомом Сизероном очередной мировой рекорд в танцах на льду, в своей прошлой жизни была хамелеоном.
По восточному календарю у каждого года всегда есть свой цвет. Сейчас можно усмотреть некий знак судьбы, что 15-летняя Алина Загитова появилась на взрослой арене в год Огненного Петуха. И по закону жанра появляться на публике ей, конечно же, следовало в огненно-красном наряде.
С того самого момента, как фигуристка выиграла прошлогодний Финал юниорского Гран-при в Марселе, выполнив все семь прыжковых элементов во второй половине программы, ей была уготована постоянная заочная конкуренция с Евгенией Медведевой. Точно так же, как на саму Медведеву долгое время проецировался спортивный путь Юлии Липницкой – "золотого ребенка" Сочи, выигравшего золотую олимпийскую медаль в командном турнире. Удивляться тут не приходится: все трое – выходцы из одной и той же спортивной группы, одинаково яростно нацелены на совершенно конкретный результат – олимпийское золото, понятно, что каждая последующая спортсменка повторяет опыт предыдущей – просто на более качественном витке.
И все-таки Загитова в этой связке стоит особняком. Попробую объяснить, почему.
Есть такой хореографический прием, когда маленьким девочкам ставится программа, абсолютно не соответствующая их возрасту. Условно я бы назвала это игрой в "Кармен". Получается очень мило и трогательно: примерно, как смотреть на маленькую девчушку, балансирующую перед зеркалом на маминых каблуках.
В Китри Загитовой (эту произвольную программу, на мой взгляд, уже сейчас можно смело номинировать на постановку года) с самого начала не было ничего детского. Была женщина. Крошечная, но прекрасно понимающая глубину и силу собственного обаяния. За год Алина чуть подросла, и программа зазвучала еще мощнее.
Подобного эффекта не было, пожалуй, даже у знаменитого олимпийского "Списка Шиндлера" Юлии Липницкой. Та программа прежде всего передавала образ ребенка. Рано повзрослевшего, настрадавшегося – но ребенка. Поэтому, подозреваю, до такой степени девочка в красном пальто и полюбилась миру. "Красная балерина" Загитовой (так фигуристку уже начали именовать иностранные журналисты) совершенно иная. Более жесткая, более опасная и абсолютно выигрышная: вряд ли в какую иную постановку можно было бы вписать практически один за одним семь прыжков, чтобы не возникло ощущения дисбаланса. Загитовой и ее хореографу Даниилу Глейхенгаузу это удалось. В этом им сильно помог Минкус.
Если бы состязание спортсменок в одиночном катании оценивалось только по техническим составляющим, соперничать с дебютанткой взрослого льда было бы проблематично даже для двукратной чемпионки мира Медведевой. Базовый набор Загитовой более сложен, совокупная оценка за технику, полученная на этапе в Пекине, оказалась выше, нежели у Медведевой на этапе в Москве. Там, правда, Женя упала, но не стоит сбрасывать со счетов фактор "домашнего" судейства: отношение к двукратной чемпионке мира было настолько лояльным, что за компоненты ей были выставлены три "десятки", несмотря на пункт в правилах, категорически запрещающий это делать, если программа была исполнена с падением.
Нет, я вовсе не хочу принизить заслуги сильнейшей и наиболее стабильной на сегодняшний момент фигуристки мира. Но хочу напомнить: если год назад никому и в голову не приходило, что на одну доску с Медведевой можно поставить какую-то другую фигуристку, то сейчас такие спортсменки появились. Причем появились они прежде всего благодаря самой Жене: пока она рвалась вперед, попутно круша на своем пути мировые рекорды, остальные просто шли следом, неусыпно держа лидера в прицеле. Сейчас же у каждой из преследовательниц появились свои козыри: у Загитовой – невероятная сложность и блестящая хореография, у японки Вакабы Хигути и канадки Кейтлин Осмонд – потрясающее скольжение и не по-девичьи пролетные прыжки, да и в сложности своих программ они не сказать чтобы сильно уступают россиянкам. После победы Осмонд на домашнем этапе в Реджайне ее "Черный лебедь" был подвергнут жесточайшей хореографической критике, хотя обращать внимание, на мой взгляд, стоило на совершенно другие вещи. На сумасшедший темп – настолько высокий, что спортсменка не всегда с ним справлялась, на предельно короткие заходы на прыжки, на сами прыжки, которые вписаны в программу так, словно являются частью дорожек, а не отдельными элементами.
Примерно так же прыгает в своей произвольной программе Загитова. Самый большой "минус" дебютантки заключается в том, что, по второй оценке она пока еще несравнима с Медведевой: "компонентная" разница между этими двумя фигуристками в ходе прокатов на этапах Гран-при составила почти восемь баллов. Но тут имеет смысл вспомнить, что свой первый взрослый сезон осенью 2015-го Женя начинала победой на этапе Skate America и оценкой за компоненты 67,16. А спустя пять месяцев на чемпионате мира в Бостоне вторая оценка выросла до 72,34.
Сумеет ли Загитова добиться по ходу сезона подобного прогресса? Думаю, да. В этом случае нам останется только наблюдать, у кого из двух россиянок на главных стартах окажутся более крепкими нервы – при том, что на место в олимпийской сборной, помимо Медведевой и Загитовой, будут способны претендовать еще пяток одиночниц. Хотя сейчас крайне сложно поверить в то, что Медведева и Загитова позволят вмешаться в свою дуэль кому-то еще.
Аналогичная дуэль наблюдается в этом сезоне и в танцах на льду. Двукратные чемпионы мира Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон, выиграв турнир в Пекине, восстановили статус-кво: вернули себе рекордное достижение и первыми в мире перешагнули отметку в 200 баллов. Есть подозрение, что экс-рекордсменам мира, олимпийским чемпионам Ванкувера Тессе Вирчу и Скотту Мойру будет достаточно проблематично возвращать себе пальму первенства: следующий старт Пападакис и Сизерона запланирован во Франции, в родных стенах, в то время как канадцам предстоит выступить на следующей неделе в Японии.
Парадоксально, но несмотря на две победы французского дуэта в чемпионатах мира, есть множество людей, кто совершенно не готов признавать пару уникальной. "Не едет" и "катается на двух ногах" - это, пожалуй, самое мягкое, что можно услышать в адрес партнерши даже после столь феерических прокатов, как тот, что был в Пекине. Так ли это?
В свое время мне запомнился разговор на эту тему с известным продюсером, а ранее – незаурядным танцором Ильей Авербухом. Он откровенно признался, что в мире фигурного катания всегда было принято подхватывать любые негативные оценки и мнения, хотя бы раз высказанные в прессе или по телевидению. Сказал, допустим, комментатор, что спортсмен недостаточно хорошо скользит или недокручивает прыжки, на следующий день это начинают передавать из уст в уста все, кому не лень. Так навешиваются ярлыки, от которых потом очень трудно избавляться.
Придирки публики к одному из партнеров в танцах на льду тоже не редкость: подобная критика высказывалась еще в адрес нынешнего президента российской Федерации фигурного катания и самого первого олимпийского чемпиона в танцах Александра Горшкова – фигуристу ставили в вину то, что он во всех отношениях недотягивает до своей невероятно яркой партнерши Людмилы Пахомовой. В последующие годы объектами разного рода уничижительных высказываний становились Джейн Торвилл, Гвендаль Пейзера, Роман Костомаров, Мэрил Дэвис. Все, замечу, в разные годы выигрывали Олимпиады, так что уже один этот факт заставляет задуматься: а так ли уж критично, когда один из танцоров менее ярок или талантлив, нежели другой?
Талант Пападакис заключается, на мой взгляд, в невероятной способности чувствовать партнера. Поставь Габи спиной к Гийому, завяжи ей глаза, включи музыку, и я уверена, она начнет двигаться в такт, до мелочей повторяя каждое движение, каждый жест. Если поверить в реинкарнацию душ, я бы вообще предположила, что в своей прошлой жизни эта удивительная гречанка-француженка была хамелеоном: грациознейшей ящерицей, способной сливаться с любым предметом, едва его коснувшись. Поэтому и не исчезает парадоксальный эффект: французы третий сезон катаются в одном и том же стиле, а мир смотрит на это, затаив дыхание. Скажу больше: доброй половине зрителей в этот момент вообще безразлично, что именно фигуристы делают ногами.
С ногами, кстати, там давно все в порядке. Даже если на чей-то взгляд Пападакис не слишком хорошо катит по льду, это всего лишь одна из пяти категорий в оценке за компоненты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.