В понедельник, 16 июля отмечает 80-летний юбилей прославленный советский фигурист Олег Протопопов, двукратный олимпийский чемпион в паре с Людмилой Белоусовой. Корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко попросил заслуженных тренеров России Людмилу и Николая Великовых, хорошо знавших легенду отечественного спорта, рассказать о своих впечатлениях и эмоциях от общения с ним.
- Людмила Георгиевна, Николай Матвеевич, с чего началась ваша история знакомства с Протопоповым?
НВ: - У Олега всегда была такая душевная потребность: делиться тем, что у него есть. И для этого он собрал вокруг себя компанию молодых ребят, единомышленников. В ней были очень известные люди: Валентин Николаев, ныне очень известный тренер, в Америке работает, Елена Морозова, Людмила Смирнова, покойный Андрей Сурайкин. Еще несколько человек, чьи фамилии, наверное, сейчас ничего никому не скажут. И мы с Людой.
ЛВ: - Протопопов часто выезжал за границу – а потом, когда возвращался, показывал такие вещи, которые у нас никто не видел. Как люди тренируются, как катаются. У нас ведь был в то время полный архаизм – методики времен Панина.
НВ: - Олег, человек абсолютно не жадный, бескорыстный, давал нам, голи перекатной, свой магнитофон, проектор, делился записями, пленками. Поддерживал нас во всем. Протопопов катался на маленьком катке, на Васильевском острове, в церкви на набережной. Всего 16х16 метров. Это его был личный фактически лед, он мог там кататься один. Но приводил с собой всю эту нашу банду. Мы выходили оттуда в пене и в мыле, но при этом Протопопов требовал, чтобы мальчики были в бабочке, в белой рубашке и в отглаженных брюках. Эластика тогда еще не было, поэтому к каждой тренировке приходилось гладить штаны. И это нас воспитывало. Эта его школа осталась на всю жизнь.
ЛВ: - Олег нам давал слушать музыку, под которую катался, рассказывал о своих программах, пытался нам передать свое видение фигурного катания. Это дело всей его жизни. Так, как он, никто не воспринимал фигурное катание в наше время. Он был с детства этой "бациллой" заражен, и она его не отпустила до сегодняшнего дня. Протопопов и сейчас на льду, сам катается, кому-то помогает. Потрясающий человек.
- Как мог в то далеко не романтичное послевоенное время появиться такой человек, как Протопопов? Дар свыше?
НВ: - Думаю, что это дар божий. Посвятить всю свою жизнь фигурному катанию, как это сделали Олег и Людмила. У них и детей поэтому не было - все подчинили идее кататься, кататься и кататься.
ЛВ: - Но при этом вокруг Олега были люди, которые направили его по этому пути, не дали пропасть дару. У него мама была балериной. Потом с ним и с Людмилой Белоусовой работала хореограф Галина Кениг, которая многие вещи помогала им ставить, хотя это не афишировалось. Считалось, что они сами были авторами своих программ. Именно Кениг мне очень много про Олега и Людмилу рассказывала. Удивительные люди в работе были. Они могли крепко поругаться, точнее, Олег мог на Людмилу накричать, но как только начинала играть музыка, они моментально входили в образ. Когда Олег катался в ленинградском балете, его очень оскорбляло, что вокруг другие артисты могли курить и пить пиво. Он мне говорил: представить себе не могу, как можно выступать в балете и не подчинять себя режиму? Не быть преданным искусству? Он не понимал, что те люди просто работали и получали деньги. Для него же это была жизнь.
- Эмоции, которые вызывало их катание, наверное, были непередаваемыми?
ЛВ: - Я когда смотрела на их катание, то часто просто плакала: у них невероятная была энергетика. Люди, особенно на показательных выступлениях, воспринимали их катание так же. Это то, что сейчас называют понятием "химия". До них так никто не катался, да и после, если честно, я не могу назвать кого-нибудь, кто мог бы вызвать у меня такие эмоции. Только, понимаю, что это эгоизм - может быть, мои ученики. Евгения Шишкова и Вадим Наумов показывали такое зрелое катание, что я даже иногда смотрела на них со слезами и думала: неужели это я так научила.
НВ: - От индивидуальности спортсмена зависит очень многое. Тренер может только направить, а получится из фигуриста что-то, только если его одарил бог. Иначе катание может быть только вызубрено, не более того. Кстати, Протопопов был в советское время лидером среди фигуристов по количеству поклонников. Фанаты есть у всех спортсменов, но сколько их было у Олега… Популярностью он обладал безумной. Это сейчас легко "фанатеть" - есть масса информации в интернете. А тогда сложно, но все равно за ним огромная масса поклонников ездила на соревнования.
- Правда ли, что чиновники заставляли Белоусову и Протопопова закончить с фигурным катанием?
НВ: - Правда, их подталкивали к тому, чтобы они освободили дорогу молодым. Чиновники раньше были такие же, как сейчас: относились к людям как к мусору. А Протопоповы обладали чувством собственного достоинства. Если им что-то не нравилось, они говорили это в глаза. А на это нужно было тратить огромное количество сил и душевного здоровья. Постоянная борьба, думаю, и подтолкнула их к решению эмигрировать. Но я бы не воспринимал это решение однозначно с сожалением. Ничего однозначного в мире вообще не бывает. С другой стороны, наверное, их отъезд за рубеж продлил им жизнь. Сейчас все с ними хорошо. Но они живут в своем мире. Закрылись для всех. У них были попытки приехать в Питер и выступить здесь, в 2000-х годах. Но, видимо, они не получили той отдачи, которую ожидали. Хотя можно было их именно в этот момент принять, обласкать. Но никто этого не сделал, потому что это никому не было нужно. А они себе цену знают.
- Если бы Протопоповы все-таки сблизились в тот момент с Россией, пошло бы это нашему фигурному катанию на пользу?
НВ: - Трудно сказать. Сейчас фигурное катание очень изменилось. Ничего от стиля Белоусовой и Протопопова там не осталось. Главенствуют счетоводы: сколько оборотов нужно сделать, чтобы получить уровень сложности.
ЛВ: - Тодес красиво можно сделать только полтора оборота - а некрасиво три. И все делают некрасиво, конечно же. Потому что не будет у тебя уровня - ты проиграешь. То же самое и с поддержками.
НВ: - С новыми правилами фигурное катание стало новым видом спорта: очень много милых мелочей, каких-то поддержечек, переходов, ушли навсегда. Потому что в нынешнем катании они не ценятся, никому не нужны. Белоусова и Протопопов со своим стилем не получили бы ни одного уровня. Хотя когда-то они делали массу новых вещей, были новаторами. Те же тодесы - его изобретения. Протопопов очень много внес в фигурное катание, но его наследие оказалось не нужным.
ЛВ: - Два года назад, когда я выезжала со своими учениками (Ксенией Столбовой и Федором Климовым) в Америку на соревнования, я встретила там Людмилу. После того, как мои ребята откатались, мы стояли с ней разговаривали, и к нам подошла одна журналистка, чтобы взять у меня интервью, поздоровалась со мной. А Белоусову, представьте, не узнала! Возникла заминка, такая неловкая ситуация, что я даже сказала: ну как же так, не узнать легенду нашего спорта!
- Почему Протопопов не стал тренером? Не захотел?
НВ: - Он хотел только кататься. Дети от спорта устают, а Олег пришел в фигурное катание очень поздно, фактически взрослым человеком. И в любом возрасте хотел выступать. Даже сейчас хочет.
ЛВ: - У Протопоповых даже питание всю жизнь оставалось специальным, спортивным. Когда в начале 1990-х мы встретились, помню, они ужаснулись. Говорят: как ты питаешься? Ты минералы ешь? Я говорю, нет, не знаю даже, что это. Они мне: ну что ты, разве не знаешь, как это полезно?!
- По традиции, последний вопрос - что вы пожелаете юбиляру?
НВ: - Энергии, энергии, еще раз энергии - и столько лет жизни, сколько хочется.
ЛВ: - И чтобы они знали: у нас их помнят, любят. И ждут