Многократный чемпион Европы по санному спорту россиянин Семен Павличенко в интервью специальному корреспонденту агентства РИА Новости Олегу Богатову рассказал о стремлении выигрывать все старты, победе над собственным страхом, дружбе с коллегами-иностранцами и настрое на олимпийское золото.
Павличенко в воскресенье завоевал две золотые медали – в индивидуальных соревнованиях и в эстафете. Теперь на счету россиянина – три личные победы и одна командная на чемпионатах Европы.
Крутые эмоции в эстафете
- Семен, у вас раньше был такой потрясающий день в жизни как в это воскресенье?
- Конечно. И не раз, а дважды - когда у меня родились сыновья Федор и Роман (улыбается). А в спортивном плане – тут были просто потрясающе крутые эмоции в командной гонке.
Мне понравилось, что на спринтерскую гонку я поменял сани - с тех, на которых в воскресенье выиграл чемпионат Европы, на другие. И я ошибся в спринте и потом понял, в чем заключалась моя ошибка. Но в командной гонке я поехал на тех же санях – мне надо было проверить, как они идут по трассе. И мне удалось реабилитироваться в эстафете.
Придется еще поработать, потому что не успел ничего понять: получается совсем разное прохождение по трассе при начале с мужской и женской точек старта. И не получилось ничего особо посмотреть и проверить. Но ничего страшного не случилось, на Олимпийских играх у нас будет шесть тренировочных заездов, мы еще успеем протестировать сани. И все будет отлично.
А тут было просто море эмоций, особенно когда мы выиграли у немцев в командной гонке. И я даже сорвал голос, мы так здорово поорали, когда стояли выше всех на пьедестале почта и переживали, наблюдая, как они идут по трассе.
- Это не вы им кричали "Тормози!"?
- Да, мы орали изо всех сил. И я кричал им – "Скидывай ноги на лед!". Все было просто отлично. Я же тоже скидывал ноги на лед на спринте, сорвав второй заезд (смеется).
– Когда вы выиграли в 2015 году чемпионат мира здесь же, в Сигулде, то сказали мне: "Прикольно, сын только родился, а уже – сын чемпиона мира!"…
- А сейчас уже и второй мой сын будет сыном чемпиона мира и чемпиона Европы.
- Какая из трех личных побед на чемпионате Европы была самая сложная?
- Да я даже не могу сразу сказать. Знаете, когда смотришь на результат сейчас, кажется, что все так легко получилось. Потому что я выиграл и кажется, что победил довольно просто.
А когда смотришь на проделанную работу, выполненную на протяжении многих месяцев с командой, с тренерами, то это совсем не так легко. Это очень сложно – в хорошей готовности подойти к таким соревнованиям как чемпионат Европы.
Хочешь победить красиво - работай!
- Второй заезд в турнире одиночников у вас не очень получился (спортсмен показал 10-е время). А когда вы шли по трассе, чувствовали, что идете на общий первый результат?
- Я знал, что все будет хорошо. И главным было спокойно проехать, стабильно и красиво. Я люблю показывать публике красивую езду и побеждать.
- А как совместить красивую езду с победным результатом?
- Над этим надо очень много работать (смеется). Что мы и делаем на тренировках.
- После первой гонки запас перед шедшим вторым немцем Феликсом Лохом был довольно серьезным?
- Да, я выигрывал полтора десятка секунды. Просто во втором заезде лед был похуже, тем более я стартовал в самом конце списка участников. Но была такая погода, вы сами видели, с большой влажностью. На трассе нарастал иней, состояние льда немного ухудшалось, он становился более медленным.
- Семен, вы всегда настроены очень позитивно. Сами себя заряжаете?
- Не знаю, видимо, у меня семья такая была с детства – меня никто не мучил какими-то дисциплинарными рамками (улыбается). Все были люди веселые, поэтому и я такой раскованный.
Для всех в мире мы - братаны
- Как вас поздравил с победой Лох?
- Да как обычно, сказал мне – "Молодец!" А как еще поздравлять?
- Вы с ним дружите?
- В последние годы мы начали больше общаться, он при встрече спрашивает, как у меня дела. Но Лох есть Лох, он постоянно нос немного задирает.
А есть и нормальные пацаны. Мы реально дружим со всем миром, мы все – братаны. Мы и итальянцев научили – как только видимся, они сразу кричат нам по-русски – "Братан!" И если кто-то из них пишет мне сообщения в социальных сетях, то первое слово у него будет – братан. Латинскими буквами, но братан. Мы дружим и с латышами, и с чехами, и со словаками, и со спортсменами других стран. Мы реально дружим со всеми саночниками. Может быть, кто-то с нами не дружит, но мы - со всеми.
Рад, что победил свой страх
- Вы обыграли Лоха, это добавило вам уверенности перед Олимпиадой?
- А как это может добавить уверенности? Когда выступаешь на соревнованиях, то всегда настраиваешься только на победу. Вот и на этом старте я тоже настраивался на золото. На каких санях не выступал, но настраивался только на победу. Чуть-чуть в спринте не удалось, но все равно настраивался и боролся за первое место. Можно сказать, что переборол самого себя, когда проехал на других санях.
Я ошибся, но потом взял и победил свой страх. Не стал менять сани, на которых ехал в личных гонках, и в эстафете продолжил выступать на тех же, как и в спринте. Да, был риск, но он оправдался, показал высокий результат в командной гонке. И я этому очень рад.
Задача выиграть КМ пока не стоит
- В прошлом году на заключительном этапе Кубка мира вы допустили ошибку и стали четвертым в общем зачете. В воскресенье вы опять ошиблись в спринте и снова стали четвертым, проиграв одно очко занявшему третье место в общем зачете Роману Репилову. Не обидно?
- У России, тем не менее, есть же медаль в общем зачете Кубка мира (улыбается). Так была бы у меня, а теперь есть у Романа.
Я в течение сезона никогда не смотрю, сколько у меня очков в общем зачете. Вообще. Я не обращаю на это внимания – я катаюсь, выступаю, готовлюсь к главным стартам. А там - как уже получится.
Может быть, когда-нибудь общий зачет Кубка мира станет для меня главной задачей сезона. И я буду с лета готовиться и настраиваться на то, что мне надо показать высокий результат в общем зачете.
(Главный тренер сборной России) Альберт Демченко мне как-то сказал, что надо общий зачет Кубка мира подтянуть. В прошлом году я его подтянул, а в этом году закрепил - снова занял четвертое место (смеется).
- Что бы вы хотели в такой успешный и праздничный день сказать своей супруге и детям (Павличенко посвятил победу в чемпионате Европы сыну Федору, которому в воскресенье исполнилось три года)?
- Мою супругу зовут Евгенией, старшего сына Федором, а младшего - Романом. Ему сейчас всего три месяца, скоро будет четыре. Конечно, хочу сказать, что я их всех очень сильно люблю. И готов прожить со своей семьей всю жизнь.
Быть на ОИ рядом с пьедесталом - не для нас
- Какую цель ставите на Олимпиаде?
- У меня всегда настрой только на победу. Мы готовимся выигрывать на любых соревнованиях. И на Олимпийских играх других мыслей у нас нет и быть не может. Просто приехать и выступить, или быть рядом с пьедесталом – не для нас. Настрой – только на победу.
- Когда от участия в Олимпиаде отстраняют ведущую саночницу Татьяну Иванову, лидеров в других видах, это добавляет вам спортивной злости?
- Я не знаю, кто и что должен сделать, чтобы изменить эту ситуацию. Конечно, она раздражает и хотелось бы, чтобы всех наших спортсменов реабилитировали. Очень обидно. И я сам до последнего не знал, поеду я в Корею или нет. Потому что отстраняют всех, кого захотели. Просто всех.
Я знаю, что Татьяна никогда не принимала допинг, она - чистая спортсменка. И я ничего плохого не могу про нее сказать. И вдруг – раз, и ее почему-то дисквалифицировали...