Российская саночница Татьяна Иванова, в субботу в четвертый раз ставшая чемпионкой Европы, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Олегу Богатову рассказала о тяжести добытой победы, эмоциях от общения с российскими болельщиками, поддержке немки Татьяны Хюфнер и волшебных словах тренера, сказанных перед решающим стартом.
Иванова в Сигулде (Латвия) выиграла соревнования на одноместных санях, опередив ставшую второй неоднократную олимпийскую чемпионку немку Натали Гайзенбергер.
Международный олимпийский комитет (МОК) в декабре лишил саночников Альберта Демченко (ныне – главного тренера сборной России) и Иванову серебряных медалей Олимпиады-2014 и пожизненно отстранил от участия в Играх. Федерация санного спорта России оспорила решение МОК в Спортивном арбитражном суде (САS), вердикт будет вынесен до 2 февраля.
- Вы знаете, я до сих пор не верю в свою победу (с улыбкой). Я даже не понимаю, как вообще это произошло, потому что мне удалось перед стартом провести всего три тренировочных заезда. А вы же понимаете, что состояние льда совершенно другое – даже по сравнению с нашими спусками здесь во время октябрьского сбора. Входы в виражи и выходы из них совершенно разные, и это надо было очень тонко прочувствовать. Мне кажется, что мой организм в субботу отработал просто на 200%.
Врагу не пожелаю испытать пережитое
- Может быть, это связано с выбросом накопленных эмоций, которые нельзя было выплеснуть во время заседаний в CAS?
- Думаю, что наоборот.
- Или так стресс подействовал?
- Поражены своими внутренними возможностями?
- Да. Честно говоря, я очень устала от всего происходящего. И от продолжающихся судов, в которых мне надо отстаивать свою честь. И в то же время мне надо, несмотря ни на что, показывать высокий результат на соревнованиях. И я безумно рада тому, что все так сложилось именно на трассе в Сигулде, потому что здесь в 2010 году я впервые победила на чемпионате Европы. И теперь снова в Сигулде я выиграла свою четвертую золотую медаль этого турнира.
Назло всем: саночница Иванова выиграла ЧЕ в Латвии. Фото >>>
- Вы сказали, что эмоции после победы были сравнимы с ощущениями восьмилетней давности. Тогда вы были в восторге от своего первого успеха?
- Да. А сейчас – от того, что я смогла все выдержать и победить. И для меня было важно очень хорошо проехать второй заезд, потому что неделю назад на этапе Кубка мира в Лиллехаммере я много наошибалась во второй попытке. И главный тренер немецкой сборной Норберт Лох пожелал мне удачи перед второй попыткой.
Тренер напомнил, что я – "ракетова"!
- Старший тренер сборной России Сергей Леонидович Чудинов мне подсказал: "Таня, вспомни – ты не "шоколадова", ты – "ракетова"!".
- Почему вдруг именно "шоколадова"?
- Раньше я очень любила полакомиться шоколадом – настолько, что один немецкий тренер даже дал мне прозвище – "шоколадова". И в позапрошлом сезоне на этапе Кубка мира в Солт-Лейк-Сити Сергей Леонидович перед второй попыткой пообещал подарить мне ракету, если я на старте покажу определенный высокий результат. Потому что у меня тогда на рюкзачке была подвешена улитка, и он подчеркнул: "Какой талисман у тебя там находится, так ты и стартуешь".
И когда я прошла стартовый отрезок быстрее указанного им времени, он подарил мне серебряную ракету. Но в этом сезоне, когда мы полетели на сбор в Сочи, в аэропорту Шереметьево у меня ее с рюкзака сняли. И я тогда очень расстроилась.
- А кто мог ее отобрать?
- Работники аэропорта. Потом мне подарили вторую такую же ракету, но в этом году после этапа Кубка мира в Винтерберге ее опять не стало, после одной из тренировок. И тогда мы сказали, что подаренная мне ракета просто улетела на Марс (смеется).
И в субботу Сергей Леониодович мне сказал: "Таня, ты не "шоколадова", ты – "ракетова"!". Потому что мне в первой попытке не хватило всего одной тысячной секунды, чтобы обновить (собственный) рекорд трассы в Сигулде. Тренеры подсказали, что именно мне надо немного исправить при прохождении по дистанции. Тренеры готовили сани, а я – готовила себя (с улыбкой).
С Хюфнер поддерживаем друг друга
- Да, Таня - моя давняя и хорошая подруга. И я очень переживала за нее, когда она упала в первом заезде. И сказала ей, что если я все же не поеду на Олимпиаду, то буду за нее болеть. Потому что она и человек хороший, и спортсменка очень сильная. Мы всегда друг друга поддерживаем. И после моей неудачи неделю назад в Лиллехаммере она сказала мне теплые слова поддержки.
Побеждать на старте пора везде!
- В двух попытках вы показали лучшее время старта – для вас это стало неожиданностью?
- Нет, потому что мы много работаем. И я считаю, что такие результаты должны быть на каждой трассе. Пора, пора уже (с улыбкой). Хотя я понимаю, что на каких-то трассах мне бывает тяжело, и не каждая эстакада мне подходит. Возможно, и дальние перелеты из-за океана тоже сказываются, с возрастом акклиматизация проходит труднее (смеется). Мои высокие результаты на старте – следствие нашей совместной работы - и тренеров, и моей.
Победа на ЧЕ одержана вопреки обстоятельствам, заявила саночница Иванова >>>
- Вы давно не выигрывали этапы Кубка мира. Какие эмоции вы ощущали, когда стояли на высшей ступеньке пьедестала почета?
- Как мне кажется, я даже на пьедестале находилась в состоянии шока. И дважды спела гимн России – в честь моих побед в чемпионате Европы и на этапе Кубка мира. Это моя первая победа – и в этом сезоне, и в этом году. И тем более – на чемпионате Европы.
Я понимала, что выступаю одна из команды и просто не могу никого подвести. И самое главное было хорошо выполнить второй заезд, потому что в последнее время он у меня все время куда-то "улетал" - совсем не туда, куда надо (с улыбкой).
- Обычно на старт выходят четыре россиянки, а в Сигулде вы выступали одна. Как вы себя ощущали в такой ситуации?
- Что вам сказала на пьедестале неоднократная олимпийская чемпионка немка Натали Гайзенбергер, оставшаяся второй?
- Думаю, что она очень расстроилась и даже не хотела меня обнимать на подиуме. Потому что они привыкли побеждать везде. А я решила – ты не хочешь, ну и ладно. А мы люди русские добрые - я тебя все равно обниму!
- В Сигулде было много российских болельщиков, вы успели с ними пообщаться?
- Да, и я успела пообщаться и сфотографироваться практически со всеми. И я сказала некоторым из них: "Это уже какая-то традиция складывается. В прошлом году вы не приехали сюда на этап Кубка мира, и я стала третьей. А когда в позапрошлом году вы были в Сигулде, я победила на этапе Кубка мира. И теперь прошу – приезжайте сюда всегда!" (смеется)
Очень приятно выступать, когда видишь много российских флагов и слышишь болельщиков, поддерживающих тебя. И ради таких эмоций хочется кататься и побеждать.
Устала везде доказывать правоту
- Со стороны видится, что перед Олимпиадой вы вышли на высокий уровень готовности. А каковы ваши внутренние ощущения?
- Как давно у вас берут допинг-пробы?
- Я точно не помню, но тестирование началось еще до Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере. И за все это время – ни одной положительной пробы.
На Играх в Сочи перегорела до старта
- Подготовка в олимпийский год сильно отличается от других лет? Внутренний настрой как-то меняется?
И сейчас я более спокойно подхожу к стартам, выхожу на дистанцию и стараюсь показать максимальный результат. Иногда не получается, когда сама где-то ошибаюсь. И я рада, что в Сигулде у меня все сложилось удачно.
Наталия Гарт: надеемся на положительное решение CAS по саночникам Демченко и Ивановой >>>
- Вам удастся сохранить такой потрясающий субботний настрой, такую заряженность, такой кураж на второй день чемпионата Европы?
- Я буду стараться, и в субботу постаралась не расслабляться. Но, честно говоря, я очень устала – у меня нет сил (улыбается). И каждый день мне приходится в чем-то находить силы. Рада, что получается.
Невзгоды закалили характер
- В этом году на вас навалились неприятности и сложности, которые вы, как и все мы, не ожидали. Вы внутренне как-то изменились, может быть, открылись какие-то новые черты характера?
- Мне кажется, что я стала более суровой и по-спортивному злее. И более хладнокровно отношусь ко всему происходящему вокруг.
- Возвращаясь к началу разговора, а почему все-таки "шоколадова"? Вы так были к нему неравнодушны?
- Есть ощущение, что постоянные трудности вас закалили, и вы стали еще сильнее?
- Я надеюсь, что это так.
- Надеетесь или знаете?
- Надеюсь, что я стала сильнее, потому что каждый день встаю и говорю себе - надо все это пройти. Мне победы не достаются так легко, как, возможно, кому-то. Будем продолжать готовиться и преодолевать все трудные моменты. Как бы тяжело не было.
- Наверное, дни, оставшиеся до ожидания вынесения решения CAS, будут для вас самыми сложными в жизни?
- Самое важное – хорошо выступить в воскресенье. А уже потом будем думать о решении CAS. Для нас с Альбертом самое важное – чтобы сняли отстранение МОК от Олимпийских игр. А дальше будем решать другие проблемы – по мере по их возникновения.