Генеральный директор оргкомитета "Россия-2018" Алексей Сорокин в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Александру Рогулеву рассказал об организации как сегодняшней жеребьевки финальной стадии ЧМ-2018, так и о других составляющих турнира, который пройдет с 14 июня по 15 июля следующего года.
Ничего подобного в моей жизни не будет
- До чемпионата мира остается совсем чуть-чуть – какие-то месяцы. У вас у самого уже пришло ощущение, что годы подготовки позади и чемпионат мира вот-вот начнется?
- Есть ощущение чего-то неумолимо надвигающегося - такого большого и всеобъемлющего (улыбается).
- Чемпионат мира – главное дело вашей жизни? Вы, кажется, семь лет уже над ним работаете.
- Да, я занимаюсь организацией турнира с конца 2010 года, а до того была еще и заявка. Есть ощущение, что ничего подобного в моей дальнейшей жизни не будет. Действительно, это самое большое и заметное событие, по крайней мере, на данный момент. Точно могу сказать, что все эти проведенные годы на такой проект совсем не жалко.
- У вас есть чувство удовлетворения работой, которую проделали за эти семь лет? По сути, осталась финишная прямая.
- Нет, потому что это очень опасное чувство. Оно может охватить и навредить. Так можно думать только, когда все закончилось, и если хорошо закончилось. Пока у меня есть ощущение "а вдруг мы что-то забыли". Хотя нам всем кажется, что мы всё учли и принимаем все необходимые приготовления. Поэтому это, скорее, рабочее напряжение и хороший продуктивный тонус, а не чувство удовлетворения.
- Спите плохо?
- Нет, спать надо, иначе можно вообще не дотянуть. Был, кстати, в истории организации чемпионатов мира эпизод, когда один из руководителей оргкомитета незадолго до начала уехал в больницу и, фактически, весь турнир там и провел. Повторить это упражнение не хотелось бы.
- Как ФИФА оценивает подготовку к чемпионату мира на сегодняшний день?
- Можно с уверенностью сказать, что пока к нам нет никаких претензий, а наши коллеги вполне удовлетворены уровнем сотрудничества и внимания, которое чемпионат мира получает в нашей стране. Все реплики ФИФА это подтверждают, да и визиты ни одного негативного отзыва не принесли. У нас действительно много визитов, они уже не централизованные, как было раньше, а расползаются по отдельным функциям и идут непрерывно. А после жеребьевки это будет развиваться совершенно с иной скоростью, но мы к этому готовы.
У WADA нет претензий по подготовке к ЧМ-2018
- Наши политики, в частности Совет Федерации, обещают очередное "нападение" на чемпионат мира. Вы представляете, что это может быть? Допинг?
- Политикой мы не занимаемся, мы занимаемся организацией крупного международного спортивного праздника. Комментировать что-либо в этой области довольно сложно. Конечно, к тому, что мы делаем, в мире относятся пристально. Отдельные СМИ не упускают ни одной возможности нанести укол, с основаниями и без. Наша задача – давать как можно меньше поводов для этих уколов. Так построить свою работу, чтобы все претензии со стороны были полностью надуманными.
- Но вы же видите, что всяческих громких заявлений многовато: бойкот, допинг, расследование о взятках и так далее.
- Не могу сказать, что футбольный мир на нас ополчился или что идет информационная война. Мы этого не чувствуем. Да, иногда случаются неприятные вопросы. Но в целом подавляющее большинство членов "футбольной семьи" – те, кто любит и занимается футболом, администрируют футбол – все они хотят приехать в Россию. Мы же много ездим, общаемся. Все с большим оптимизмом смотрят на следующее лето. От коллег я слышал только следующее: "Да, обязательно приедем, ни за что не пропустим".
- Негативных материалов не читаете?
- Возможно, в отдельных СМИ есть политические заказы, но в целом атмосфера вокруг чемпионата мира доброжелательная. Просто негатив бывает более заметен. Позитив "спящий", зато его заметно больше. Ни один человек из области футбола за эти семь лет не усомнился, что Россия по праву получила чемпионат мира.
- Можете сказать, что с WADA в плане допинг-контроля уже все согласовано?
- Конечно. Допинг-контроль вообще не является какой-либо проблемой во время международных матчей или чемпионата мира, у нас все процедуры согласованы c WADA, нам все понятно в этой области. Никаких изменений в практиках допинг-контроля внесено не было, и никакие процессы, сейчас происходящие, на это не влияют.
- Допинг-контролем будет заниматься WADA?
- Давайте так, весь этот вопрос – зона ответственности ФИФА в глобальном смысле, оргкомитет никак этого вопроса не касается. Но уже давно известно, что пробы будут отправляться в лабораторию WADA в Лозанну. Никаких претензий у международного антидопингового агентства в вопросах подготовки к чемпионату мира в России нет.
Небольшая задержка сдачи стадионов не повлияет на операционную деятельность
- Правда, что студентов в городах-организаторах выселят из общежитий для того, чтобы там жили сотрудники правоохранительных органов?
- Учебные планы кое-где действительно корректируются. Но, конечно, никого выгонять из общежитий не будут. Минобрнауки по этому поводу уже дало исчерпывающий комментарий. Перегибов на местах быть не должно: всё в этом вопросе планируется тщательно, учебные заведения и общежития подбирались специально, чтобы ничьи права нарушены не были.
- Много ли объектов ЧМ-2018 входят в ставшую уже знаменитой "красную зону", то есть в список объектов, по которым нужно волноваться?
- Глобально – ни один. У нас нет сомнений, что вся инфраструктура и все стадионы будут достроены вовремя и будут принимать матчи чемпионата. Конечно, когда есть огромный объем объектов и инвестиций, где-то появляются задержки, какие-то непредвиденные обстоятельства. Послушайте, у нас две станции метро, а это вообще сложно прогнозируемая история. В какой грунт войдешь, такие темпы строительства и будут. У нас нет сомнений, что к поздней весне 2018 года всё будет готово к проведению чемпионата мира, все инфраструктурные объекты будут на местах.
- Правда ли, что сроки передачи ряда объектов будут перенесены? Например, сроки сдачи стадиона в Самаре?
- Пока это неизвестно, здесь в курсе больше заказчик строительства. Но в целом на нашу операционную деятельность никак не повлияет, если будет небольшая задержка со сдачей стадионов. В конце концов, сдача – это по большей части документы. Нам главное, что мы сейчас видим практически построенные стадионы, в большинстве своем готовые на 85% и даже 95%. Почти везде уже ведется финишная отделка.
- Пытается ли оргкомитет ускорить разрешение конфликта между ПСО "Казань" и одним из подрядчиков стадиона в Самаре – "Стальмонтаж-Электросталь"?
- Деталями конфликта мы не интересовались. Как можем, мы следим за процессом, но для нас главное – конечный результат. Если бы у нас были какие-то сомнения по поводу этого конечного результата, тогда можно было бы говорить о тревоге. Стадион в Самаре, как и другие наши арены, вовремя примет все тестовые матчи, график этих встреч согласован всеми сторонами. Большинство их них – это апрель-май, вторая половина весны.
Все вынесли урок после открытия "Лужников"
- Понятно, какой будет третий тестовый матч в Лужниках, помимо ноябрьской игры с аргентинцами и матча против команды Бразилии в марте?
- По всей видимости, это будет игра сборной России, но кто станет соперником – еще не ясно. Есть несколько вариантов, но до конца вопрос не решен.
- Не возникнет ли проблем с наполнением "Лужников" на игре с бразильцами после тех проблем, что испытали болельщики при выходе с матча против команды Аргентины?
- Определенные уроки из этой ситуации мы извлекли. Сразу после матча обрадовались, что все хорошо, а потом поняли, что придется вносить корректировки. Это нормально для объекта, получившего вторую жизнь. Все заверения, что на игре с бразильцами будут необходимые изменения, мы получили. Все ошибки учтены. Да, выгрузка стадиона была осуществлена неудачно. Теперь распределение потоков будет построено иначе, и все будет для болельщиков комфортно.
- Не станет ли проблемой, что на многих стадионах тестовыми играми станут матчи ФНЛ или каких-то юниорских сборных? Трибуны, вы же понимаете, будут полупустыми.
- Да, будут играть матчи ФНЛ. Все по-разному складывается, клубы разные периоды развития имеют. Мы будем обращать внимание не на картинки с трибун, а на работоспособность стадиона. Картинка – это важно, но не в первую очередь.
- Решен ли вопрос с переносом пресс-центра в Санкт-Петербурге? Виталий Мутко говорил, что поле должно обязательно выдвигаться – это требование ФИФА.
- Нам уже все в этом вопросе понятно. Пресс-центр перенесут на двухъярусную парковку в непосредственной близости. Прямо на нее поставят временные конструкции пресс-центра. Новое место согласовано с ФИФА.
- Изменится ли работа система видеопомощи арбитрам (VAR) на матчах чемпионата мира по сравнению с Кубком конфедераций? Сама процедура вызывала вопросы и у футболистов, и у болельщиков.
- Нарекания были не к самой системе, а скорее к информированию зрителей на стадионе. То есть не все понимали, что происходит. Здесь изменения будут: VAR будет представлена гораздо лучше в графическом смысле для тех, кто находится на стадионе.
Думали, что в Кремле работать будет тяжелее
- Можно сказать, что спрос на билеты ЧМ-2018 на первом этапе продаж превзошел все ваши ожидания?
- Можно назвать его хорошим спросом, вызывающим удовлетворение и наше, и ФИФА. Пока продано почти 750 тысяч билетов. Фаза прямых продаж прошла мгновенно, смели все буквально в течение трех дней. Интерес есть, интерес большой, и это не может не радовать.
- В фазе прямых продаж не участвовала ни четвертая категория, ни билеты на финал и матч открытия. Они не будут доходить до этапа прямых продаж? И вообще они есть?
- Они есть, и их еще можно будет купить во втором этапе, начиная с 5 декабря. Но продажами занимается ФИФА, поэтому детально об этой процедуре могут рассказать только они.
- Несмотря на систему "паспорт болельщика", случаи спекуляции билетами на Кубке конфедераций случались регулярно. Не будет ли какого-то способа с этим бороться уже на чемпионате мира?
- Ни один чемпионат мира пока не обошелся без отдельных эпизодов, связанного со спекулянтами. Массового характера не было, случаи были единичными. Мы работаем над усилением ответственности, изменением законодательства в этой области. Но в целом я не верю, что можно тотально избежать каких-то отдельных инцидентов перепродаж, это пока не удавалось никому. Интерес колоссальный, количество заявок на некоторые билеты достигает цифры 90 человек на один билет.
- Сколько VIP-гостей ожидается на жеребьевке?
- Очень много звезд, легенд футбола. Помимо уже известных ассистентов жеребьевки, приедут Пеле, Роналдо, Роналдиньо, Это'О, Дрогба, Зеедорф и другие. Подбор звезд впечатляющий, я не помню такого праздника, когда в одном месте собиралось столько мировых звезд. В совокупности выходит порядка 30 звезд футбола, это колоссально.
- В январе мы уже говорили с вами о выборе Кремля местом проведения жеребьевки. В процессе подготовки к событию были какие-то сложности, с которыми не ожидали столкнуться?
- Если честно, мы думали, что будет даже сложнее в каких-то моментах, потому что объект особый. Но нам очень помогли коллеги из комендатуры Кремля и лично комендант Сергей Хлебников. Нам очень приятно, что коллеги из разных ведомств понимают важность этого события для нашей страны и всё делают для его успеха. Сложностей не было, а администрация ГКБ подошла с большим энтузиазмом к организации. И правда – сила футбола велика.