Российский фигурист Дмитрий Алиев выиграл серебро Финала юниорского Гран-при, бронзу юношеских Олимпийских игр, но был этими наградами недоволен. Почему? Становится понятно из детальной жизненной беседы 16-летнего спортсмена и корреспондента агентства "Р-Спорт" Анатолия Самохвалова. Алиев получал скакалкой от отца, "люли" от тренера, бил в нос гопнику и вырос в мечтателя, "стреляющего" в нужном месте в нужное время.
Когда в обойме остался один патрон…
- Дмитрий, в Лиллехаммере было осознание, что когда-то там были "взрослые" Олимпийские игры, которые выигрывал Алексей Урманов?
- Да, атмосфера по-настоящему олимпийская там была.
- Этот год многих бывалых фигуристов опускает на землю благодаря невероятным прокатам Юдзуру Ханю и новым техническим заявкам вроде шести четверных от Цзинь Бояна. С чем вы, юниор, входите в эту сферу во время бума гениальных трюков?
- Да, у верхней элиты безумный уровень катания. У Юдзуру Ханю, у Патрика Чана, у Хавьера Фернандеса он есть. А у меня нет выбора. Мне остается только одно: добиваться таких же результатов. Уходить? Меня цепляет фигурное катание, мне постоянно хочется кататься, кататься и кататься. А чистое катание – это вообще бальзам. После такого я не могу уйти со льда. Не случайно я выбрал фигурное катание, хотя неплохо бегал на лыжах. Я люблю его. Поэтому у меня нет каких-то пугливых эмоций при виде Ханю. Самое главное – это ощущение качественного сезона. Если оно внутри тебя, то тебе совершенно неважно, с кем тебя сравнивают и какие прогнозы по твоему поводу расписывают. Ты получаешь удовольствие от сложного элемента и на следующее утро приходишь на каток с мыслью сделать программу еще сложнее. И во время процесса ты понимаешь, что до того уровня, на котором катается Юдзуру, можно дорасти.
Ханю - велик: японец выиграл Финал Гран-при с мировым рекордом. ФОТО >>>
- Прыгать, как он, и быть при этом органичным в программе – это реальность?
- Нужно ставить цели, но не смотреть вперед.
- Интересный подход.
- Я смотрю на каждую ближайшую ступенечку и просто знаю, что за ней будет другая. Но прямо сейчас мне не важно, насколько она крутая. Главное - работать и хотеть.
- Но не смотреть вперед – это не мечтать, да?
- "Здесь и сейчас" еще говорят в контексте сиюминутных побед, которые нельзя откладывать.
- Тоже верно. Стрелять нужно в нужный момент и в нужном месте. Когда в обойме остался один патрон… То есть когда в программе остался один элемент, ты дергаешь себя: только здесь и сейчас ты стреляешь, ты делаешь его и встаешь на пьедестал.
Серебро Алиева и пары Лобода/Дрозд в Финале юниорского Гран-при по фигурному катанию. ФОТО >>>
- Этот последний раз на курок надо нажать с холодной головой или, наоборот, со страстью?
- А это кто как обучен. У каждого разные эмоции во время проката. Кому-то по душе на разрыв аорты бомбануть. И получается! А кому-то - аккуратно, с холодной головой и чистенько. Потом выкатил и докатываешь. Это тоже путь.
- Каким вы ходите?
- Я – спокойным. Но если завожусь во время программы, то гасить эмоции, которые пришли сами - опасно, и тогда я тоже финиширую на разрыв аорты. Бывает, устал, но понимаешь, что делаешь все хорошо, музыка бьет финальными аккордами, публика ликует, и тогда у тебя сил еще больше, чем в начале проката. Чем даже вчера перед короткой.
- Но когда "физика" на исходе, холодную голову трудно включить.
- Есть такое. Силы тебя покинули, и собраться невероятно тяжело. Опять-таки лезет мысль о последнем элементе, а за ней предательская - "решается моя судьба", а там еще сотня лишних идей, врезающихся в голову за две секунды. И ты пытаешься удержаться. Что тут сказать, мне еще нужно научиться владеть собой в отсутствие физических кондиций.
"Я аккуратный и собранный"
- Самая коварная ошибка, которая выбивает хуже некуда?
Российские фигуристы пока уступают иностранцам в скольжении - Алиев >>>
- При этом после ошибки нужно еще уметь считать элементы, чтобы не остаться без недоделанного.
- Это приходит с опытом. Прыжок сделал, первый – чисто, второй сорвал, но быстро составил план, сообразил, куда прицепить сорванный элемент, и катаешь дальше.
- Вы дружите с замечательным израильским парнем и фигуристом Даниэлем Самохиным, который на всех соревнованиях говорит: "Я здесь для фана". Такой менталитет вам понятен?
Но вообще мне нравится, когда Евгений Владимирович (Рукавицын) и (тренер-хореограф) Ольга Германовна (Глинка) улыбчивые. Если тренер не злой, то и у меня сразу появляется хорошее настроение. А то иногда бывает… Ну да ладно. А с Данькой мы познакомились год назад на этапе юниорского Гран-при в Любляне и спустя три часа уже крепко дружили. Тренировка, автобус, отель – оказывается, этого достаточно для сближения. На турнире я был третьим, он чуть дальше, потом мы встречаемся - опять третьи-пятые результаты, а потом как-то в Риге мы друг другу пообещали: в следующем году отбираемся на Финал Гран-при. И чтоб обязательно вдвоем. А характеры у нас схожие – доделать до конца. В Барселоне мы от удовольствия выполненного улыбнулись.
- От чего Рукавицын бывает злой?
- Никогда не предугадаешь. Может, кто-то выступил неудачно, может, я сам что-то плохо сделал.
- Часто бывает, что во время не самого лучшего элемента от него к дальнему борту уезжаете?
- (Смеется). Может, кстати, и бывает. Раньше, когда я только приехал из Ухты в Санкт-Петербург, точно такое было. 100%. Задание – сделать три лутца. Чувствую, что-то не то, и давай, беговым шагом к противоположному борту. Раз прыгну, два, и хорош. Подъезжаю к тренеру: Евгений Владимирыч, три! Такую злую шутку мне это потом играло. Тренер-то все считал и раздавал мне люлей за это… Но сейчас я изменился. Не получается – сразу к тренеру, и захожу на прыжок перед ним. Тренер – это помощь.
Фигурист Алиев заявил, что психологически перегорел в Финале юниорского Гран-при >>>
Элита свое не отдает
- На тренировках самолюбивые соперники порой друг друга "убивают". Вы ведь тоже самолюбивый.
- Это как у боксеров?
- Нечто похожее, но не так часто, как в боксе. А сейчас в фигурном катании этого и вовсе почти нет, потому что фигуристы стали дружными. Вне льда мы, мальчики, между собой приятельствуем. Поэтому "убивать" в нашем случае – это разминаться упорно и четко. Он на тебя смотрит и хочет повторить, а пока он об этом, смотря по сторонам, думает, он выбивается из колеи. Но в ходу такие хитрости были раньше, и на это тоже необходимо мастерство.
Японский фигурист Ханю победил в Финале Гран-при, обновив два мировых рекорда >>>
- Есть у вас соперник с грифом "принципиальный"?
- Даже пока не знаю, кто именно.
- Как-то давно я перед футбольным дерби "Спартак" - ЦСКА анкетировал двух вратарей – Войцеха Ковалевски и Игоря Акинфеева. Спрашиваю у армейца: если будете проигрывать на последней минуте, пойдете в штрафную соперника? А он мне: "Я "Спартаку" не проигрывал никогда! Ни в детстве, ни в юности, и сейчас не проиграю".
- Я еще не того уровня фигурист, который мог бы определиться со своим "дерби". Вот у Юдзуру Ханю очень много рекордов, у него, по большому счету, прямо сейчас нет конкурентов, но когда конкурент появится, он будет что-то новое предпринимать, потому что Ханю – это элита. А элита свое не отдает. И тогда возникает принципиальный спор. Я пока далек от этой компании мирового фигурного катания. Нет-нет, такого соперника у меня еще нет, вот поднимусь, тогда, может быть, его и встречу.
- Но в юношестве наверняка были "зарубы". С тем же Сотой Ямамото.
Фигурист Алиев посетовал, что для победы на ЮОИ ему не хватило одного прыжка >>>
- Если по-попсовому, кого проще достать – Нортуга или Ханю?
- Они оба красавцы, две элитарные личности в разных видах спорта. Ну… сложно ответить. Юдзуру Ханю – бешеный уровень. Петтер Нортуг – сумасшедший уровень. Тяжелейший вопрос.
- Лыжи не снятся?
- Нет. Почти. Раз в год. За две недели до Лиллехаммера я "бежал" гонку на лыжах и выиграл. Не знаю, о чем говорил этот сон, не думаю, что это был намек.
- Раньше о биатлонистах говорили как о неудавшихся лыжниках.
- Для меня биатлон биатлоном, а лыжи – это особый азарт. Я до сих пор переживаю за ребят, которых лично знаю – Андрюшу Парфенова, Стаса Волженцева, который ученик моего отца. Мой брат катается с ними в команде.
"Мне не нравилось, когда меня оскорбляли, но мне нравилось драться"
- Отец жестко воспитывал вас?
- "Косячили"-то как?
- Много было разных моментов, лучше о них не вспоминать, так как нет среди них более или менее приличных.
- Экс-капитан сборной России Алексей Смертин рассказывал, как в барнаульском детстве отец ему запрещал ездить в лифте.
- У меня специальных запретов не было, меня только наказывали за хулиганство.
- За драки стенка на стенку?
- О драках отец особо не знал. Они были, но не стенка на стенку, а один на один с одноклассниками. Я всегда умел постоять за себя. Но у меня была черта – на грубое слово не мог промолчать. Я знаю, что конфликтные вопросы решаются миром, но бывало, что ребята планку перегибали, и словом им ответить было мало. Идет он в своих спортивных штанах, стрижка короткая, а спереди челка такая. Такие никогда не понимали, что они делают. Приходилось проучивать их и себе доказывать, что я не тот, как обо мне говорят. Носы им ломал, зубы выбивал. Мне не нравилось, когда меня оскорбляли, но мне нравилось драться. Очень нравилось. У меня дома были боксерские перчатки, я периодически тренировал удары. Папа у меня владеет тхэквондо, у нас был специальный пуфик, и отец учил меня правильно бить ребром.
- Вот ребро правильное когда вам поставили.
- Точно, на флипе.
- С тхэквондистской школой прыжок во вращение death drop, когда фигурист делает высоченный мах правой ногой, у вас должен быть эталонным...
- В детстве вы тренировались на замерзшем озере. Не проваливались в воду после прыжков?
- Я был слишком маленьким, а лед в Ухте настолько толстый, что можно было спокойно выезжать на машине. На озере я очень быстро научился делать перебежку вперед, пытался из снега делать небольшую дорожку и через нее попрыгать.
- Сейчас туда не возвращаетесь?
- Даже не вспомню, где оно находится. Я и Ухту начал забывать. Но недавно зашел на тот каток, куда я перешел после озера. Это такой простой ангар, внутри две поляны с бортами. Ностальгия нахлынула интересная, достаточно приятная, но главное – в ангаре было холоднее, чем на улице.
- Когда смотрите кинохронику фигурного катания на натуральном льду, не видите в ней себя, детских лет?
- Не вижу, в кинохронике люди катали изящные фигуры, а я на естественном льду бегал как пингвинчик.
- На ком вы росли?
- Когда жил в Ухте и не знал ничего о тройных прыжках, я доставал всех, кого только можно во "ВКонтакте", с просьбой научить меня прыгать. Писал другу, который делал тройной лутц, а он мне: "Вкручивайся на ногу и так далее". Но у меня ничего не получалось… По телевидению смотрел Юлю Липницкую, когда она молодой была. Лешу Ягудина и его программы "Зима" и мою любимую - "Человек в железной маске". Папа уходил на работу, мама садилась на диван и включала телевизор, а я в своей комнате закачивал ролик с Ягудиным и прямо на ковре, в носках, в трусах начинал повторять каждое его движение, выжимая каждый шаг практически до состояния точь-в-точь. Потом он заходил на тулуп, и я имитировал, что тоже взлетаю в три оборота. Но не взлетал. Так продолжалось каждый день – имитировал, имитировал и не уставал, и не надоедало. После шагов – вращения: я вертелся и сносил комоды.
- А на льду?
- "Человек в железной маске"? Этот шедевр мог исполнить только Ягудин. Его не повторит никто.
- То есть на 50-летнем юбилее Ягудина вы не сможете порадовать его этой программой?
- Можно сделать копию, если ему вдруг будет это приятно, но "Маска" 2002 года из Солт-Лейк-Сити никому не подвластна.
- Вы себя представляете в будущем в некоем "своем" образе?
- В последнее время мне нравится классика, но не игровой вариант, как у Хавьера Фернандеса. Недавно у своего друга, тоже фигуриста нашей группы, услышал музыку и вспомнил о… "Железной маске". Это была не она, но что-то очень похожее. Я как раз заходил на четверной прыжок и почувствовал, как меня эта музыка завела. Думаю, на следующий сезон надо попробовать что-то такое пожестче, из кинофильма, в котором люди пытаются отвоевать свой город, а фигурист – свой прыжок. Такое навевающее "ту-ту-ту"…
- … "Терминатор".
- Типа того. Тело само с коньками срастается и рвется. По-моему, это помогает сначала помечтать, а потом сделать такой важный шажочек, чтоб было, о чем мечтать дальше.