Нападающий "Ак Барса" Никита Язьков в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Вадиму Кузнецову рассказал о том, как играл и дрался в Канаде, вспомнил о встрече с Коннором Макдэвидом и объяснил, как забивал свои первые голы за казанскую команду в КХЛ.
Урок английского
- В 17 лет вы уехали в Канаду играть в юниорскую лигу. Сколько слов по-английски знали тогда?
- "Привет" и "пока". Наверное, больше ничего не знал. Но там стал заниматься с репетитором два раза в неделю и немного подтянул язык. Месяца через три уже мог еду в ресторане заказать, сказать, что меня волнует, с тренерами пообщаться. Интервью давал на английском. Не все слова, конечно, знал, но базовый уровень подтянул.
- Всегда удивляло, почему хоккеисты не учат язык заранее, зная, что поедут играть в Северную Америку? Лень?
- Когда ты учишься в школе, то не думаешь, что поедешь в Канаду. Да и времени особенно нет, чтобы учить что-то. В школе-то особенно не учились из-за тренировок, а английский язык в два раза тяжелее.
Хоккеист "Ак Барса" Язьков хочет играть хорошо, поэтому прогрессирует - Билялетдинов >>>
В Канаде был случай. Я пошел в ресторан с семьей, которая любила острую пищу. Они сделали заказ, а в меню картинок не было, и я не знал, что взять. Говорю официантам, что буду то же самое. Принесли курицу в мексиканском соусе, и я когда ел, то потом истекал. С тех пор понял – надо учить английский.
- До отъезда в юниорскую лигу Онтарио вы провели в Молодежной хоккейной лиге меньше 20 матчей. Почему решили, что вам пора?
- Это было перед драфтом НХЛ. Агент сказал, что есть возможность попробовать себя в Канадской хоккейной лиге (CHL). Я поехал на сборы, провел шесть недель в тренировочном лагере в Ланкастере, вернулся на несколько дней домой и уже там узнал, что меня выбрал на драфте CHL "Виндзор". Со стороны родного клуба запрета и какого-то интереса ко мне не было, и я решил, что поеду.
- Вы говорили, что после драфта планировали оказаться не в "Виндзоре", а в другом клубе. Кто вами интересовался?
- Агент вел переговоры с "Су-Сент-Мари", в котором играл Сергей Толчинский. Я должен был поехать туда, но "Виндзор" меня перехватил.
- Русских, кроме вас, там не было?
- Сначала я был один, а в середине сезона к нам подъехал парень из США с украинскими корнями - Сэм Поворознюк. Он знал русский, и мне уже было с кем пообщаться. А так я по-русски несколько месяцев только по скайпу с родителями говорил.
- Вы были одни в новой стране, другой язык, другой хоккей. Можно назвать это школой жизни?
- С одной стороны, да, но с другой – в Канаде я ни в чем не нуждался, ко мне было отличное отношение. И переводчик был, которому я всегда мог позвонить, так что перестроиться было не очень тяжело. Я не чувствовал, что в чем-то ограничен. Я жил в семье, в том же доме был мой одноклубник, который часто помогал, подсказывал.
Коннор Макдэвид – гений
- Вы играли в одной команде с Джошем Хо-Сэнгом из "Нью-Йорк Айлендерс", которого многие критикуют за сложный характер. Каким он запомнился вам?
- Мы провели начало сезона в одном звене – с ним и Керби Райхелом, сыном генерального менеджера. Неплохо сыграли несколько матчей. В 8 играх у меня было семь очков, но потом поехали на выезд к "Су-Сент-Мари", получили там 0:5, и после этого наше звено разбили. Меня убрали из этой тройки, а больше шансов особенно не давали – только третье и четвертое звено. Там другие обязанности, сами понимаете.
Хо-Сэнг – своеобразный парень, но к ребятам хорошо относится. Может, немного выше себя ставит, но плохого про него сказать ничего не могу. Он классно играет, хорошие данные, отличные руки.
- Вы забили первый гол в лиге Онтарио в матче с "Эри Оттерс", за который играл 16-летний Коннор Макдэвид. Тогда вокруг него уже была шумиха?
- Его много пиарили перед той игрой у нас в команде. Мне говорили, что нужно быть осторожным, ведь это же Коннор Макдэвид. Но он совсем не запомнился, ничего не показал, и я подумал после матча, что за Коннор такой - ничего особенного. Но потом Макдэвид разыгрался и когда к нам приехал во второй раз, то просто творил чудеса. И я уже понял, что он будет звездой.
- В чем его особенность?
- Полный букет – и скорость, и руки, и мышление. Все ходы продумывает наперед. Гений.
- Уже сейчас так можно говорить?
- Да.
- Кто сейчас круче – он или Сидни Кросби?
- Сейчас уже тяжело сказать.
- Никита Кучеров или Макдэвид?
- Кучеров, конечно.
Играть в звене с хоккеистами Наместниковым и Кучеровым - удовольствие, заявил Стэмкос >>>
Ошибся, когда решил уехать в Канаду
- В середине вашего первого сезона в лиге Онтарио в официальном твиттере "Виндзора" писали, что Никита Язьков будет звездой. А следующей осенью вы уехали из команды. В чем причина?
- От меня ждали большего, не все получалось, и отношения в клубе не заладились. Я не показывал того, чего от меня ждали, поменялись тренеры, они взяли другого игрока из Европы. Конкуренция стала еще выше, и получилось, что в один день меня вызвали и сказали: "Мы отправляем тебя домой в Россию, все клубы укомплектованы, европеец никому не нужен". Ладно, поехал домой.
- Устроиться в другой лиге было нереально?
- За неделю до этого разговора агент начал поиски новой команды, но ничего не нашел. Он предлагал мне подождать еще, но клуб уже купил мне билеты, фактически не оставив выбора, и я сказал ему, что не нужно больше экспериментировать. Я решил, что поеду в Россию. Буду там добиваться.
Хоккеисты "Ак Барса" злятся из-за того, что не могут забить в большинстве - Галиев >>>
- Правда, что в юниорской лиге многие играют на статистику, особенно если у них год драфта?
- Канадцы в принципе лишний раз не отдадут пас, а лучше бросят по воротам. Они все нацелены только на бросок, могут в большинстве за минуту бросить по 3-4 раза. Поэтому столько забивают. Это в России все хотят в пустые ворота шайбу завести, красивую комбинацию разыграть. В юниорской лиге идешь на ворота, и все.
- Вы не были выбраны на драфте НХЛ, а какие-то разговоры, интервью с клубами проходили?
- Сборов не было, но скауты приходили, интересовались. Все только на уровне слухов, поэтому ничего не вышло в итоге.
- С какими эмоциями вспоминаете о Канаде сейчас?
- Двоякое впечатление. Больше считаю, что ошибся тогда, когда решил уехать. Часто думаю об этом, спрашивают об этом, и приходит осознание, что это была ошибка. Сама Канада понравилась, отношение к хоккею, к людям великолепное. Чего не скажешь об отношениях на площадке – там они лютуют.
- В сети есть видео того, как вы попали под силовой прием хоккеиста Хантера Смита (https://www.youtube.com/watch?v=FJXQLh7K3fs). И внизу комментарии – "Язьков симулировал", "Язьков нырял". Что там было на самом деле?
- Смит сам с Виндзора, и мы летом катались вместе, знали друг друга. В том моменте у меня шайба немного застряла между коньков, я начал ее искать, потом голову поднимаю, а на меня такая машина летит. У меня даже шлем треснул. Шея поболела немного, я даже потерялся на мгновение. Это самый жесткий хит, который против меня применяли в жизни.
- У вас в Канаде была одна драка – против Дамира Шарипзянова, который сейчас играет в "Нефтехимике". Что вы не поделили?
- Как он мне сказал, его попросили со мной подраться. Когда атака пошла в нашу зону, он встал передо мной и говорит: "Давай драться!" У меня выбора не оставалось. Ничего, нормально.
- В вашем первом плей-офф в Канаде вы играли против "Лондона" Никиты Задорова. Судя по набранным очкам, он там просто всех уничтожал.
- Никита подбирал шайбу у своих ворот, всех обыгрывал и забивал. Такой вот защитник.
Смотрел на Овечкина
- Как родители отнеслись к вашему возвращению в Россию?
- Они были рады, всегда поддерживали меня. Сказали, что ничего страшного не случилось, что не попал в НХЛ. В новокузнецком "Металлурге" меня тоже встретили хорошо. Там сразу сказали, что если не получится, то меня ждут обратно, дорогу домой никто не закрывает.
- Родители у вас не спортсмены? Почему отдали в хоккей?
- Отец у меня зубной техник. Они с мамой жили в Кемерове, а там всегда популярнее был хоккей с мячом. Когда узнали, что у них будет мальчик, то переехали в Новокузнецк, чтобы я мог играть в хоккей с шайбой. Когда исполнилось 4 года, меня сразу отдали в детскую школу "Металлурга".
- Вы сами женились в 20 лет. Довольно рано для нынешнего времени.
- В 21. Я нашел своего человека и не стал тянуть. Супруга хорошая у меня, я всегда спокоен за быт и за дом. Прихожу – меня поддерживает, ухожу – поддерживает. Все хорошо.
- Сейчас для многих мальчишек из Новокузнецка кумиром является Сергей Бобровский. На кого хотели быть похожим вы?
- Папа всегда говорил, чтобы я брал пример с Александра Овечкина. Он тоже праворукий. Отец показывал мне, как Овечкин играет. Говорил: "Смотри, учись". Я смотрел и учился.
- И забили "Куньлуню" в стиле Овечкина. В двух словах расскажите о том моменте. Вы получили шайбу от Василия Токранова, перед вами несколько соперников…
- Мне пас отдать было некому, поэтому я решил попробовать. Получилось, забил.
- Какой была первая реакция на скамейке запасных? "Красавчик"?
- Артем Лукоянов сказал, что играет в одном звене с Ти Джеем Оши.
- Еще у вас был красивый гол в ворота "Металлурга" из Магнитогорска.
- Убежал от всех, смотрю, защитник на полметра отстает. Прикрыл шайбу корпусом, немного потерял равновесие, но смог бросить. Под руку вратарю удачно попал.
- Технически гол в ворота "Торпедо" был самым сложным?
- Да. В той ситуации был острый угол, и нужно было попадать четко. Еще шайбу принял одной рукой. Таких у меня еще в карьере не было голов. Забить в Казани за "Ак Барс" такой гол - это просто вообще. Эмоции зашкаливали.
Не смотрел на фамилии в "Ак Барсе"
- Это ваш первый полный сезон в КХЛ с выездами, с большими задачами. Ощущаете, что это тяжело?
- Конечно, это огромная ответственность. Нужно доказывать в каждой игре, что ты не просто так в составе, что не занимаешь чье-то место. Нужно отдаваться полностью, на победу играть, забивать, делать передачи. Передачи пока не получаются, над этим нужно поработать еще.
- Какой матч запомнился больше всего?
- Против СКА я не играл, но чувствовал эмоции, которые были у команды, у болельщиков. Когда мы победили в овертайме, ощущения были невероятные, хотя я был в запасе.
- Когда узнали о том, что новокузнецкого "Металлурга" не будет в КХЛ, что почувствовали?
- Как в тумане был, если честно. Сидел, читал новости и не понимал, что делать дальше. Вроде была работа в КХЛ, а тут бац – и за секунду ее нет. Долго с агентом думали, что делать, но он сказал, что нужно искать варианты в КХЛ. В таком возрасте нельзя было останавливаться, нужно было расти, и появился вариант с "Ак Барсом". Несколько человек из "Металлурга" купили казанцы. Я даже не задумываясь поехал, не смотрел на фамилии, которые тут играли. Нужно было приезжать и доказывать, что ты вообще в хоккей не просто так пошел, не просто так столько времени в детстве отдал этому.
- Где были самые жесткие условия для игры в хоккей, с которыми вы сталкивались?
- В ВХЛ, в Кургане. В плане организации, даже в плане обычной стирки. Тебе вещи постирают, ты приходишь, а они еще мокрые. Приходится мокрые надевать. Также проживание, питание… Сразу же чувствуется, что уровень не тот. Видно, что лига намного ниже.